Статистика продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что для того, чтобы максимизировать прибыль, необходимо анализировать статистику реализуемой продукции.
В курсовой работе можно выделить следующие задачи:
Раскрытие сущности и значение понятия статистика продукции
Изучить виды продукции
Исследовать показатели продукции
Исследовать индексы статистики продукции
Привести примеры применения индексов

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Введение

В наше время в России развивается  производство, также вместе с ним  развивается рынок и экономика страны. Раньше в начале 90-х годов при дефиците товаров не было столь острой проблемы реализации продукции, на данный же момент можно сказать, что она существует. Со временем наполнения рынка продукцией растёт конкуренция, что способствует каждому участнику бороться за своё место. Выигрывает же тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию. Именно качество и цена продукции влияют на способность к конкуренции предприятий.

Деятельность любого промышленного  предприятия является производство продукции, которая выступает в  качестве результата процесса производства в его натурально-вещественной форме  и стоимостной форме. С объёмом  продукции непосредственно связаны  размер прибыли, рентабельность и другие показатели. Показатели продукции занимают одно из центральных мест в системе показателей статистики на предприятии.

Основной целью любой организации  – максимизация прибыли, которая  достигается различными способами (например, снижение себестоимости продукции). Сама по себе прибыль является разницей между доходами и затратами, в свою очередь доходы – выручка от реализации продукции.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что для того, чтобы максимизировать прибыль, необходимо анализировать статистику реализуемой продукции.

В курсовой работе можно выделить следующие задачи:

  • Раскрытие сущности и значение понятия статистика продукции
  • Изучить виды продукции
  • Исследовать показатели продукции
  • Исследовать индексы статистики продукции
  • Привести примеры применения индексов

 

 

 

 

Глава 1 Статистика продукции

1.1 Сущность и понятие  продукции

Для начала определим понятие продукции:

Продукция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия, отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны за определенный промежуток времени.

Всю совокупность продуктов принято  подразделять на средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).

С целью планирования и учёта  продукция может измеряться в  натуральном (физических единицах) и стоимостном (в денежных единицах) выражении.

Измерителями объёма продукции  в натуральном выражении являются:

  • физические единицы (штуки, тонны, метры, квадратные метры и другие);
  • условно-натуральные единицы (тысячи условных банок, условные листы шифера и другие).

Объём продукции в стоимостном  выражении определяется различными показателями:

  • готовая продукция - изделия и полуфабрикаты собственного производства, принятые заказчиком или на склад организации, которые являются продуктом с полностью законченной обработкой (комплектацией), соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям.
  • товарная продукция - стоимостная оценка продукции, предназначенной для реализации (готовая продукция, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера);
  • валовая продукция стоимостная оценка всех видов продукции, произведённой предприятием, и в дополнение к элементам, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершённого производства за соответствующий период, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;
  • чистая продукция - вновь созданная стоимость в результате хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;
  • реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону и оплаченной (подлежащей оплате) продукции за соответствующий период.

1.2 Продукция промышленности

Так как продукция является результатом  производства предприятия, то все результаты можно объединить продукцию промышленности.

Продукция промышленности – прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятий, выражающийся в форме продуктов, либо работ  и услуг промышленного характера.

К промышленной продукции не относят:

  • брак - продукцию, не соответствующую ГОСТам, стандартам или техническим условиям;
  • отходы производства, представляющие собой косвенный результат использования исходного сырья и материалов. Однако, если часть отходов реализуется и предварительно подготавливается к реализации, то стоимость подготовки (мойка, сушка, прессовка) включается в стоимость промышленной продукции, при условии, что эти работы выполнялись силами промышленно-производственного персонала.

По степени готовности выделяются следующие элементы промышленной продукции: готовые изделия; полуфабрикаты, незавершенное  производство.

Готовые изделия представляют собой  промышленную продукцию, которая не подлежит на данном предприятии дальнейшей обработке.

Полуфабрикаты - это продукты, прошедшие основные стадии обработки в рамках данной технологии, они имеют черты товарности, т.е. могут быть реализованы за пределы предприятия или храниться на складе.

Незавершенное производство - это продукция начатая, но еще не законченная, т.е. находящаяся в стадии обработки в цехах основного производства.

По назначению промышленная продукция  делится на продукцию, предназначенную  для реализации, и продукцию, предназначенную  для собственных нужд.

Для правильности учета промышленной продукции в натуральном выражении  разрабатывается единая номенклатура изделий. Этой номенклатурой обязаны  руководствоваться все предприятия  независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Без единой номенклатуры невозможно получить полные итоги производства важнейших видов продукции в натуральном выражении.

Продукция может учитываться в  натуральных единицах измерения: количестве штук, метров, килограммов и т.д. В  случаях, когда приходится иметь  дело с несколькими разновидностями  продукции, обладающими при этом общими потребительскими свойствами, в целях упрощения учёта применяются  условно-натуральные единицы измерения. При этом разные продукты выражаются через единицу измерения одного продукта, принятого за условный натуральный  измеритель. Для учёта объёма продукции  через условно-натуральные показатели следует умножить её объём в натуральных единицах измерения на коэффициент перерасчёта. Таким образом учитывается, например, объём поданных блюд в пересчёте на содержание конкретных продуктов, объём выпущенного металлопроката в перерасчёте на содержание стали.

