Статистическое изучение малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
- рассмотреть основные определения и систему показателей статистики изучении коммерческой деятельности;
- выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих динамику развития малого предпринимательства в регионах России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы изучения малого бизнеса……………………... 6
1.1 Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении
коммерческой деятельности……………………………………………………... 6
1.2 Понятие и значение малого бизнеса……………………………………….. 10
Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства
в регионах России за январь-июнь 2011г………………………………………. 17
2.1 Количество зарегистрированных малых предприятий…………………… 17
2.2 Среднесписочная численность работников малых предприятий……….... 19
2.3 Оборот малых предприятий………………………………………………… 22
2.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………….. 24
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы……………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая статистика. Статистическое изучение малого бизнеса.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

АННОТАЦИЯ

 

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

Темой данной курсовой работы является «Статистическое изучение малого бизнеса в России». Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения малого бизнеса. Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа.

Во второй главе проводится статистическое исследование динамики развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.

В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития малого бизнеса в России на основе полученных результатов исследования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………… 4

Глава 1 Теоретические основы изучения малого бизнеса……………………... 6

1.1 Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении

коммерческой деятельности……………………………………………………... 6

1.2 Понятие и значение малого  бизнеса……………………………………….. 10

Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства

в регионах России за январь-июнь 2011г………………………………………. 17

2.1 Количество зарегистрированных малых предприятий…………………… 17

2.2 Среднесписочная численность  работников малых предприятий……….... 19

2.3 Оборот малых предприятий………………………………………………… 22

2.4 Инвестиции в основной капитал  на малых предприятиях……………….. 24

Заключение………………………………………………………………………. 29

Список используемой литературы……………………………………………... 31

Приложение……………………………………………………………………… 32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический, и от части политический уровень развития страны. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые, по общепринятой терминологии, определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Сектор малый бизнес образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров или услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственно и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения МБ. К числу первых наиболее часто относят среднесписочную численность работающих, годовой объем (объем продаж) и балансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используются следующие: незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности; ее зависимость; управление фирмой ее владельцами. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малый бизнес не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.

Актуальность темы курсовой работы обозначена всем выше сказанным.

Объектом исследования является регионы России. Предметом исследования выступает текущая ситуация динамики развития малого предпринимательства. Цель курсовой работы состоит в изучении развития малого предпринимательства в регионах за прошедший период оценка внешней среды, в которой развивается малый бизнес, а также оценка влияния изменений в методах экономического и неэкономического регулирования деятельности малого предпринимательства.

Задачи работы:

- рассмотреть основные определения  и систему показателей статистики изучении коммерческой деятельности;

- выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;

- провести расчёт статистических  показателей, характеризующих динамику развития малого предпринимательства в регионах России.

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

1.1 Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении коммерческой деятельности

 

Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Эти статистические величины характеризуют объемы изучаемых процессов (численность работников, объем товарооборота), их уровни (например, уровень производительности труда работника торговли), соотношение (например, между продавцами и другими категориями работников магазина) и т, д. В практике исчисляются разнообразные статистические показатели, относящиеся ко многим сторонам жизни общества. [4,с.19]

Статистические показатели, отображая экономические категории, имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Качественная сторона показателя отражается в его содержания безотносительно к конкретному размеру признака, например в раскрытии того, что представляют собой согласно экономической теории розничный товарооборот, издержки обращения и т, д. Количественная сторона статистического показателя – это его числовое значение. Например, объем розничного товарооборота магазина в изучаемом году составил 10,5 млн. руб.

Статистические показатели выполняют ряд функций и прежде всего познавательную и управленческую (контрольно-организаторскую), Однако некоторые из них (экономические), кроме того. Познавательная функция статистических показателей заключается в том, что они характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов, происходящих в обществе. Обобщающие показатели служат базой анализа и прогнозирования социально-экономического развития отдельных районов, областей, регионов и страны в целом, Изучая количественную сторону явлений, познавая ее, экономист анализирует качественную сторону объекта, проникает в его сущность.

