Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и тенденций формирования и развития страхового рынка.
Задачей исследования является:
- рассмотреть сущность и функции страхового рынка;
- проанализировать текущее состояние страхового рынка в России;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Страхование: место и роль в экономической системе 4
1.1 Потенциал страхового рынка 4
1.2 Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка 9
1.3 Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ 13
1.4 Потребители рынка страховых услуг 19
Глава 2 Общая характеристика страхового рынка…………………………………..............................................................25
2.1 Сущность страхового рынка и история развития
страхования в России…………………………………………………… ……25
2.2 Современное состояние страхового рынка России……………………..31
Глава 3 Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ…………………………………………………………………...35
3.1 Проблемы развития страхового рынка в России………………………..35
3.2 Перспективы развития страхового рынка……………………………….42
Заключение………………………………………………………………...46
Списокиспользованных источников………………….........49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа финансы.docx

— 87.75 Кб (Скачать файл)

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают все страховые компании, в том числе страховые компании с участием иностранного капитала. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации страховых услуг. В основном в настоящее время действует ставка этого налога в размере 0,4 % от страховой выручки.

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают страховые компании, которые приобретают легковой или грузовой автотранспорт для собственных нужд путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал других юридических лиц. В основном применяется ставка налога на легковые автомобили 20% от продажной цены (остаточной стоимости) транспортного средства.

Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Установлена ставка налога 2% от средней годовой стоимости имущества.

Земельный налог уплачивают страховые компании, которые являются собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Все прочие страховые компании относятся к группе арендаторов и вносят арендную плату, размер, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.

Транспортный налог уплачивают страховые компании, имеющие автотранспорт. Объектом обложения транспортным налогом является фонд оплаты труда страховой компании, начисленный по всем основаниям. В настоящее время действует ставка федерального транспортного налога — 1% от фактической величины фонда оплаты труда страховщика.

Налог на рекламу уплачивают страховые компании, которые выступают в качестве рекламодателя (т.е. заказывают рекламу страховых услуг у специализированных организаций соответствующего профиля).

Объектом налогообложения является стоимость рекламы, уплачиваемая рекламодателем-страховщиком без учета НДС. В настоящее время установлена ставка этого налога — 5%.

В связи с принятием Налогового Кодекса РФ действующая система налогообложения страховых компаний подвергнется существенным изменениям.

1.4 Потребители рынка страховых услуг

 

   Сейчас  в  деятельности  страховых  организаций   достаточно   отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка  потребителей  страховых услуг.  Большинство  страховых  компаний  нацелено  на   обслуживание,   как организаций, так  и  отдельных  граждан,  а  некоторые  из  них  обслуживают целевые  группы  клиентов.  Так  на  страхование  только  первой   категории клиентов ориентированно  около  30%,  а  второй  -  12%  всех  обследованных страховых компаний.

   Среди юридических  лиц основными потребителями страховых  услуг  являются промышленные предприятия. Большая  доля  этих  услуг  приходится  на  торговые  фирмы  -   48%   и коммерческие банки - 34%. Далее следуют  сельскохозяйственные  предприятия  - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно - финансовые  компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих  с  населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе  с  тем  14%  этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам  населения.  30% обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая  организация работает с низкодоходными группами  населения.  По-видимому,  их  привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая  группа, как пенсионеры. Государственные компании больше других ориентированы на выполнение услуг для всей категории клиентов.

Подавляющее большинство  обследованных  государственных  компаний  (88%) заключило договора и  обслуживает  клиентов  из  числа  физических  лиц.  АО открытого типа  имеет  клиентов,  как  среди  госпредприятий,  так  и  среди коммерческих структур. Большая часть АО  закрытого  типа  имеет  возможность работать только  с  ограниченным  числом  клиентов  (до  100  юридических  и физических лиц): госпредприятий (57%) и  коммерческих  структур  (60%).  Это относится  и  к  значительной  части  ТОО  (42%   и   47%   соответственно).

Практически не одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с  более, чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время не  одна государственная компания не  работает  с  менее,  чем  100  государственными предприятиями.

   Среди обследованных  компаний отсутствует  какая  - либо   заметная специализация по направлениям страховой деятельности.  Большинство  компаний предлагает  потребителям  классические  виды страхования.  Так,  две  трети компаний  осуществляют  страхование  имущества  предприятий  и  организаций, имущества граждан (62%), накопительное страхование (59%). Примерно  половина компаний оказывают услуги по рисковому страхованию жизни  и  по  страхованию транспортных средств; 45% - по страхованию  грузов.  Около  30%  компаний  в медицинском страховании.

