Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:46, дипломная работа
Цель дипломной работы — внести ясность в определении основ имущественного страхования и рассмотрение перспектив его развития на основе актуальных проблем.
Объектом исследования настоящей работы являются имущественное страхование и общественные отношения, возникающие по этому поводу.
Предметом исследования выступает настоящие проблемы имущественного страхования и дальнейшие пути его развития.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
рассмотрение сущности, принципов, видов имущественного
страхования;
анализ рынка страхования имущества, анализ финансового состояния
ОСАО «Ингосстрах» для более углубленного изучения рынка страхования;
определение проблем и перспектив развития имущественного
страхования.
Для заключения договора обязательным условием является членство в МИГА как страны, в которой расположен инвестор, так и страны, принимающей инвестиции.
Объектом страхования инвестиций от политических рисков, как правило, могут быть следующие виды инвестиций:
монтажных работ, модернизацией производства и т. д.);
ввозимое инвестором для использования в своей деятельности без учреждения дочерней компании, на добычу полезных ископаемых);
лизингом и др.;
Страховыми рисками являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс. При определении конкретного их перечня в договоре учитываются политическое и экономическое положение страны, принимающей инвестиции, ее потенциальные финансовые возможности, уровень развития экономики, величина валового внутреннего продукта, объемы внутренней и внешней задолженности государства и ее структура, своевременность погашения займов, степень инфляции, конкретный объект и субъект страхования, сумма инвестиций, географическое местонахождение объекта инвестиций, срок страхования и так далее. В зависимости от перечисленных факторов страхование может проводиться на случай наступления следующих событий:
инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе;
использовать вложенный капитал и возможный доход от него для последующего инвестирования или его перевода в страну инвестора;
инвесторов или экспроприация их активов;
землей;
конфисковывать продукцию предприятия, в которое вложен застрахованный капитал;
любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с тем, каким оно было в начале инвестирования;
в руководящие органы предприятий, в которые инвесторы вложили соответствующие средства;
повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора.
Страхование экспортных кредитов является особой разновидностью страхования кредитов, предоставляющей страховую защиту от рисков, которые несут участники внешнеэкономической деятельности. Данное страхование возникло в 1950-х гг. Его появление и развитие было связано с тем, что с ростом внешнеторгового оборота многих стран и вовлечением в него новых рынков существенно увеличился риск, которому стали подвергаться предприятия при осуществлении экспортных операций, и прежде всего, при предоставлении кредитов иностранным покупателям.
Страхование экспортных кредитов чаще всего обеспечивает покрытие риска непоступления платежей по кредиту, предоставленному иностранному покупателю.
Договоры такого страхования чаще всего заключаются при осуществлении национальными предприятиями крупных инвестиционных проектов за границей, связанных с предоставлением долгосрочных кредитов. Оно создает стимулы для предоставления банками страны-экспортера кредитов иностранным покупателям [11, с.9].
Различают страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Наиболее известно страхование экспортных кредитов от политических рисков. Оно широко используется развитыми государствами как метод стимулирования проникновения частного капитала на внешние рынки, особенно рынки развивающихся стран. Размеры страховых выплат по данному страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. В связи с этим данное страхование осуществляется, как правило, специализированными учреждениями и обществами, которые обычно принадлежат государству или в которых государство имеет контрольный пакет акций, что позволяет покрывать убытки от страховых операций за счет средств государственного бюджета. Таким образом, осуществляется косвенное государственное субсидирование экспорта.
Для проведения страхования экспортных кредитов от политических рисков страховщики определяют степень политического риска в каждой из стран, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение. Это необходимо для установления размеров страховых сумм и тарифных ставок. С повышением степени нестабильности в стране размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов — увеличиваются. Под коммерческими рисками понимаются окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока (например, 6 месяцев) после наступления установленной даты платежа, отказ покупателя от платежа после отгрузки товаров в его адрес и т. п.
Страхование ответственности судовладельцев представляет собой разновидность страхования, предусматривающую создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов и иных лиц, связанных с эксплуатацией водного транспорта, на случаи возникновения их обязательств по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам. Оно появилось в первой половине XIX века в Великобритании, когда суды стали возлагать на судовладельцев обязательства оплатить убытки, причиненные ими третьим лицам. Одна из характерных черт данного страхования состоит в том, что оно во многом базируется на нормах права, регулирующих ответственность судовладельцев за вред, причиненный третьим лицам, и страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности судовладельцев, вынуждены учитывать в своей деятельности требования международных правил судоходства, международных конвенций и законодательства государств, в порты которых заходит застрахованное судно. В систему такого законодательства входят нормы национального и международного права. Правовое регулирование отношений, возникающих из торгового мореплавания, в России осуществляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30 апреля 1999г. Судовладелец несет ответственность за возмещение убытков, причиненных при эксплуатации судна другим судам и иным третьим лицам, в связи со столкновением судов, осуществлением их буксировки, загрязнением нефтью с судов, перевозкой опасных и вредных веществ и в других случаях. Перевозчик при осуществлении морских перевозок несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа, а также за случаи смерти или причинения вреда здоровью пассажиров. К международным правовым нормам, регулирующим ответственность судовладельцев и перевозчиков, относится целый ряд международных конвенций, и в частности Брюссельская и Афинская конвенции, правила Висби, Гамбургские правила. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагские правила» [3, с.34].