Статистический показатель выполняет также важную управленческую функцию, суть которой состоит в том, что он является важнейшим элементом процесса управления на всех его уровнях, В связи с переходом на рыночные отношения эта роль статистических показателей возрастает. Усиливается контроль за ходом выполнения договоров и другими сторонами деятельности предприятий, связанными с качеством обслуживания покупателей и экономическими результатами работы коллективов магазинов. [5,с.33]

Многообразие функций и целей, которые выполняют статистические показатели, определяет их виды. Показатели, исчисляемые в статистической практике, можно подразделить на группы по следующим признакам:

  1. по сущности изучаемых явлений. Статистические показатели бывают объемные, характеризующие размеры процессов (объем товарооборота), и качественные, выражающие собой количественные соотношения, типичные свойства изучаемых совокупностей (например, уровень производительности труда);
  2. по степени агрегирования явлений. Статистические показатели подразделяются на индивидуальные, характеризующие единичные, процессы, и обобщающие, отображающие совокупность в целом или ее части;
  3. в зависимости от характера изучаемых явлений. Среди статистических показателей выделяют интервальные и моментные. Данные, выражающие развитие явлений за отдельные периоды времени, являются интервальными показателями, например товарооборот за месяц, квартал, год, Они характеризуют процесс изменения признаков. К моментным показателям относят те из них, которые отражают состояние явления на определенную дату (момент), Это может быть величина товарных запасов, число предприятий на начало или конец периода. Если показатели процесса (интервальные) можно суммировать, то данные, приведенные, на конкретную дату, складывать чаще всего нецелесообразно.

Чтобы статистические показатели правильно отражали изучаемые явления, необходимо выполнять следующие требования:

1) опираться при их построении  на положения экономической теории, а также на статистическую  методологию и опыт статистических  работ управления торговлей; стремиться  к тому, чтобы показатели выражали  сущность изучаемых явлений и  давали им 1 точную количественную оценку;

2} добиваться полноты информации  как по охвату единиц изучаемого  объекта, так и по комплексному  отображению всех сторон протекаемого  процесса;

3) обеспечивать сравнимость статистических  показателей посредством единообразия  исходных данных в пространственном и временном отношениях, а также применяя одинаковые единицы измерения;

4) повышать степень точности  исходной информации, на основе  которой исчисляются показатели, так как данные достоверны  только в том случае, если они  полностью совпадают с действительными размерами процессов, правильно характеризуют их содержание.

С достоверностью данных связано понятие точности, которую обычно отождествляют с областью неопределенности результата измерения, предполагающего допустимые пределы действительного размера величины изучаемого явления. Это требование дополняется понятием надежности оценки точности, основывающейся на определенной степени вероятности, поскольку размер отклонений в пределах поля допуска всегда связан с вероятностью. [5,с.68]

Статистические показатели, являясь отражением объективной действительности, взаимозависимы. Поэтому они обычно рассматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной связи, поскольку по одному показателю, характеризующему только одну или несколько сторон явления, нельзя составить цельное представление об изучаемом процессе. Например, для характеристики деятельности магазина необходимо рассмотреть несколько показателей (объем товарооборота, основные фонды и др.), которые, находясь в определенной взаимосвязи, и образуют систему статистических показателей,

В основе разработки систем показателей должны лежать глубокое знание сущности анализируемого объекта и четко сформулированная целевая установка процесса исследования с выделением основного звена во всей совокупности показателей. В магазине важнейшим показателем, вокруг которого группируются другие, является товарооборот. К требованиям научности систем; показателей относится также взаимная их связь друг с другом, обусловленная логикой реальных процессов, протекаемых в торговле, содержанием коммерческой деятельности.

Системы: статистические показателей имеют разный масштаб, например, они характеризуют деятельность магазина, ассоциации, торговли района, области и т, д. Кроме того, выделяются подсистемы показателей, с помощью которых изучаются отдельные сферы деятельности предприятий отрасли, например подсистема показателей по труду, материальным ресурсам, финансовым средствам и др.

Как бы ни была хороша система показателей, она не дает однозначной характеристики исследуемого объекта. Поэтому возникает потребность в поисках таких интегральных или комплексных показателей, которые бы отражали изучаемую совокупность в целом, В последнее время статистикой предложен целый ряд обобщающих показателей, например для оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятий и качества их работы. [5,с.69-70]

 

1.2 Понятие и значение малого бизнеса

 

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [3,с.46]:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Статистическое изучение малого бизнеса в России