Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:52, курсовая работа
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
реальная оплата
труда, относительный уровень
сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда,
он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в
первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне
может за счёт такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище,
одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член
общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка.
Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей
человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно,
относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше.
В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её
грани.
Абсолютный
уровень пенсионного
стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный
показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать
необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны
ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.
В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные выше
критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая
пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно
функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти
критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его
принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей
обязательного пенсионного страхования.
Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой
пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень
доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При
этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как
относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно
тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в
связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время
максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате
пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде[4].
Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста
цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный
достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
Закон
1990 г. затронул и бюджетную
систему пенсионного
Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения
военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним
категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую
пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы,
оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего
заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную
несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца,
умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993
г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, и их семей»[5] завершилось создание достаточно
развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий
военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.
«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню
система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия
службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства
стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР.
Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в
последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной
стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и
абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-
либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом
1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для
сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые
определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных
пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного
обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного
обеспечения с учётом труда и его результатов.
1.2.Результаты и проблемы
В
настоящее время происходит
пенсионного обеспечения:
1) базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта
сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и
используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии.
В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует
образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает
сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-
накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа
работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины
заработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает
на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит
от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать
взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от
них пенсию.
Трёхуровневая
система позволяет
распределительной
системы пенсионного
страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной
системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет
заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в
участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных
плат.
На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ
составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них
были получены в виде дохода от временного размещения средств в
государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений
составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает
сокращение реального размера пенсионных накоплений.
Современный
период пенсионной реформы
переходе от распределительной
системы пенсионного
накопительно-
могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование
накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были
осуществлены следующие мероприятия:
1)
практически сформирована
пенсионного обеспечения;
2)
создан Общественный совет по
инвестированию средств
накоплений, который провёл первые заседания;
3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и
спецдепозитария;
4)
заключены договоры между
компаниями на управление накопительной частью пенсии;
5)
проведена рассылка писем
средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора
управляющей компании;
6)
подписаны соглашения об
выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и
Пенсионным фондом РФ.
В
ходе реализации указанных
проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1)
технические проблемы в
привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки
рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для
пенсионной реформы;
2)
отсутствие информационной
тому, что большая часть населения не очень хорошо знает, как можно
распорядиться накопительной частью своей пенсии;
3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает
число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными
накоплениями;
4)
отсутствие механизма
государственных управляющих компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ
приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее
эффективного инвестирования пенсий;
5)
отсутствие закона о методике
расчёта размера пенсии в
от суммы накопленных средств на индивидуальном счёте сокращает прозрачность
пенсионной реформы и ограничивает мотивацию граждан к участию в пенсионной
реформе;
6)
юридическая неопределённость
государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного фонда РФ
повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частными
управляющими компаниями и гражданами;
7)
недостаточно жёсткие
позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно,
не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не
будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений.
Единая
пенсионная система
состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы
для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему
уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным»
пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются
пропорционально росту
оплаты труда соответствующих
чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически
оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся
процесс обесценения рубля.
Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного
обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился
к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает
падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая
за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и
практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию.
Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в
частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых
заболеваний, включая психические.[6]
В
связи со сдерживанием
ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным
минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой её
компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в
уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности
трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада),
заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России
установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно
различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой
оплатой трудился человек[7].
ГЛАВА І І. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства
Законы
и сопутствующие им нормативно-
положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они
устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы
формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных
законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в
Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой
пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и