Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:35, дипломная работа
В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, нуждаются в социальной поддержке. Для решения этих проблем предназначается система социального обеспечения, составной частью которой является система государственных социальных пособий. За время экономических реформ в России сформировалась довольно широкая система денежных выплат населению в виде пособий. Многие были введены новым российским законодательством. Несмотря на то, что денежные выплаты отличаются многообразием, говорить о том, что их система сформировалась окончательно и имеет согласованную структуру преждевременно.
Введение
Глава 1. Понятие и классификация государственных пособий по
социальному обеспечению.
§ 1. Понятие государственных пособий по социальному
обеспечению.
§ 2. Виды государственных пособий.
§ 3. Классификация пособий.
Глава 2. Пособие по временной нетрудоспособности.
§ 1. История развития законодательства о пособии по временной
нетрудоспособности.
§ 2. Условия, определяющие право работника на пособие.
§ 3. Продолжительность выплаты пособия.
§ 4. Размеры и порядок исчисления пособия.
Глава 3. Государственные пособия семьям, имеющим детей.
§ 1. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей.
§ 2. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка.
§ 3. Единовременные пособия.
§ 4. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка.
Заключение
В соответствии со статьей 239 КЗОТ в редакции закона РФ от 25.09.92 №3543,1 и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию пособия по временной нетрудоспособности устанавливаются в размере 100% заработка в случаях:
- трудового увечья и профессионального заболевания;
- военной травмы;
- инвалидам ВОВ и инвалидам, приравненных к ним;
- при временной нетрудоспособности граждан, имеющих на иждивении троих и более детей не достигших 16 лет;
- работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на ЧАЭС.
и других обстоятельствах.
В основном же при назначении пособий их размеры устанавливаются в зависимости от непрерывного стажа работы:
- в размере 100% заработка работникам, имеющим непрерывный стаж свыше 8 лет;
- в размере 80% при непрерывном стаже от 5 до 8 лет;
- 60% заработка - непрерывный стаж до 5 лет.
По особым правилам определяется размер пособия по уходу за заболевшим ребенком. За первые 7 и 10 календарных дней (условия выплаты пособия указаны ранее), размер пособия устанавливается на общих основаниях, а далее в размере 50% заработка независимо от непрерывного стажа работы. В том случае если члены семьи заболевшего ребенка находились с ним в стационаре, пособие выдается за весь период ухода на общих основаниях.
Гражданам, нетрудоспособность у которых наступила после увольнения с работы, пособие выдается в размере 60% заработка; при заболевании туберкулезом – на общих основаниях.
Гражданам, ставшим нетрудоспособными после военной службы по призыву, пособие выдается в размере минимальной заработной платы.
В соотношение с минимальной заработной платой законодательством установлен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, т.е. он должен быть не ниже 90% МРОТ. Ввиду того, что минимальный размер оплаты труда из-за своего крайне низкого уровня утратил свое целевое назначение и не обеспечивает прожиточный минимум работающему, потерял свое целевое назначение, минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, с 1-го июля 2001 года он составляет только 270 руб. в месяц.
В соответствии с существующей нормативной базой важным в определении размера пособия является понятие «непрерывный трудовой стаж». Он определяется по Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13.04.73.г № 252. При исчислении непрерывного стажа применяется и понятие «уважительная причина увольнения» устанавливать которую, было дано право Госкомтруду СССР совместно с ВЦСПС.
Упомянутые основания определения размера пособий были установлены в целях укрепления трудовой дисциплины и сокращения текучести кадров. В современных условиях рыночной экономики и уровня занятости населения эти нормы утратили свою актуальность, безнадежно устарели. Сегодня довольно нелегко в условиях дефицита рабочих мест в течение 3-х недель устроиться на работу.
Одним из определяющих факторов при назначении пособия и определения его размер должна быть продолжительность страхового периода, т.е. периода уплаты страховых взносов. Назначение и исчисление пособия в зависимости от общего трудового стажа работы, позволило бы в большей степени обеспечить соотносимость уплачиваемых сумм страховых взносов и получаемых из Фонда пособий.
Проект закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти» ставит определение размера пособия в зависимость от общего стажа работы, что, на мой взгляд, имеет положительную тенденцию. Однако указанный проект значительно снижает сам размер пособия и устанавливает довольно длительный срок общего стажа для получения максимального размера пособия: до 15 лет общего стажа–80%, свыше 15 лет 95% среднего заработка. Получается, что работник, проработавший год и работник, проработавший 14 лет получают пособие в одинаковом размере, хотя «вклад» в фонд от заработка этих работников совершенно различен. Считаю необходимым оставить размеры пособий на сегодняшнем уровне (60,80,100%), но в зависимости от общего стажа работы (в том числе и пособие по уходу за больным ребенком в течение первых 10-и дней).
