Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат

Краткое описание

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Содержание

Введение.

Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4


Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11

Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15

Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21

Результаты…………………………………………………………. 22

Список использованной литературы …………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

diagnostikaznaniyuchashaixsya (1).doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

     (можно в домашних условиях), «Рост корня в длину».

    3. Составление опорных конспектов в тетрадях с выделением цветом

      ведущих понятий темы.

    4.Сочетание разнообразных методов на одном уроке – работа с

       микроскопом, использование гербарных экземпляров и живых растений,

      операции анализа и синтеза при обсуждении опытов, демонстрации

     опытов.

6. Планируем тематический контроль  знаний.

     Определяем, что будем контролировать (содержание контроля) и как будем контролировать (методы контроля), при определении содержания контроля опираемся на ведущие понятия темы и курса, проверяем не только биологические знания и умения, но и общеучебные, но при этом избегаем включения излишне детализированного материала.

Предварительный контроль (экспресс – опрос или беседа)

Цель: актуализировать знания учащихся.

  1. Перечислите органы растений.
  2. На какие группы по выполняемым функциям можно разделить органы растений?
  3. К какой группе органов относится корень?
  4. Назовите ткань, обеспечивающую рост растения.
  5. Что такое почва?
  6. Какие вещества входят в состав почвы?

Текущий контроль (устный опрос)

    1. Что такое корень?
    2. Какие функции выполняет корень?
    3. Назовите типы корневых систем?
    4. Приведите примеры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами?
    5. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы?
    6. Перечислите виды корней?
    7. Чем отличаются придаточные корни от боковых?
    8. Как увеличить массу корней растения?
    9. Почему при пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать из почвы?
    10. Почему после окучивания возрастает урожайность картофеля и томатов?

 

 

 

Промежуточный контроль.

Тест

    1. Корень – это 

А. вегететивный орган        б. генеративный орган

     2. Главный корень можно выделить

                 А. у мочковатой корневой системы   

                  Б.  у стержневой корневой системы

    3. Мочковатую корневую систему имеют

                  А. одуванчик, ромашка, подсолнечник

                   Б. пшеница, рожь, лук

    4. Стержневую корневую систему имеют

                  А. одуванчик, ромашка, подсолнечник

                   Б. пшеница, рожь, лук

   5. Придаточные корни отрастают 

                   А. от главного корня          Б. от стебля

   6. Какая ткань обеспечивает  рост корня в длину

                    А. образовательная             б. покровная

   7. Корневой чехлик выполняет 

                   А. двигательную функцию               б. защитную функцию

   8. Пикировка – это

                    А. удаление верхушки главного  корня

                    Б. удаление боковых корней

   9. Пикировка проводится  с целью

                     А. усиления роста боковых корней

                      Б. обеспечения роста придаточных  корней

    10. Окучивание томатов  проводится с целью

                     А. усиления роста боковых корней

                      Б. обеспечения роста придаточных  корней

 

Программированное задание

Вопросы:

  1. Сверху кончик корня покрыт…………..
  2. Он образован ……………. тканью
  3. Вода и минеральные вещества всасываются…………………..
  4. Корневой волосок – это ………………………….
  5. В центральной части корня находятся полые клетки, которые образуют …………..
  6. Кончик корня образован ………………… тканью
  7. Зона, обеспечивающая рост корня в длину ……………………
  8. Корневые волоски располагаются в зоне …………………..
  9. Обеспечивает проведение воды и минеральных веществ в стебель зона …………………

Ответы:

  1. Корневые волоски
  2. Зона роста
  3. Сосуды
  4. Зона проведения
  5. Механическая ткань
  6. Образовательная ткань
  7. Корневой чехлик
  8. Одна вытянутая клетка
  9. Много клеток
  10. Зона всасывания

(для детей, которые плохо воспринимают на слух или медленно читают данное задание можно предложить на карточке)

 

     

Итоговая проверка

(письменная разноуровневая проверочная  работа)

1 вариант

  1. Составьте определение ткани, используя следующие термины: «клетка», «функция».
  2. Зарисуйте строение стержневой корневой системы. Надпишите названия корней, образующих корневую систему.
  3. С какой целью проводят окучивание?

2 вариант

  1. Распределите зоны корня в правильной последовательности снизу вверх: зона проведения, зона роста, зона всасывания, зона растяжения.
  2. Докажите, что строение клеток и тканей корня зависит от выполняемой функции.
  3. Всегда ли у ели корни расположены близко к поверхности почвы, а у сосны, наоборот, уходят вглубь?

3 вариант

  1. Изобразите в виде схемы строение стержневой и мочковатой корневых систем. Сделайте надписи к рисунку. Как правильнее сказать: «стержневая корневая система» или «стержневой корень»? Почему?
  2. Назовите ткани корня, участвующие в передвижении растворенных питательных веществ. Могут ли вещества из почвы поступать в корень в нерастворенном виде?
  3. К каким выводам вы пришли при проведении опыта «Рост корня в длину»?

 

Система контроля разрабатывается в каждом классе для каждой темы при тематическом планировании материала.  При этом учитываются возрастные особенности детей, сложность изучаемой темы, место темы в курсе. Поэтому в 7 классе формы контроля, по сравнению с 6 классом, будут несколько иными.  В качестве примера рассмотрим систему контроля по теме: «Рыбы» в 7 классе.

Фрагмент тематического планирования по теме: «Рыбы».

 

урока

Тема урока

контроль

1.

Приспособленность рыб к среде обитания.

1.Входной контроль – тест

2. Работа в группах  по инструктивным карточкам. Выводы.

