Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение статистического изучения вариации цен.
Информационной базой написания курсовой работы послужили учебные пособия, учебники, практические пособия по данной теме отечественных авторов.

Содержание

Введение…………………………………….....……………………......…..…3
I. Теоретическая часть…...………………………...………………...…....5
1. Статистика цен...........................................………………………...……....5
1.1. Понятие цен…………………………………..………………………..…7
1.2. Понятие инфляции……………………………………………………...10
2. Статистические методы изучения цен ………....….…….……………...11
2.1. Метод статистической сводки...............................................................11
2.2. Метод группировки…………………………....…..…..........................14
2.3. Индексный метод..…………………………………..….……………..15
2.4. Графический метод................................................................................18
3. Вывод по методам.......................................................................................19
II. Расчетная часть......................................................................................21
III. Аналитическая часть...........................................................................30
Заключение......................................................................................................35
Список литературы.........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 24 Мой.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как  оборот и остатки наличных и безналичных  денежных средств,  сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается  с помощью ряда показателей:

- соотношения денежной  и товарной массы в статистике  и динамике;

- соотношения темпов  роста денежной эмиссии и цен;

- соотношения темпов  роста доходов и цен.

 

2. Статистические методы изучения цен

2.1. Метод статистической  сводки

Статистическая сводка – это научно организованная обработка  материалов наблюдения, включающая в  себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых  и общих итогов, расчет производных  показателей (средних, относительных  величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой  совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой. Например, для получения общего количества денежной массы  в стране достаточно сложить данные о наличных и безналичных средств в обращении (на конец 2007 года денежная масса в стране составила 3212,7 млрд. рублей). По технике или способу выполнения сводка может быть ручной либо механизированной (с помощью ЭВМ).

Статистическая сводка должна проводиться по определенной программе и плану.

Программа статистической сводки устанавливает следующие  этапы:

  • выбор группировочных признаков;
  • определение порядка формирования групп;
  • разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;
  • разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и порядке изложения и представления результатов.

В сводке статистического  материала отдельные единицы  статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

 

2.2. Метод группировки

Статистическая группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из них характеризуется системой статистических показателей.

Метод группировки позволяющий  выделять в изучаемой совокупности социально-экономические типы, помогает в переходе от характеристик единичного к сводным (обобщающим) показателям  совокупности в целом или ее частей (групп). Отграничение качественно однородных в существенном отношении групп социально-экономических явлений — одно из непременных условий научного применения в статистическом исследовании метода обобщающих статистических показателей. Нарушение принципа качественной однородности изучаемой совокупности приводит к получению нетипичных характеристик, искажению результата исследования.

Виды статистических группировок.

По содержанию:

1. Типологическая –  разделение совокупности на классы, социально-экономические типы (государственные предприятия, ОАО, ООО, ЗАО)

2. Структурная – разделение  совокупности по какому-либо одному  признаку. (Возраст)

3. Аналитическая группировка  характеризует взаимосвязь между  признаками один из которых  является факторным другой результативным.

По структуре:

1. Простая (монотетическая)

2. Сложная (политическая)

— Комбинационная

— Многомерная

Многомерные группировки  используются в статистике, когда  проводится группировка по нескольким признакам. Применяют на практике метод  многомерной классификации с использованием вычислительных машин. Наиболее простым методом многомерной классификации является многомерная средняя, которой называется средняя величина нескольких признаков для одной единицы совокупности. Она определяется из относительных величин, как правило, из отношений абсолютных значений признаков для единицы к средним значениям этих признаков.

Результаты сводки и  группировки должны быть представлены так, чтобы ими можно было пользоваться.

Существует 3 способа  представления данных:

1. данные могут быть  включены в текст.

2. представление в  таблицах.

3. графический способ.

Статистическая таблица  – система строк и столбцов, в которой в определенной последовательности излагается статистическая информация о социально-экономических явлениях.

Обязательно, при группировке, используют характеристику, по которой  будет проводиться эта группировка  – группировочный признак. Для того чтобы отделить одну группу от другой применяют интервалы группировки.

Интервал – количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой, т.е. он очерчивает количественные границы групп. На количество выделяемых групп существенное влияние оказывает степень колеблемости группировочного признака: чем она больше, тем больше следует образовать групп.

 Расчленение совокупностей единиц по группам производятся:

1. По одному признаку, т.е. простая группировка (монотетическая);

2. По 2-м или более признакам, т.е. сложная группировка (комбинационная, политетическая).

В статистике интервалы  бывают 2-х видов:

• Закрытые – это, когда указывается верхняя и нижняя границы интервала. Такая запись предполагает, что единица, у которой значение признака совпадает с верхней границей интервала, относится к следующей группе.

• Открытые – имеют неопределенные границы, они сопровождаются словами «до», «свыше», «примерно».

По величине группировочного  признака интервалы подразделяются на:

1) равные;

2) неравные интервалы.

Использование равных интервалов облегчает анализ материалов, полученных в результате группировки. Это позволяет  предугадать, к каким изменениям приведет увеличение или уменьшение группировочного признака, положенного в основу группировки. Отсюда - следует прибегать к равным интервалам.

При исследовании экономических  явлений могут применяться неравные (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие) интервалы.

Группировки с равными  интервалами целесообразны в  тех случаях, когда вариация проявляется  в сравнительно узких границах и  распределение является практически  равномерным.

Для группировок с  равными интервалами величина интервала:

і = ,

где xмакс, хмин – наибольшее и наименьшее значение признака, n – число групп.

 

 

2.3. Индексный метод

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит  индексному методу. Сравнение цен  одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

                                                                                                (1.5)

где    pi0 ,   pi1   – цены на товар в базисном и текущем периоде.

Индекс средних цен применяется  при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным  территориям и субрынкам:        

                                                                            (1.6)

где  pi1, qi1 - цена  и количество проданного   i - го вида товара(товара на i-й территории или i - м   субрынке) в отчетном году,  i=l,…, n;

        pi0, qi0 - цена  и количество проданного   i - го вида товара(товара на i-й территории или i - м   субрынке) в базисном году,  i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось  суммированию.

Основной формой индекса  цен для совокупности разнородных  товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров.

 Чтобы выявить непосредственно  изменение цен, необходимо зафиксировать  показатели количества на одном  из уровней:

– базисного периода времени (формула Ласпейреса)                                                                                               (1.7)

- текущего периода  времени (формула Пааше):   .          (1.8)

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы  Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение динамики розничных цен (например, для получения  дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде.

Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).

Доказано, что наилучший  линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

Формула Эдворта - Маршалла:                    (1.9)           

Формула (1.9) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:                                                     (1.10)                               

который оценивает не только набор товаров базисного  периода по ценам текущего, но и  набор товаров текущего периода  по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.

Разновидностью розничных  цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых  цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен:

                                                            (1.11)

где  n1, p1, q1 – норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году,

        n0, p0, q0 – норма наценки, цена и количество товаров в базисном году;

        k  – число i-x разновидностей  товаров;

Так как расход продуктов  в производстве продукции массового  питания учитывается в стоимостных единицах, то для расчета используется формула среднего гармонического индекса:

 

                                                                                     (1.12)

где inp =  in × ip  = n1p1 / n0p0

Формула индекса цен массового питания имеет вид:

                                                                (1.13)

Индексы при систематическом расчете  из года в год образуют индексные  ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.

 

 

2.4. Графический метод

Статистические графики  – условные изображения числовых величин и их соотношений посредством  линий, геометрических фигур, рисунков.

Информация о работе Статистика цен