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из фактического заработка работника не может превышать 85-кратный минимальный размер оплаты труда в месяц.
В принципе в заработок, учитываемый при исчислении пособия, должны включаться все выплаты, на которые начисляются страховые взносы. В связи с введением единого социального налога значительно расширен круг выплат, с которых уплачивается этот налог. В налогооблагаемую базу включаются практически все виды вознаграждения за работу по найму. Однако в заработке, из которого исчисляется пособие, учитываются далеко не все выплаты, на которые начисляется налог. В расчет при исчислении среднего заработка не учитывается, например:
- зарплата за работу по совместительству и сверхурочно, а также доплата за это время;
- выплаты единовременного и компенсационного характера;
- отпускные, заработная плата за период приостановки предприятия;
- доплата за работу, не входящую в обязанности работника по его основной должности и другие выплаты.
К сожалению, проектом закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» также предусмотрено не включение в заработок для исчисления пособия выплат за работу по совместительству, зарплату за работу не входящую в обязанности работника, хотя страховые платежи на эти суммы будут начисляться и впредь.
Письмом центральной исполнительной дирекции Фонда социального страхования РФ от 5.03.93г. №114-43 был изменен порядок учета премий. Согласно указанному документу все виды заработка, которые учитываются при исчислении пособий, в том числе и ежемесячные премии, выплачиваемые в месте с заработной платой, данного месяца включаются в заработок по времени, за которое они начислены. Премии, предусмотренные системой оплаты труда, и выплачиваемые за период свыше месяца, а также единовременное вознаграждение за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год учитываются в среднемесячном размере. Он определяется исходя из суммы премий начисленных в текущем году с января до месяца наступления нетрудоспособности путем деления этой суммы не соответствующее число месяцев. Далее среднемесячная сумма премий добавляется к месячному заработку работников. Однако серьезные трудности в плане учета премии возникают, когда нетрудоспособность наступила в первые месяцы года (январь, февраль). В это время у работника еще нет квартальных премий и не начислена ежемесячная, выплачиваемая месяцем позже. Письмом Фонда социального страхования РФ №07-175лр от 6.04.95г. “Об изменении порядка учета вознаграждения за общие результаты работы предприятия по итогам за год и единовременного вознаграждения за выслугу лет при, исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам” предусмотрено учитывать вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет, начисленные в предшествующем году. Однако остальные премии (квартальные и другие) в расчет не включаются, что ставит далеко в неравное положение работников заболевших в первые месяцы года по сравнению с работниками заболевшими позже. Кроме того, указанные документы Фонда усложняют порядок учета премий. На практике часто единовременные вознаграждения по итогам за год и за выслугу лет выплачивают на предприятиях частями (за месяц, квартал, полугодие и т.д.), а так же неравномерно и с большими опозданиями. Поэтому указанные нормы трудно применять на практике. Необходимо упорядочить учет премий при исчислении пособий, отменив указанные документы. Премии учитывать в среднемесячном размере, определяемом путем деления их общей суммы, начисленной в предшествующем году на 12. В случае повышения заработной платы на предприятии произвести индексацию премий по коэффициенту повышения зарплаты на предприятии.
Расчет среднедневного заработка работников с временной и сдельной оплатой труда производится по разным методикам:
- работникам с повременной оплатой путем деления оклада с учетом постоянных надбавок на число рабочих дней месяца нетрудоспособности;
- работникам со сдельной оплатой: заработок за 2 месяца пред месяцем наступления нетрудоспособности делится на число рабочих дней этих месяцев.
Предусмотрено, что в случае, когда у работника не было заработка, по уважительной причине, для расчета берется тарифная ставка.
На практике возникают трудности в связи с тем, что понятие “тарифная ставка” в условиях рыночной экономики утратила свое значение и многие страхователи (коммерческие организации) тарифные ставки просто не устанавливают.
Правильнее было бы в этой ситуации учитывать, например, заработок за 2 месяца, предшествующих указанным событиям.
