Система государственных пособий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, нуждаются в социальной поддержке. Для решения этих проблем предназначается система социального обеспечения, составной частью которой является система государственных социальных пособий. За время экономических реформ в России сформировалась довольно широкая система денежных выплат населению в виде пособий. Многие были введены новым российским законодательством. Несмотря на то, что денежные выплаты отличаются многообразием, говорить о том, что их система сформировалась окончательно и имеет согласованную структуру преждевременно.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и классификация государственных пособий по
социальному обеспечению.
§ 1. Понятие государственных пособий по социальному
обеспечению.
§ 2. Виды государственных пособий.
§ 3. Классификация пособий.
Глава 2. Пособие по временной нетрудоспособности.
§ 1. История развития законодательства о пособии по временной
нетрудоспособности.
§ 2. Условия, определяющие право работника на пособие.
§ 3. Продолжительность выплаты пособия.
§ 4. Размеры и порядок исчисления пособия.
Глава 3. Государственные пособия семьям, имеющим детей.
§ 1. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей.
§ 2. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка.
§ 3. Единовременные пособия.
§ 4. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом система соц страх.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

 

*СЗ РФ  1999г № 31  ст. 3802.

              - пособие по уходу за ребенком предполагается выплачивать в размере 50% среднего заработка, но не менее 170 рублей и не более 60% величины прожиточного минимума в целом по стране;
          - единовременное пособие при рождении ребенка, в размере 3-кратной величины прожиточного минимума;
          - единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, в сумме 20 процентов величины прожиточного минимума в целом по РФ.


§ 2.  Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка.

Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Цель его – возместить утраченный заработок в связи с необходимостью  прекращения трудовой деятельности в период беременности и родов.

Право на это пособие предусмотрено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 23), в Кодексе законов о труде (ст. 238), в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (ст. 3). Пособие по беременности и родам выдается женщинам, которые:

-         подлежат государственному социальному страхованию (работающие женщины по трудовому договору, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятий в течение 12 месяцев, предшествующих признанию их безработными;

-         обучаются с отрывом от производства в учреждениях начального среднего профессионального и высшего образования;

-         проходят военную службу по контракту в органах внутренних дел.

Пособие выдается за весь период отпуска по беременности и родам. Его продолжительность определена статьей 165 КЗОТ РФ (в редакции от 24.11.96г.) и составляет 70 календарных дней до и 70 дней после родов. В случае осложненных родов послеродовой отпуск составляет 86 календарных дней, при многоплодной беременности дородовый отпуск – 84 календарных дня, при рождении двух и более детей послеродовой – 110 календарных дней.

Отпуск по беременности и родам выплачивается в размере:

-         среднего заработка работающим женщинам;

-         стипендии - женщинам, обучающимся с отрывом от производства;

-         минимального размера оплаты труда женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия.

Пособие назначается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Средний заработок для расчета пособия определяется в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

Если отпуск наступил в период приостановки работы или в соответствии с этим в период вынужденного отпуска без сохранения заработной платы или работы на условиях неполного рабочего времени, то пособие определяется из фактического заработка до наступления указанных событий.

В настоящее время в связи с переходом на рыночные отношения и определенной свободой работодателя в установлении зарплаты, а также в связи с тем, что начало отпуска по беременности и родам заранее известно, допускаются случаи злоупотреблений в назначении указанного пособия.

Женщинам (чаще работницам коммерческих организаций) за 1-2 месяца перед декретным отпуском в несколько раз повышают заработную плату, из которой затем производится расчет пособия по беременности и родам. Получается, что страховые взносы в фонд поступали с 1 – 1,5 тыс. рублей, а пособие платим из расчета 8 – 14 тыс. рублей. Число таких фактов увеличивается. Поэтому для исчисления пособия по беременности и родам необходимо увеличить период (до 6 или 12 месяцев), из заработка которого производится расчет пособия. Другой вариант -  ограничить сумму пособия средним заработком за последние 12 месяцев работы перед отпуском по беременности и родам или несколькими прожиточными минимумами как предусмотрено проектом закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти».