Основными страховщиками в страховании ответственности судовладельцев являются созданные самими судовладельцами клубы взаимного страхования. В настоящее время в мире существует около 70 таких клубов. При этом примерно полтора десятка ведущих из них, на которые приходится около 90% рынка данного страхования, образуют международную группу «Пи энд Ай» клубов. Отечественные судовладельцы до 1990-х гг. заключали договоры страхования ответственности в страховом обществе «Ингосстрах », который начал заниматься таким страхованием с 1972г. «Ингосстрах», в свою очередь, перестраховывал ответственность в одном из самых крупных клубов взаимного страхования — английском «Ю. К. мьючуал». В настоящее время «Ингосстрах» сотрудничает и с некоторыми другими клубами взаимного страхования. Кроме того, договоры страхования заключают и другие российские страховщики, имеющие возможность их перестраховывать на зарубежных страховых рынках. Условия страхования ответственности судовладельцев у всех страховщиков практически унифицированы.
Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке груза. Кроме того, автоперевозчик может нанести вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при выгрузке, падении, взрыве груза, его утечке и т. д. Страховая защита от таких убытков также может быть предоставлена договором страхования ответственности автоперевозчиков. При международных перевозках данные вопросы регулируются, прежде всего, положениями Конвенции «О договоре международной перевозки грузов по дорогам» (КДПГ), принятой в Женеве, распространяющими свое действие на такие договоры перевозки грузов автомобильным транспортом, в которых места погрузки и доставки груза находятся на территории двух различных государств и при этом по крайней мере одно из них является участником данной конвенции. В соответствии с данными нормативными актами автоперевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, происшедшие в период между принятием груза к перевозке и его выдачей, а также за опоздание в доставке груза. При этом правомочное по договору перевозки лицо имеет право считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по истечении установленного для доставки срока, а при отсутствии такого срока - в течение 60 дней со дня принятия перевозчиком груза к перевозке.
Страхование ответственности таможенных перевозчиков осуществляется с учетом норм Таможенного кодекса РФ, «Положения о таможенном перевозчике» и других нормативных актов таможенного законодательства. В частности, в соответствии с «Положением о таможенном перевозчике» для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика лицу, претендующему на такую лицензию, необходимо заключить договор страхования своей деятельности. Страхователем в таком страховании являются таможенные перевозчики, то есть юридические лица, имеющие лицензию Государственного таможенного комитета РФ и осуществляющие перевозку грузов, находящихся под таможенным контролем.
Объектом страхования ответственности таможенных перевозчиков являются имущественные интересы страхователей, связанные с их ответственностью перед таможенными органами, а также перед физическими и юридическими лицами, товары которых приняты к перевозке, вытекающей из их обязательств по перевозке груза, доставлению товаров в таможенный орган назначения, уплате таможенных платежей, штрафов и других денежных сумм, взыскиваемых в связи с нарушениями таможенных правил [27, с.48 ].
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРООВАНИЕ ОТРАСЛИ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИНГОССТРАХ»
Датой образования ОСАО «Ингосстрах» является 16 ноября 1947г., и поначалу осуществлял пять видов деятельности: страхование грузов, каско судов, страхование от огня, страхование ответственности и перестрахование. 1950-1960 гг. было положено начало работы «Ингосстраха» за границей. Открылись представительства в Финляндии, Пакистане, Египте, Афганистане, Алжире, Мали, Кубе и др.
Начиная с 1972г. «Ингосстрах» начал проводить операции по страхованию ответственности судовладельцев, строительно-монтажному и авиационному страхованию. В этом же году перечень видов страхования расширился до двадцати. Компания приступила к осуществлению операций по страхованию космических рисков, кредитному страхованию, страхованию совместных предприятий, различным видам страхования гражданской и профессиональной ответственности.
В начале 90-х гг. «Ингосстрах» был зарегистрирован в качестве акционерного общества закрытого типа, но по прошествии нескольких лет его преобразовали в акционерное общество открытого типа. В конце 90-х было подписано соглашение о создании транснациональной группы «Ингосстрах».
В условиях кризиса 1998г. «Ингосстрах» продемонстрировал положительную динамику развития, сохранив главное – доверие клиентов и одну из самых профессиональных российских команд в области страхования. Оплаченный уставный капитал компании увеличился с 30 до 80 млн.р. К 2002г. «Ингосстрах» обладал лицензиями на проведение 77 видов страховых операций, а региональная сеть компании насчитывала 140 структурных единиц. Уставный капитал увеличился до 500 млн.р. Подписан новый договор о транснациональной группе (ТНГ) «Ингосстрах».
В конце 2005г. компании выданы новые бланки лицензий С № 0928 77 и П № 0928 77, в соответствии с которыми компания имеет право осуществлять все виды страхования (с учетом специализации страховщиков), установленные ст. 32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также перестраховочную деятельность. В 2005г. сборы страховых премий «Ингосстраха» превысили 1 млрд.долл. - впервые за всю почти 60-летнюю историю компании.