Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат
Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.
Введение.
Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4
Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11
Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15
Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21
Результаты…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы …………………………… 23
Цели использования тестов:
- текущий контроль (входной, для закрепления);
- тематический;
- итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту);
- с целью диагностики (коррекция).
Преимущества тестового контроля:
- объективность контроля;
- развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции,
самоконтроля;
- формирование положительной мотивации у детей;
- возможность выстроить рейтинг учащихся;
- создается система подготовки учащихся к урокам;
- творческий рост учителя.
Недостатки:
- страдает развитие устной и письменной речи;
- проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
- большая трудоемкость в составлении тестов;
- значительный процент угадывания правильных ответов.
Этапы создания тестов:
Требования, предъявляемые к тестам:
В настоящее время тесты находят очень широкое применение при контроле и оценке знаний учащихся, но, тем не менее, увлекаться тестами и заменять ими все другие формы контроля не рекомендуется. Это должна быть всего лишь одна из форм контроля, используемых учителем.
Учебные портфолио.
Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно – познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшая коррекция процесса обучения.
Отдельные авторы
- коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
- форму систематической, целенаправленной
и непрерывной оценки самооценк
- антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Основная задача – проследить динамику учебного процесса. Исходя из целей создания портфолио, в него могут быть включены:
- работы самого учащегося как классные самостоятельные, так и домашние, прикладные проекты, решения сложных задач, рефераты, листы самоконтроля, записи выступлений учащегося и т.д.
- заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся, листы проверок учителя с комментариями, лист оценок учителя по работам учащегося и др.
Опыт использования портфолио
в американских школах
Оценивается портфолио как по качеству, так и по количеству. Важную роль в системе оценки учебных портфолио играют критерии, которые непосредственно отражают основные цели обучения данному предмету. Это могут быть: развитость мышления, сформированность специальных умений, сформированность прикладных умений, развитость коммуникативных умений, сформированность умений самоконтроля и самооценки. Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии.
Преимущества учебного
- органически интегрирует препод
- позволяет объединить
- поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
- учебное портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
- учебные портфолио легко
интегрируются в профессиональн
Недостатки:
- требует большой
- требует от учителя и учащихся новых организационных и познавательных умений;
- требует больше времени для организации, чем традиционная система оценки.
Данная инновация только начинает внедряться в учебный процесс и, безусловно, существуют реальные трудности. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Рейтинг учебных достижений.
Рейтинг – это бальная система оценки учебной деятельности, при изучении конкретной темы. Учебная деятельность может включать:
- ответы на вопросы;
- выступление
по обязательной или
- постановку вопросов;
- решение задачи;
- выполнение теста;
- терминологический диктант;
- изготовление карточек и заданий;
- дополнения к ответу;
- ассестирование учителю и другие приемы.
Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов. В сумме все эти баллы образуют рейтинг по учебной теме, в журнал выставляется единственная итоговая оценка по теме. Данная система способствует активизации индивидуальной работы школьника, делает учебный процесс открытым. В этом видится большой плюс использования данной системы контроля знаний учащихся.
Система применения разнообразных методов и приемов контроля знаний учащихся.
Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.
Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей.
Система тематического учета знаний и умений позволяет:
Прежде чем проводить контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения, которые изучались в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний.
Исходя из всего выше
Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой. Указанные в целях знания и умения учащихся должны соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.
Примерная схема планирования тематического контроля
Тема предварительный контроль поурочный контроль промежуточный контроль итоговая проверка по теме
В качестве примера
рассмотрим тематический
Примерное планирование контроля по теме «Корень»
1.По окончании изучения темы учащиеся должны знать:
что такое корень, типы корневых систем, виды корней, зоны корня, значение корня в жизни растения, видоизменения корней, рост корня в длину, связь строения и функций клеток корня;
уметь:
распознавать виды корней и типы корневых систем, сравнивать их между собой, устанавливать взаимосвязь между типом корневой системы растения и условиями его выращивания, закладывать опыты, проводить прищипку главного корня при пересадке растения.
2.Общебиологические понятия, которые позволяет отрабатывать тема «Корень»:
3.На основе общебиологических понятий группируем частные биологические понятия, отрабатываемые в данной теме и необходимые для последующих тем курса ботаники:
4. Вычленяем необходимые опорные знания для изучения темы:
1. признаки живого организма: питание, дыхание, рост и др.
2. органы растения.
3. строение клетки.
4. виды тканей, особенности их строения и функции.
5. почва и ее состав.
6. корнеплоды
7. сосуды
5. Планируем методику работы для реализации задач 1- 4 этапов:
1. Лабораторная работа «Строение корня у проростка тыквы».
2. Закладка и проведение опытов «Отрастание придаточных корней»