    Среди страховых  организаций еще не  получило  должного  развития  такое направление страховой деятельности, как перестрахование. Около  четверти  компаний   занимается  страхованием   ответственности владельцев  транспортных  средств.  Реже  встречаются  такие   услуги,   как страхование гражданской ответственности (12%)  и  технических  рисков  (7%) [10].

Пока еще в Российской Федерации незначительна  доля  компаний,  занимающихся добровольным страхованием дополнительной пенсии.

    Наиболее дифференцированных  подход в оказании услуг - у государственных компаний.  Большая  доля  их  осуществляет  страхование  жизни  (рисковое  и накопительное), имущества (граждан  и  организаций),  транспортных  средств, обязательное страхование и перестраховочные операции.

    К государственному  сектору по  своей  активности  наиболее  близки  АО открытого типа (в среднем 38% организаций на один вид услуг). Они  проявляют активность в тех же направлениях (исключение составляет страхование  жизни).

Менее разнообразны в своих операциях АО закрытого типа  (в  среднем  33%  на один вид услуг). Замыкают список ТОО (30%), которые отстают по охвату  почти половины  услуг,  но  лидируют  в  страховании  финансовых  и   коммерческих рисков [18].

Государственные компании, сохраняя лидерство по количеству  оказываемых услуг, традиционно предпочитают иметь дело с частными  лицами.  В  то  время как у компаний других видов собственности большая доля  услуг  ориентирована на имущественное страхование юридических  лиц,  обеспечивающее  значительные премии при относительно невысоких расходах. Негосударственные компании  более оперативно реагируют на конъюнктурные изменения страхового рынка.

Отличающиеся по размеру уставного капитала  компании  акцентируют  свое внимание на различных видах услуг.  Так,  малые  (до  10  миллионов  рублей) фирмы значительно реже, чем другие,  задействованы  в  рисковом страховании жизни, а также страховании владельцев транспортных средств,  но  существенно чаще - в обязательном страховании.

Средние организации (от 11 до 50 миллионов рублей), как и малые,  менее активны в страховании владельцев транспортных средств и  отстают  от  других по   накопительному    страхованию    жизни,    страхованию    грузов,    по перестраховочным операциям.

 Крупные компании (от 51 до 150 миллионов рублей), уступая  остальным  в страховании   имущества   предприятий,   масштабнее  ведут  операции  по   добровольному   медицинскому страхованию и по страхованию грузов и владельцев транспортных средств.

Крупнейшие фирмы (свыше 150 миллионов рублей) наиболее активно проводят страхование  имущества  предприятий  и  организаций,   технических   рисков, гражданской  ответственности,  но   отстают   в добровольном медицинском страховании.

Наблюдается сокращения общего числа страховых компаний. В 2007 г. в Государственном реестре было официально зарегистрировано 857 страховых компаний, по итогам 2011 г.  их количество сократилось до 579 штук. В динамике их число будет и дальше уменьшаться в связи с возрастанием минимальной величины уставного капитала и естественными процессами концентрации капитала. За 5 лет количество страховых компаний уменьшилось на 278 штук, но объем собираемых страховых премий увеличивается (таблица 1).

 

Таблица 1

Крупнейшие страховые компании России в 2010-2011 году1

Компания

Объем страховых премий в 2011

году (млн.руб.)

Объем

страховых премий в 2012 году

( млн.руб.)

Изменение ( %)

Росгосстрах

74305,42

84304,68

13,46

Согаз

47974,38

54921,39

14,55

Ингосстрах

41166,99

52769,33

28,18

Ресо-гарантия

35811,05

44946,63

25,51

Вск

25147,46

29676,82

18,01

АльфаСтрахование

20463,27

28233,28

37,97

Согласие

15798,1

25709,44

62,74

Росно

20600,52

21294,88

3,37

Страховая группа мск

10019,82

19424,71

93,86

Ренессанс страхование

12186,17

14309,25

17,42


 

Источник : http://rating.rbc.ru/1

 

Страховой  бизнес в России выгоден. Объясняется   это   высокой рентабельностью  и  быстрой  отдачей  вложений.  Так,  их   всех   собранных российскими страховыми компаниями платежей  около  35%  уходит  на  выплаты. Остальное остается страховщикам плюс еще добавляются доходы,  полученные  за счет того,  что  часть  этих  денег  успевает  полежать  на  депозитах   и поучаствовать в инвестиционных  проектах.  На  западе  около  70%  собранных платежей уходит на выплаты.