Учет в натуральной форме  показывает, какие потребительные стоимости  и в каком количестве были произведены.

Пересчет в условные измерители осуществляется путем перемножения количества каждого вида продукции  на соответствующие коэффициенты перевода.

Переводные коэффициенты устанавливаются  на основе соотношения качественных характеристик отдельных разновидностей продукта по основному потребительскому свойству.

Также немаловажную роль в статистике промышленной продукции играет статистика объёма производства и реализации продуктов.

Основными задачами статистики объёма производства и реализации продукции на предприятиях являются:

  • оценка динамики по основным показателям объёма, структуры и качества продукции
  • выявление степени влияния основных факторов на показатели объёма производства и реализации продукции;
  • характеристика выполнения плана по объему, ассортименту продукции с учетом выполнения договорных обязательств; характеристика ритмичности производства, выпуска и реализации продукции.

Особое место занимает статистический учет продукции.

Статистический  учет продукции имеет ряд особенностей:

  1. Во-первых, что промышленной продукцией считается результат деятельности предприятия, т.е. то, к чему был приложен труд. Поэтому если часть поступившего на предприятие сырья была без переработки реализована на сторону, то она не войдет в объем продукции данного предприятия.
  2. Во-вторых, учитывается результат именно промышленно-производственной (т.е. основной), а не всей деятельности предприятия. Это означает, что продукция непромышленного производства, например продукция подсобного сельского хозяйства, капитального строительства, столовых, а также работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений включаются в объем продукции других отраслей материального производства (соответственно сельского хозяйства, капитального строительства и т.д.).
  3. В-третьих, учитывается прямой результат промышленно-производственной деятельности, соответствующий ее непосредственной цели. Таким образом, к промышленной продукции не относятся технологические отходы, получаемые в связи с неполным использованием исходного сырья и материалов: металлическая стружка на предприятиях машиностроения, опилки и обрезки на лесопильных заводах, обрезки кожи на кожевенно-обувных комбинатах и т.д. Но если отходы используются для производства продуктов, то они учитываются в стоимости этих продуктов. От отходов следует отличать сопряженные продукты, которые получаются в процессе производства основных продуктов. Они имеют самостоятельное значение, и их выпуск включается в объем продукции предприятия.
  4. В-четвертых, выделяется полезный результат промышленно-производственной деятельности, который удовлетворяет установленным требованиям и может быть использован по прямому назначению. Поэтому не считается продукцией производственный брак всех видов, в том числе и реализованный на сторону.

Статистический  учет продукции может осуществляться в натуральном, трудовом и стоимостном выражении. Продукт в натурально-вещественной форме может учитываться в натуральных единицах измерения (в физических единицах - шт., т, кг).

Учет  продукции в натуральном выражении позволяет осуществить контроль за выполнением производственного плана и предупредить возникновение диспропорций в работе отдельных подразделений (цехов) предприятия. В отчетности предприятий в натуральном выражении показывается выпуск не всех видов продукции, т.к. это сильно увеличивало бы объем отчетности. Номенклатура важнейших видов продукции, выработка которых должны показываться в натуральном выражении, разрабатывается органами государственной статистики. Разновидностью натурального учета является учет продукции в условно-натуральных измерителях.

Для определения  объема продукции в условных натуральных  единицах измерения (qусл) следует объем продукции в натуральных единицах измерения (qнат) умножить на коэффициент пересчета(Кпересеч):

 

Коэффициент пересчета определяется отношением

 

Пример способа расчёта можно  увидеть в приложении с.6 таблица 1.

В некоторых случаях коэффициенты пересчета устанавливаются по соотношению  трудоемкости или затрат времени  работы оборудования (например, при  пересчете количества выработанного  передельного и литейного чугуна в количестве передельного чугуна). При этом надо иметь в виду, что условные натуральные измерители продукции не заменяют, а дополняют натуральные и в экономическом анализе их следует использовать совместно.

Сущность учета продукции в трудовом выражении заключается в том, что объем выработанной продукции измеряется в нормативных человеко-часах, т.е. количеством труда, которое необходимо затратить на выработку данной продукции по действующим нормам. Для этого количество продукции каждого вида в натуральном выражении умножают на нормативную трудоемкость единицы; произведения суммируют.

Обобщающую  характеристику производства продукции  в целом по предприятию, отрасли  промышленности, региону можно получить с помощью стоимостного учета. В  этом случае для учета продукции  применяются оптовые и розничные  цены.

Учет  продукции на микроуровне (в фирме, на предприятии), а также в отрасли должен быть сопоставим по методологии с макроэкономическим учетом, т.к. показатели продукции по отдельным видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД используются в СНС при вычислении ВВП. В качестве основных показателей отрасли используются показатели валового выпуска (ВВ) и валовой добавленной стоимости (ВДС). Показатели выпуска и ВДС исчисляются в текущих (на момент производства, а не момент реализации) и постоянных ценах. Оценка показателей продукции в постоянных ценах используется для изучения динамики физического объема произведенной продукции.

Информация о работе Статистика продукции