Пособие женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, организации  необходимо установить в размере прожиточного минимума в целом по РФ.

Статьёй 168 КЗОТ РФ (в редакции Федерального закона от 10.07.2001г. № 90-ФЗ) работникам усыновившим ребенка, предоставляется отпуск по уходу за ребенком на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при усыновлении 2-х и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения. Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо указанного выше отпуска предоставляется отпуск по беременности и родам. Предыдущей редакцией ст.168 КЗОТ от 30.04.99г. женщинам права выбора на отпуск по беременности и родам или отпуск в связи с усыновлением не предоставлялся.

Постановлением правительства РФ от 11.10.2001г. № 719 предложено Министерству здравоохранения РФ по согласованию с Фондом социального страхования в 3-х месячный срок определить порядок выдачи листка нетрудоспособности. Установленное изменение позволит снизить риск разглашения тайны усыновления т.к. женщине усыновившей ребенка и выбравшей отпуск по беременности и родам не придется предоставлять справки с места работы супруга и документы об усыновлении по месту работы.

Вместе с тем необходимо отметить, что работники, усыновившие ребенка, не всегда обращаются за указанным пособием. Согласно отчетов по Орловскому региональному отделению за 2000 год и 9 месяцев 2001 года такие выплаты из средств соцстраха по области не производились, хотя факты усыновления детей есть. По данным постановления Главы администрации Орловской области от 30.11.2000г. №152 «Об основных направлениях региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области на 2000-2001 годы» в 2000г. усыновлено 106 детей, в 1999г. 104 ребенка.

             

§3.  Единовременные пособия.

 

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его замещающее. Оно предоставляется для частичной компенсации дополнительных расходов, связанных с рождением ребенка или усыновлением в возрасте до 3-х месяцев. Это одно из первых пособий введенных в СССР. Развернутые Правила о пособиях на ребенка были утверждены Постановлением СССС при НКТ СССР от 17 апреля 1932г. и введены с 1.07.1932г. Согласно указанному документу пособие на рождение ребенка состояло из:

-         единовременного пособия на предметы ухода за новорожденным в сумме 32 рубля;

-         пособия на кормление ребенка в сумме 45 рублей.

Рабочим и служащим социалистического сектора для получения пособия было необходимо иметь непрерывный стаж работы в данном предприятии:

-         ударникам из числа рабочих и ИТР – 4 мес.;

-         членам профсоюзов (кроме ударников) – 8 мес.;

-         не членам профсоюзов- 12 мес.

Рабочим и служащим, занятым в частных предприятиях необходимо было иметь 12-месячный стаж непрерывной работы.

              Единовременное пособие на предметы ухода выдавалось после родов, пособие на кормление ребенка – в 2-а срока: первая часть в размере 20 рублей вместе с пособием по уходу за новорожденным, а вторая – 25 рублей – при достижении ребенком возраста 5 месяцев.

              В 1944 году размер единовременного пособия был увеличен с 45 рублей до 120 рублей. Позднее в 1947 году был введен максимальный размер заработка (500руб.), при котором пособие на рождение не выдавалось. С 1958 года размер его вновь был увеличен и выдавался на приобретение предметов для ухода в сумме 120 рублей, пособие на кормление – в размере 180 рублей, как и ранее в 2-а срока. Первая часть выдавалась в размере 100 рублей, а вторая в размере 80 рублей. Для получения пособия необходимо было иметь непрерывный стаж работы не менее 3-х месяцев.

              30 октября 1981 года в Положение о порядке назначения и выплаты пособий были внесены изменения. Пособие при рождении ребенка стало состоять из:

-         единовременного пособия при рождении ребенка;

-         пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.

Кроме того, пособие при рождении первого ребенка выдавалось в размере 50 рублей, второго и третьего по 100 рублей на каждого. При рождении последующих детей единовременное пособие выдавалось органами социального обеспечения.