Много проблем возникает с перерасчетом пособий. Пунктом 77 Положения предусмотрено, что изменения в заработной плате, происшедшие в период временной нетрудоспособности, при исчислении пособий не учитываются. Исключение из этого правила установлено Порядком перерасчета пособий по беременностям и родам, по временной нетрудоспособности, утвержденным постановлением Правления фонда социального страхования от 15. 04. 92 г. №30. Установлено, что по мере повышения заработной платы делается перерасчет пособия длительно болеющим (более одного месяца) а также пособия по беременности и родам. Пособие, исчисленное до повышения заработной платы, увеличивается пропорционально увеличению минимальной заработной платы. Совершенно не приняты во внимание случаи, когда повышение заработной платы на предприятии производится раньше или позднее повышения минимальной зарплаты в целом по стране. Бывает, что коллективными договорами предусмотрено повышение на предприятии заработной платы поэтапно. На мой взгляд, правильнее было бы производить перерасчет пособия с момента повышения зарплаты на предприятии и пропорционально коэффициенту её повышения.
К сожалению, проект закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти», вновь содержит правило об индексации пособий только в связи с изменением МРОТ в соответствии с установленным трудовым законодательством порядком.
Глава 3. Государственные пособия семьям, имеющим детей.
§ 1. Общая характеристика и проблемы назначения и выплаты
пособий семьям, имеющим детей.
Важнейшим направлением государственной поддержки семей с детьми является прямая материальная помощь- система государственных пособий, представляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая представляет гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства, детства, определена Федеральным Законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который действует в настоящее время с последующими изменениями и дополнениями. Порядок назначения и выплаты указанных пособий регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г.
№ 883 (с последующими изменениями и дополнениями).
Кроме того, по прежнему действует Постановление Верховного Совета РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» и не отменено пособие по уходу за ребенком лицам, работающим в сельской местности.
Все выплаты неразрывно связаны между собой. Обеспечивается равенство родителей в воспитании детей. Семье предоставлено право, самой решать, кто из родителей или других членов семьи берет отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; право на дополнительный выходной день предоставляется одному из работающих родителей, воспитывающих ребенка инвалида по их выбору, ежемесячное пособие на ребенка получает один из родителей.
Вместе с тем сегодняшнее положение большинства семей в России вызывает озабоченность: существенно снизился их уровень жизни, сократилась рождаемость детей, увеличилось число неполных семей. Ухудшилось их здоровье, увеличивается число детей страдающих хроническими заболеваниями.
Не лучше обстоят дела и в Орловской области. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженными по сравнению с другими группами населения размерами среднедушевых доходов. В целом по области за 2000 год доля семей с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 40,9%. Сегодня 2140 семей области (1,5%) не способны к самостоятельному выживанию без постоянной ежемесячной поддержки, а 18,5 тысяч семей нуждаются в ежеквартальной помощи и уже в текущем году органами социальной защиты населения принято на учет 60320 семей с детьми, что составило 42% от общего числа. Безусловно, необходимы срочные меры по изменению ситуации.
Однако Фонд социального страхования с введением единого социального налога и снижением отчисления в Фонд с 5,4% до 4% лишен возможности, что-либо предпринять. Незначительное повышение пособий в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ нисколько не улучшило положение с социальной защитой семьи. На фоне роста цен норматив для исчисления пособий в 100 рублей дает по-прежнему низкие суммы пособий.
Если пособия семьям, имеющим детей, выплачивались в зависимости от минимальной заработной платы, то сейчас они утверждены в твердой сумме и являются настолько низкими, что фактически утратили функцию материальной поддержки материнства и детства, а также функцию стимулирования рождаемости. Так сумма единовременного пособия в 1500 рублей равняется только 5-ти минимальным зарплатам и покрывает всего 30 процентов затрат семьи, связанных с рождением ребенка.
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 200 рублей, составляет 66,7% МОТ и обеспечивает только 13,1% прожиточного минимума трудоспособного лица.
Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в размере 100 рублей составляет 8% прожиточного минимума. Повышение его в 2002 году до 300 рублей не решит проблемы, поскольку данный вид пособия не возместит даже минимум заработной платы, которая в 2002 г. будет 450 рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка настолько мало, в настоящее время обеспечивает всего лишь 5,6% прожиточного минимума ребенка в полной семье и 11,2% в неполной. Представляется, что размеры рассматриваемых в данном параграфе пособий следует увязать с величиной прожиточного минимума, чтобы они могли обеспечить необходимое качество жизни детей, предусмотренное Федеральным Законом от 24 июля 1999 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.»*.
Проблему совершенствования системы социальных выплат для семей, имеющих детей, следует решать путем закрепления в законодательстве прожиточного минимума в качестве основного социального стандарта при определении размеров таких выплат.
В настоящее время готовится увеличение в 2002 году размеров всех государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» согласно которому предусмотрено некоторое повышение пособий на детей:
Информация о работе Система государственных пособий в России