В Российской Федерации  рентабельность  чисто  страховых  операций  как минимум вдвое  выше  зарубежных.  Это  происходит  потому,  что  в  связи  с высокими  страховыми  взносами  из-за  не  насыщенности   страхового   рынка конкуренция  тарифов  среди  компаний  еще  не  велика.  Поэтому  их  ставки существенно выше, чем вероятность наступления страховых случаев [12].

Структура и ориентации группы реальных  потребителей  страховых  услуг. Группа реальных страхователей состоит из  двух  подгрупп:

- «бывших  страхователей»  (они  уже   пользовались   тем   или   иным   видом страхования)

-«нынешних  страхователей»  (тех,  кто  в  настоящее   время пользуется страхованием).

Для определения предпочтений  в  выборе  страховых услуг было предложено  шесть  видов  личного страхования:  медицинское,  от несчастного случая, домашнего имущества, пенсий, детей, личного  транспорта. Это наиболее распространенные  виды  страхования  для  физического  лица,  а значит, для любого россиянина.

    Среди  реальных  потребителей  страховых   услуг («бывших» и «нынешних») приоритетность выбора  вида  страхования  мало,  чем отличается. Первые  три  места  отданы  страхованию  домашнего   имущества, медицинскому страхованию, и страхованию от несчастного случая. Преобладающая часть - люди активного трудоспособного возраста. Для  них имущественные интересы играют большую  роль  в  обустройстве  личной  жизни. Отсюда  вполне  естественное  стремление  обрести  гарантии  защиты личного имущества посредством страхования.  Различие, однако  в  том,  что  если  в прошлые  годы,  судя  по  оценкам   «бывших»   страхователей,   предпочтение отдавалась  страхованию  имущества,  то  в  настоящее  время,  у  «нынешних» страхователей, на первом месте стоит  медицинское  страхование,  оттеснившее страхование домашнего имущества на второй план. Действующая    система    добровольного    медицинского     страхования удовлетворяет в полной мере лишь 9,5% реальных и потенциальных потребителей страховых  услуг,  41,3%  удовлетворены  отчасти.   А   каждого   четвертого корреспондента (27,8%) эта система не удовлетворяет совсем.

Таким  образом, медицинское  страхование  как  вид  страховых  услуг,  видимо  нуждается   в совершенствовании. Однако  оно  должно  осуществляется  на  основе  строгого учета интересов страхователей, которые лишились гарантированного  в  прошлом советским государством бесплатного  медицинского  обслуживания  и  вынуждены адаптироваться  к  совершенно  новым   формам   оплаты   услуг   в   системе здравоохранения. Еще одно важное изменение: круг «нынешних» реальных страхователей  явно расширился  (по видам услуг - от 1 до 4 места) - в  два  раза.  Если  раньше страховали домашнее имущество 13.9%,  то  в  настоящее  время  -  23.4%;  от несчастного случая - 9.9% в прошлом против 20.3%  -  сегодня.  Изменилось  и отношение к тем видам страхования, которые пользовались  наименьшим  спросом потребителей. Так, «нынешних» страхователей, застраховавших пенсии и  детей, в полтора раза больше, чем «бывших» (по  пенсиям  -  2.1%  против  1.5%,  по детям - 7.6% против 5.5%). Видимо, систематическое нарушение государством своих обязательств  перед пенсионерами и повсеместные задержки выплаты пенсий  побуждают  определенную часть страхователей к большому доверию страховым компаниям.

 

 

 

Глава 2 Общая характеристика страхового рынка

2.1 Сущность страхового рынка и история развития

страхования в России

 

Страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле-продаже страховой услуги, выражающихся в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающая в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования. Если раньше компенсация убытков обеспечивалась исключительно выделением средств из специальных целевых резервов государственного бюджета, то сегодня при изменении правовых основ собственности и крайней скудности бюджетных средств использование этого источника становится все более обременительным для государства.

При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство. Так же как и рынок любых других товаров, работ, услуг, страховой рынок подвержен цикличности, экономически закономерным колебаниям в росте и снижении цен на страховые услуги.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