Статистическое изучение малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
- рассмотреть основные определения и систему показателей статистики изучении коммерческой деятельности;
- выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих динамику развития малого предпринимательства в регионах России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы изучения малого бизнеса……………………... 6
1.1 Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении
коммерческой деятельности……………………………………………………... 6
1.2 Понятие и значение малого бизнеса……………………………………….. 10
Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства
в регионах России за январь-июнь 2011г………………………………………. 17
2.1 Количество зарегистрированных малых предприятий…………………… 17
2.2 Среднесписочная численность работников малых предприятий……….... 19
2.3 Оборот малых предприятий………………………………………………… 22
2.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………….. 24
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы……………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая статистика. Статистическое изучение малого бизнеса.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4.2

Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-июне 2011 г. относительно января-июня 2010 г.(с учетом ИПЦ)

Изменение объемов инвестиций

Количество регионов

Регионы, данные по которым отсутствуют

2

Сильное сокращение (50-100%)

7

Среднее сокращение (30-50%)

10

Небольшое сокращение (до 30%)

16

Небольшое увеличение (до 30%)

13

Среднее увеличение (30-50%)

9

Сильное увеличение (50-100%)

11

Очень сильное увеличение (свыше 100%)

15


 

Среднее сокращение (30-50%) показателя зафиксировано в Липецкой области (показатель сократился на 48,8%), Республике Татарстан (на 44,1%), Свердловской области (на 40,3%), Удмуртской Республике (на 39,4%), Астраханской (на 39,3%) и Московской (на 38,0%) области, Республике Хакасия (на 37,2%), Ставропольском крае (на 34,7%), г. Москве (на 34,2%) и Республике Саха (Якутия) (на30,8%).(Приложение 2, рисунок 5).

В Приложении 3 представлена типология российских регионов, составленная на основе следующих показателей развития малых предприятий:

  1. динамика количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей региона в 2009-2010 гг.;
  2. динамика среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в 2009-2010 гг.;
  3. динамика объема оборота малых предприятий в 2009-2010 гг. (с учетом ИПЦ);
  4. динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2009-2010 гг. (с учетом ИПЦ).

Положительная динамика всех четырех показателей отмечена в 12 регионах. Положительная динамика трех показателей характерна для 17 регионов, из них в 1 регионе отмечено снижение количества малых предприятий, в 5 регионах – среднесписочной численности занятых, в 1 регионе – объема оборота малых предприятий, в 10 регионах сократился объем инвестиции в основной капитал на малых предприятиях. В 27 регионах на фоне увеличения количества малых предприятий и среднесписочной численности занятых на них работников отмечено сокращение объема оборота и инвестиций в основной капитал. В 18 регионах отмечен рост лишь по одному из рассматриваемых показателей, в 9 регионах – по всем показателям зафиксирована негативная динамика.

1. По итогам 2010 года по сравнению  с 2009 годом в целом по стране  положительная динамика отмечается  только по показателю объема  оборота малых предприятий (без микропредприятий). По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятий) зафиксирована отрицательная динамика.

Динамика основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в целом по Российской Федерации за последние 3 года приведена на рисунке в приложении 3.

2. На 1 января 2011 года количество  зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 год превысил показатель 2009 года на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%).

3. Итоги деятельности малых предприятий  в 2010 году в региональном разрезе  можно рассматривать как умеренно позитивные. В 45 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 36 регионах, объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) – в 58 регионах; инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) – в 30 регионах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малое предпринимательство несет в себе огромный потенциал для развития экономики и общества в целом.

Наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая целевая и нецелевая конкуренция, ведущая, с одной стороны к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получить большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Постоянный поиск то появляющихся, исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, т.к. малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого бизнеса.

В данной курсовой работе была дана оценка развитию малого предпринимательства в регионах России за январь-июнь 2011г.

  1. По итогам первого полугодия 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий. При этом объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в рассматриваемом периоде сократились.
  2. На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 5,3%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5%.Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 10,2%. На фоне положительной динамики указанных показателей объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в первом полугодии 2011 года оказался на 6,1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
  3. Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 51 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 68 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 48 регионах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. Российская Академия предпринимательства. - М.: «Анкил», 2012. – 55 с.
  3. Буев В.С., Мигин С.А., Смирнов В.Б., Шамрай А.Н., Шестоперов А. А. Интегральные показатели развития малого предпринимательства. М.: Бизнес-Тезаурус, 2011. – 41 с.
  4. Ефимова М.Р., Рябушкин Т.В., Ипатова И.М., Яковлева Н.И. Общая теория статистики / М.Р. Ефимова, Т.В. Рябушкин, И.М. Ипатова, Н.И. Яковлева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 279с.
  5. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика / Ю.Н. Иванов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480с.
  6. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв. ред. А. А. Московская. М.: НИУ ВШЭ, 2011.
  7. Широкова Г.В, Управление предпринимательской фирмой. СПбГУ: изд-во Высш. школа менеджмента, 2011. - 384 с.
  8. http://www.rcsme.ru/ - Ресурсный центр малого предпринимательства
  9. http://smb.gov.ru/ - Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
  10. http://idesbus.ru/- Статистика предпринимательства
  11. http://statistika.ru/ - данные Росстат, Госкомстат государственная статистика.
  12. www.siora.ru – сайт Российского агентства поддержки малого предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 



Информация о работе Статистическое изучение малого бизнеса в России