Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование эффективности функционирования страхового маркетинга и анализ динамики развития страхового рынка.
Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
•изучение экономической сущности страхового маркетинга, его значения;
•исследование факторов, определяющих развитие страхового маркетинга;
•проведение анализа динамики развития страхового рынка РБ;
•подведение итогов анализа;
•предложение направлений совершенствования страхового маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………………………...6
1.1 Экономическая сущность и назначение страхового маркетинга………....6
1.2 Структура страхового маркетинга………………………………………….8
1.3 Факторы, определяющие развитие страхового маркетинга……………..13
1.4 Нормативно-правовые акты, регулирующие маркетинговую
деятельность в страховании………………………………………………….....15
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО
МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….....20
2.1 Анализ динамики развития страхового рынка в РБ…………………...….20
2.2 Анализ эффективности функционирования страхового маркетинга на примере РДУСП «Стравита»…………………………………………………... 26
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………… ………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…36
Цель рыночного маркетинга состоит в том, чтобы совершенствовать деятельность страховщика и повышать прибыльность страховой компании за счет анализа состояния внешней среды и изменения товарной политики.
Организационный
маркетинг нацелен на повышение
эффективности страховой
На мой взгляд, организационный маркетинг наиболее приемлем, нежели рыночный, потому как воздействовать на факторы внутренней среды гораздо легче, чем на факторы внешней. От выбора направления маркетинга зависит возможность страховой компании справляться с разными видами рисков, воздействовать на них, а соответственно путем своего функционирования на рынке получать доход и быть прибыльной, что крайне необходимо в условиях конкурентной борьбы.
Разделение маркетинга на
Разработка
оптимальной страховой услуги, эффективная
поддержка продаж и совершенствование
организационной структуры
Увязка инструментов организационного и рыночного маркетинга представляет собой сложную задачу. При этом процедуру оптимизации необходимо строить на основании принципа получения максимальной эффективности на единицу вложений в маркетинговые мероприятия. Если, например, принять позицию страховой компании, то измерителем эффективности маркетинговых инструментов выступает объем продаж страховых продуктов. В данном случае принцип достижения максимального эффекта можно выразить следующим соотношением:
П=>Пmax
при условии Зр+Зо– const,
где П и Пmax– фактический и максимальный объем продаж, а Зр и Зо – затраты на рыночный и организационный маркетинг [1].
Рассматривая аналитическую функцию наиболее подробно ранее, я отмечала, что изучение рынка происходит в разрезе видов страхования и охватывает пять основных элементов, но существует важная составляющая, являющаяся основой страхового маркетинга наравне с изучением рынка – сегментация.
Именно через политику рыночной сегментации проводится в жизнь один из важнейших принципов маркетинга – принцип ориентации на потребителя. Рыночная сегментация дает возможность выявить наиболее важные черты каждой группы потребителей и сориентировать свою политику на удовлетворение специфических потребностей в страховых услугах.
В качестве признаков сегментации могут использоваться:
Таким
образом, сегментация рынка –
выбор стратегии разделения рынка
на отдельные элементы, отличающиеся
друг от друга разными возможностями
реализации страховых продуктов. Цель
сегментации – достижение лидерства
в определенной части рынка, максимальное
проникновение на отдельные сегменты.
Правильная сегментация и выбор
целей в большой степени
Существуют два основных типа сегментации страхового рынка: маркетинговая и техническая.
Маркетинговая (поведенческая) сегментация – разделение страхового рынка в соответствии с критериями, позволяющими определить поведение потребителей при приобретении страхового продукта. Этот вид сегментации направлен на выделение групп, совпадающих по потребительскому поведению на стадии приобретения и использования страхового продукта.
Техническая сегментация направлена на оценку риска наступления страховых событий для страхователя. Техническая сегментация рынка и страхового портфеля компании направлена на оформление сегментов, максимально близких по уровню риска; выделение легко заметных внешних факторов, позволяющее точно оценить индивидуальный уровень риска.
Исследование и сегментация рынка позволяют страховщикам строить маркетинговую стратегию.
