Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:35, дипломная работа
В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, нуждаются в социальной поддержке. Для решения этих проблем предназначается система социального обеспечения, составной частью которой является система государственных социальных пособий. За время экономических реформ в России сформировалась довольно широкая система денежных выплат населению в виде пособий. Многие были введены новым российским законодательством. Несмотря на то, что денежные выплаты отличаются многообразием, говорить о том, что их система сформировалась окончательно и имеет согласованную структуру преждевременно.
Введение
Глава 1. Понятие и классификация государственных пособий по
социальному обеспечению.
§ 1. Понятие государственных пособий по социальному
обеспечению.
§ 2. Виды государственных пособий.
§ 3. Классификация пособий.
Глава 2. Пособие по временной нетрудоспособности.
§ 1. История развития законодательства о пособии по временной
нетрудоспособности.
§ 2. Условия, определяющие право работника на пособие.
§ 3. Продолжительность выплаты пособия.
§ 4. Размеры и порядок исчисления пособия.
Глава 3. Государственные пособия семьям, имеющим детей.
§ 1. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей.
§ 2. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка.
§ 3. Единовременные пособия.
§ 4. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка.
Заключение
- болезнь;
- санаторно-курортное лечение;
- уход за больным членом семьи;
* Магульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения Москва 2001г.
с 139
- карантин;
- протезирование.
Право на пособие возникает у работника, если нетрудоспособность наступила в период работы. Под периодом работы понимается все то время, когда работник состоит в трудовом отношении с первого дня работы по день увольнения включительно. При наступлении временной нетрудоспособности до начала работы пособие выдается, если работник следовал к месту работы, имел права на заработную плату или суточные, или оплату расходов на проезд. Эта норма, содержащаяся в п.3 Положения, является в отдельных случаях предметом судебных разбирательств в связи с тем, что указанная редакция не соответствует КЗОТ. Суды считают, что в соответствии со ст. 15,18 КЗОТ после заключения трудового договора и оформления приказом приёма на работу право на пособие у работника есть.
Считаю эту точку зрения не совсем верной. Пункт 3 Положения определяет возникновение права на пособие не с момента заключения трудового договора, а с момента начала периода работы. Ведь гражданин, заключивший договор, мог по каким-либо личным соображениям передумать и не вступить в трудовые отношения с предприятием.
В том случае, если нетрудоспособность наступила после увольнения, то пособие выдается при наличии трех условий:
- нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения;
- нетрудоспособность продолжалась свыше месяца;
- причина увольнения является уважительная.
Уважительные причины увольнения регламентируются Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 года № 5/12-21. К числу уважительных причин относятся: увольнение по собственному желанию в связи с болезнью, необходимостью ухода за больным членом семьи, в связи с переездом, зачислением в учебное заведение и т.д. Признается всегда уважительной причина увольнения по собственному желанию у пенсионеров по старости, инвалидов, беременных женщин, матерей имеющих детей в возрасте до 14 лет и т.д.
Право на пособие имеют бывшие военнослужащие, проходившие службу по призыву и заболевшие в течение месячного срока после увольнения с военной службы. Однако выплата пособий производится им исходя из минимальной заработной платы, и такое пособие никак не соответствует своему назначению, т.к. далеко не обеспечивает содержания временно нетрудоспособным гражданам. Это пособие в большей степени отвечало бы своим целям, если бы равнялось величине прожиточного минимума в субъекте РФ.
Еще одной, до конца нерешенной проблемой, является назначение пособий по временной нетрудоспособности индивидуальным предпринимателям и лицам, работающим у них по трудовому договору.
Что касается самих предпринимателей, то согласно ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматели, не являющиеся работодателями, т.е. не нанимающие работников по трудовому договору, не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в фонд социального страхования, и поэтому не имеют права на соответствующие виды социального страхования, в
т.ч. практически не имеют права на пособие по временной нетрудоспособности.