В настоящее время: «единовременное пособие при рождении ребенка»  - это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие в праве получать как работающие, так и неработающие граждане.*  В случае рождения 2-х и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. В случае рождения мертвого ребенка пособие не выдается.

Размер единовременного пособия в в настоящее составляет 1500 рублей.

В §1 главы 3 уже говорилось о том, что пособие при рождении ребенка из-за своего невысокого уровня не выполняет свою функцию, направленную на улучшение демографической ситуации, хотя необходимость в этом назрела. Ведь даже в период Великой Отечественной войны (как указано выше) у страны нашлись средства для повышения размера этого пособия. В настоящее время процесс сокращения рождаемости в нашей стране отмечается уникально низкими показателями. Уже с конца 60 годов уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения. Сегодня её параметры менее требуемого почти в 2 раза. Так коэффициент суммарной рождаемости составляет 1,17 рождений на одну женщину, тогда как для простого воспроизводства требуется 2,15.**

 

 

 

*  М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России, Москва, изд-во БЕК

  2001г. стр. 402

**  Социальный мир № 3 2001г. стр.27

Не лучше обстоят дела с демографической ситуацией и в Орловской области. Наблюдается тенденция к сокращению рождаемости, которая за период с 1990 года по 2000 год уменьшилась с 9,7 до 7,7 рождений на 1000 человек населения. Этот процесс можно проанализировать по данным Орловского регионального отделения ФСС о количестве выплат единовременных пособий при рождении

годы

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Кол-во

выплат

8256

8786

6954

5918

6815

6961

6463

6354

6065

6235

 

Количество выплат, единовременных пособий при рождении ребенка, сократилось за 10 лет в среднем на 2000, что составило 24,5%, примерно в таких же пропорциях снижается и рождаемость. Поэтому считаю необходимым незамедлительно повысить единовременное пособие при рождении ребенка, установив его размер  равным 5-ти прожиточным минимумам в целом по России.

Выплата пособия производится по месту работы (службы, учебы) родителя. Если же родители не работают (не служат, не учатся),  пособие выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства.  

Для назначения пособия должны быть представлены документы:

- заявление о назначении пособия, если оба родителя работают, то предоставляется также справка с места работы (службы, учебы) второго родителя о том, что пособие ему не выдавалось;

- справку органов ЗАГС, о рождении ребенка. Эта справка выдается одновременно со свидетельством о рождении и служит основанием для назначения пособия.

Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы). Опекун должен предъявить выписку из решения органов местного самоуправления об установлении опеки.

Документов, необходимых для получения этого пособия достаточно много. На мой взгляд, их число можно сократить, отменив предоставление справки с места работы второго родителя о том, что он это пособие не получал. Дело в том, что справка о рождении ребенка выдается только в одном экземпляре, поэтому обратиться за пособием и может только один из родителей. Так же нет необходимости прилагать к заявлению документы о том, что второй родитель не работает и не учится.

Выплата указанного пособия лицам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел производится за счет средств федерального бюджета. В остальных случаях: работающим, неработающим, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и профессионального высшего образования – за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Единовременные пособия женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях при наличии срока беременности до 12 недель, назначается и  выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам и одновременно с ним. Размер указанного пособия с 1.01.2001г. составляет 100 рублей.

Цель этого пособия – стимулировать своевременное обращение беременной женщины в соответствующее медицинское учреждение, призванное наблюдать за состоянием её здоровья. По Орловской области в 2000 году состояло на учете 7344 беременных женщин. Из них стало на учет в ранние сроки беременности, и получили пособие по этому основанию 1905 женщин. Близкие к этим  показатели наблюдались и в предыдущие годы: в 1999 году соответственно 6165 и 1717, в 1998 году – 6754 и 2000 женщин. В среднем единовременные пособия, ставшие в ранние сроки беременности, на учет в медицинские учреждения получают около 30% бе-

Информация о работе Система государственных пособий в России