Маркетинговая стратегия - это комплексная реализация данных, полученных в процессе изучения рынка, позволяющая провести комплексную оценку исходного материала в динамике по состоянию рынка, выработать оптимальную систему рыночных действий страховой компании. Ее назначение состоит в эффективном планировании рыночных действий.
Соответственно, исходными предпосылками для построения маркетинговой стратегии являются свойства страхового рынка, прогноз действий конкурентов и возможности самой страховой компании (прежде всего – финансовый потенциал, территориальное присутствие, наличие широкой гаммы страховых продуктов, разнообразие систем сбыта).
Инструментами реализации маркетинговой стратегии являются:
Принято
выделять следующие основные критерии
оптимальности и эффективности
маркетинговой стратегии: максимизация
прибыли; повышение репутации
Для разработки маркетинговой стратегии может быть использован вероятностный подход, когда каждому значению внутренних и внешних параметров ставится в соответствие определенная вероятность реализации, а далее на основе экономико-математического моделирования определяется наиболее перспективный вариант маркетинговой стратегии. Однако этот способ является достаточно сложным. Легче применить иной подход. В его рамках задаются три сценария развития страхового рынка — пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. Далее на них накладывается перспективное видение возможностей компании, а также прогноз действий конкурентов. Их совместное рассмотрение дает возможность сформулировать основной и вспомогательные варианты маркетинговой стратегии. Выбор вариантов маркетинговых действий компании осуществляется исходя из принципа обеспечения максимальной эффективности на единицу вложений. Важным требованием к ней является гибкость, т.е. возможность приспособления к ранее непредвиденным внешним условиям.
С точки зрения страховщика, наиболее привлекательными сегментами являются части рынка, которые характеризуются:
Следует отметить, чтонатакого рода сегментах, как правило, самая высокая конкуренция, поэтому, осуществляя собственное позиционирование, компания должна соотносить собственные возможности (прежде всего инвестиционные), а также свойства своих страховых продуктов с конкурентным окружением. Оценка перспективности позиционирования компании на том или ином рынке осуществляется при помощи социологических опросов, в ходе которых населению предлагается провести сравнительную оценку соперничающих компаний и их продуктов. На данный анализ накладывается оценка долей страховщиков по сегментам. С учетом этого определяются зоны перспективной и бесперспективной конкуренции.
В настоящее время наибольшее развитие получил рыночный страховой маркетинг. Его основанием является исследование страхового рынка.
После разработки маркетинговой стратегии, как правило, в сфере маркетинга особое место занимают приемы и методы продвижения и реализации страховых продуктов.
Методы продвижения страховых услуг от страховщиков к потенциальным клиентам разнообразны, но в практике страхования выделяют три метода: экстенсивный, исключительный и выборочный. Экстенсивный метод продвижения страховых услуг заключается в использовании любых посредников страховой компании, способных оформить один или несколько договоров страхования данного вида. Исключительный метод продвижения страховых услуг состоит во взаимодействии страховой компании с одним генеральным страховым агентом, которому предоставляется исключительное право на заключение договоров страхования от имени и по поручению страховой компании в данном географическом регионе. Выборочный метод заключается во взаимодействии страховой компании с двумя и более генеральными страховыми агентами от имени и по поручению страховой компании в данном географическом регионе.
Особенное место в сфере страхования занимает организация рекламной работы в том числе. Целью рекламы страховой организации является изменение поведения физического или юридического лица, побуждение его к заключению договора страхования.
Рекламный процесс включает в себя:
Реклама выполняет две функции:
Принципы
страховой рекламы –
Конкретность
реализуется в простом и
Правдивость – соответствие страховой рекламы объективной реальности, способность доносить информацию, соответствующую действительности.
Плановость – данный принцип требует, чтобы реклама не была случайной, а являлась частью стратегии страховщика.
Адресность
означает выбор конкретных потенциальных
групп страхователей, объединенных
определенными социально-
Страховой маркетинг, как вид деятельности, имеет ряд отличительных особенностей . которые предопределяются спецификой финансово-экономических отношений в страховании. К особенностям страхового маркетинга принято относить:
Информация о работе Анализ эффективности развития страхового маркетинга в Республике Беларусь