Кроме того, в соответствии со ст. 235 главы 24 Налогового кодекса налогоплательщиками единого социального налога не являются индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога на вменённый доход для определенных видов деятельности. В этом налоге нет доли, уплачиваемой в Фонд социального страхования. Поэтому они выводятся из общей системы взаимоотношений Фонда с плательщиками. Последствия этой нормы таковы, что сегодня тысячи людей, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей, да и сами предприниматели, адвокаты вообще не обеспечиваются пособиями по социальному страхованию и не имеют ни каких социальных гарантий в случае нетрудоспособности. Поэтому необходимо закрепить за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, членами крестьянских фермерских хозяйств право на уплату страховых взносов и соответственно право на обеспечение государственными пособиями. Обязать индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход и нанимающих работников по трудовому договору, вносить страховые взносы за наёмных работников с целью реализации ими прав на обеспечение пособиями в случае наступления страховых рисков.
Законодательством установлен срок обращения за пособием, оно назначается, если обращение последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установление инвалидности. В исключительных случаях исполнительные органы фонда могут продлить этот срок. Кроме того, в пункте 5 Положения говорится, что: “Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично ….. например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков”.* Это слишком маленький пери-
од, если сравнивать с заработной платой. Кроме того проверки правильности назначения и выплаты пособий проводятся за 2 предыдущих года и отчетный период
* Больничный лист. Документы и комментарии Российская газета, Социальная защита, 1995г., стр. 65.
текущего года. Так почему же нельзя доплатить работникам пособия по временной нетрудоспособности, которые по вине страхователя были неправильно исчислены? Нельзя не учитывать, что работник имел на них право в полном объеме. Правильнее было бы в случае неверного исчисления пособия или установления его размера, т.е. в случае недоплаты пособия не по вине работника, установить право на его перерасчет и доплату, используя общеисковой срок давности, существующий в гражданском судопроизводстве.
В настоящее время в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию нет единого подхода к вопросу выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком в возрасте до семи лет при карантине.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан говориться, что пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. Однако в Положении пособие по уходу за ребенком при карантине не предусматривается. Необходимо привести в соответствие указанные законодательные акты в части этой нормы.
Пособие при санаторно-курортном лечении выдается если очередного и дополнительного отпуска работника недостаточно для проезда в санаторий и обратно и для лечения в нем и кроме того путевка выдана за счет средств социального страхования. В настоящее время указанная норма применяется не часто, т.к. продолжительности отпуска большинству работников достаточно для лечения в санатории.
При направлении на долечивание в санатории, непосредственно из стационара в определенных случаях пособие, выдается за все время пребывания в санатории.
В некоторых случаях предусмотренных законодательством, пособие по временной нетрудоспособности не предоставляется. К ним относятся умышленное причинение вреда здоровью с целью уклонения от работы, травмы полученные при совершении преступления, при заболеваниях и травмах наступивших вследствие опьянения или действий связанных с опьянением, за время нахождения под арестом и так далее. Кроме того, законодательством предусмотрена мера, когда работники, совершившие прогул без уважительных причин непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности, лишаются пособия на срок устанавливаемый страхователем. Эта норма, по-видимому, направлена на укрепление трудовой дисциплины, но для этого трудовым законодательством предусмотрены иные меры дисциплинарного взыскания. Кроме того, укрепление трудовой дисциплины это дело администрации страхователя, а не Фонда социального страхования. Поскольку данная норма не соотносится с принципами социального страхования, ее необходимо отменить.
Лишаются так же пособия по временной нетрудоспособности лица, нарушающие режим установленный врачом и не являющийся своевременно на врачебный осмотр или на освидетельствование в МСЭК. В этом случае работники лишаются пособия с того дня, с которого было допущено нарушение и на срок устанавливаемый страхователем.
В настоящее время вопросы лишения пособий по временной нетрудоспособности решаются страхователем, на практике – руководителем предприятия и чаще всего единолично. На мой взгляд, целесообразнее было бы с целью защиты интересов заболевших решать эти вопросы коллегиально, закрепив это право за комиссией по социальному страхованию, избираемой из числа представителей администрации и трудового коллектива.
Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию было принято в доперестроечное время и не отвечает современным рыночным отношениям. Многие нормы предусмотренные Положением устарели. В него неоднократно вносились дополнения и изменения. Коренным образом порядок и условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности принятие закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти», который уже несколько лет находится на рассмотрении в Думе РФ. Однако указанный проект значительно снижает уровень обеспеченности работников в случае временной нетрудоспособности. Предполагается выплату пособий производить, начиная с 4-го дня нетрудоспособности, ограничить продолжительность выплаты пособий по уходу за больными детьми, снизить размеры пособий: оплата больничного листка в размере 80% производится работникам, имеющим общий стаж работы до 15 лет, свыше 15 лет – 95% заработка.
Однако в современной экономической ситуации в стране, когда многие производства не могут не только получать прибыли, но и обеспечить выплату заработной платы, а также довольно низкий уровень доходов населения, такие меры в сфере социального страхования просто недопустимы.
§ 3. Продолжительность выплаты пособия.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности до ее восстановления или до установления инвалидности.
Вместе с тем Положением предусмотрены и другие сроки выплаты пособий.
Работающим инвалидам, кроме случаев трудового увечья, или профессионального заболевания, пособие выплачивается не более 4-х месяцев подряд или 5-ти месяцев в календарном году. Если же нетрудоспособность наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, то пособие выдается до выздоровления или пересмотра группы инвалидности.
При заболевании инвалидов туберкулезом пособие выплачивается до выздоровления или до пересмотра группы инвалидности в связи с заболеванием туберкулезом.
При наступлении временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы пособие выдается, начиная с шестого дня нетрудоспособности, а если травма произошла в результате стихийных бедствий, либо анатомического дефекта пострадавшего за весь период нетрудоспособности по общим правилам. Эта норма (после 6-го дня нетрудоспособности) появилась в 1961 году. Однако указанные правила ставят совершенно в неравные условия нетрудоспособных работников. Получается, если, работая на даче, простудился и заболел; платим, пособие с первого дня, а если поскользнулся и упал, то с шестого дня. Не логично. Правило об оплате бытовой травмы с шестого дня необоснованно ущемляет права работников и его, конечно, необходимо отменить.
Ограничена выплата пособий по временной нетрудоспособности сезонным и временным работникам: 75 календарных дней, кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания, при которых пособие выдается на весь период нетрудоспособности.
При операции по искусственному прерыванию беременности пособие выдается за первые три дня, с четвертого дня продлевается, если операция производилась по медицинским показаниям, а также женщинам, среднемесячный заработок которых не превышает минимального. В остальных случаях выплата возобновляется с 11-го дня временной нетрудоспособности.
Положением также определены сроки выплаты пособий по уходу за заболевшими членами семьи, при карантине, протезировании, санаторном лечении.
В проекте Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» содержатся положения, значительно изменяющие продолжительность выплаты пособий и ухудшающие права застрахованных. Это, как уже указывалось ранее, выплата пособия начинается с 4-го дня нетрудоспособности. Исходя из практики можно предположить, что многие работники особенно коммерческих организаций, просто останутся в эти дни без средств к существованию. Ссылка разработчиков закона на необходимость заинтересовать работодателя в снижении заболеваемости нереальна, т.к. бизнесменов больше интересует максимальное извлечение прибыли и снижение затрат.
Дискриминируются права работников в плане продолжительности получения пособий по уходу за больными детьми. Сроки устанавливаются следующие: по уходу за детьми до 7 лет не более 60 календарных дней в году, от 7 до 15 лет – 45 календарных дней. Особенно трудно в случае принятия этой нормы придется семьям с часто и длительно болеющими детьми. На фоне сниженного размера пособий по уходу за детьми придется за период, превышающий указанные сроки, ухаживать за больными детьми, не получая пособия. Больных детей, к сожалению, много: в настоящее время в Орловской области на диспансерном учете состоит около 42 тысяч детей. Общая заболеваемость детей составила 1329,8 на 1000 детей в 1999 году и 1367,8 в 2000 году.
Поэтому считаю, что продолжительность пособия по уходу за больными детьми не должна быть ограничена.
Положительным, на мой взгляд, в проекте закона является то, что пособие в случае операции по искусственному прерыванию беременности и в связи с бытовой травмой планируется выплачивать с первого дня за весь период освобождения от работы по этим причинам.
§ 4. Размеры и порядок исчисления пособия.
Информация о работе Система государственных пособий в России