3. Коррекция теста.

4.Решение логических задач.

2.

Внутреннее строение рыб.

1.Проверка знаний:

  - экспресс – опрос

  - логические задачи;

2. Усвоение и коррекция  знаний:

  программированное задание  с последующей взаимопроверкой  и обсуждением результатов в  парах.

3.

Размножение и развитие рыб.

1.Проверка знаний:

         взаимоопрос.

2. Усвоение и коррекция знаний:

    - анализ таблиц  и выводы по ним;

    - логические вопросы  и задачи.

4.

Многообразие рыб.

  1. Терминологический диктант.

 Обсуждение и коррекция  в группах.

  1. Усвоение и коррекция знаний:

  Систематическое положение  рыб.

Игра «Третий лишний».

5.

Рыбы Пермского края.

  1. Сообщения.
  2. Фронтальная беседа по результатам самостоятельной работы с учебником.
  3. Решение познавательных задач.

6.

Конференция «Проблемы охраны рыб в мире, России, Пермском крае».

1. Индивидуальные выступления.

7.

Обобщение.

  1. Интеллектуальная игра

8.

Итоговый контроль по теме

  1. Тест
  2. Самостоятельная работа (решение познавательных и логических задач)

 

 

Правильно организованный, систематический, разнообразный контроль способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний и умений учащихся.

 При проведении контроля  необходимо учитывать возрастные  особенности детей. Поэтому у  учащихся 5 – 6 классов преобладающим  методом контроля является устный  опрос, т.к. он способствует развитию  устной речи учащихся, формирует умение логически верно построить свой ответ, развивает умение слушать и слышать ответы товарищей, формирует навык взаимо- и самоконтроля.

  Практически каждый урок начинается с предварительного контроля, который призван определить уровень исходных знаний  учащихся и правильно спланировать управление их деятельностью на уроке. В 5 – 6 классах наиболее эффективной формой предварительного контроля считаю фронтальную беседу, не менее эффективным приемом является постановка целей учащимися, при которой они сами или с помощью учителя определяют уровень своего незнания, неумения. В более старших классах можно использовать тесты, диктанты, решение познавательных  задач и логических вопросов с последующим выходом на индивидуальное целеполагание.

  Текущий контроль на этапах первичного усвоения и закрепления знаний.

Наиболее эффективным приемом является беседа. При этом можно проконтролировать усвоение знаний большого числа учащихся. Деятельность учащихся организуется с помощью вопросов, которые определяют последовательность раскрытия учебного материала, направляют на выделение наиболее существенного, помогают составить целостное представление об уровне усвоения знаний по данному вопросу. В ходе беседы есть возможность корректировать ответы учащихся, добиваться осознания изученного материала, преодолевать фрагментарность в знаниях.

  Например, в 6 классе при изучении темы «Воздушное питание растений» целесообразно провести беседу, т.к. эта тема сложна для понимания и усвоения учащимися. Для беседы используются следующие вопросы:

  1. Какие вещества необходимы для образования в листьях органических веществ?
  2. Откуда эти вещества поступают в листья?
  3. Каким образом эти вещества поступают в листья?
  4. Какие вещества образуются в листьях?
  5. В каких клетках листа образуются органические вещества?
  6. Каково значение хлоропластов в жизни растения?
  7. Какие условия необходимы для образования органических веществ в листьях?
  8. В какое время суток происходит процесс образования органических веществ в листьях?
  9. Как называется процесс образования органических веществ в зеленых листьях?

  Эта последовательность вопросов позволяет школьникам получить целостное представление о фотосинтезе, выделив при этом самое основное. После проведенной беседы один – два ученика без труда рассказывают о процессе фотосинтеза в целом.

  Данный прием находит широкое применение и для контроля самостоятельного изучения материала.

 На начальных этапах изучения  биологии использую ступенчатый  контроль (теме делится на смысловые части  - ступеньки, контроль усвоения - после каждой ступеньки), при этом контроль на завершающем этапе в игровой форме (игра «Знатоки», «Экспресс – опрос», «Лапта», «Перекрестный опрос», «Цепочка», «Лови ошибку» и др.). (см. Приложение № 1). Вопросы при контроле используются разнообразные: репродуктивные, познавательные, вопросы практической направленности, требующие осмысления изученного материала, вопросы творческого характера. Вопросы практической направленности и творческого характера эффективнее использовать на этапе закрепления знаний, где можно проконтролировать не только уровень усвоения материала, но и его понимание и умение использовать полученные знания.

 На этом же уроке «Воздушное  питание растений», на этапе закрепления знаний предлагаю такие вопросы:

1.Комнатные растения не только украшают квартиру, но и улучшают в ней воздух, насыщая его кислородом. Отчего же в таком случае не рекомендуется ставить очень много растений на ночь в спальню?

2. На одном поле скосили на  сено клевер в начале его  цветения, а на другом  - в конце  цветения. С какого поля сено будет более питательным? Почему?

3. Почему Ч.Дарвин считал, что хлорофилл – это, может быть, самое интересное вещество на Земле?

4. Почему подмерзший картофель  имеет сладковатый вкус?

5. Нужно ли летом собирать  колорадских жуков на картофеле? Обоснуйте свое мнение.

6. Хозяйка летом на своем огороде  оборвала все листья у капусты. Правильно ли она поступила? Обоснуйте  свое мнение.

  Для  контроля  усвоения темы использую   индивидуальный опрос.      Данный прием используется не часто, но при изучении темы все учащиеся обязательно опрашиваются индивидуально. При этом важно занять остальных учеников, с этой целью использую приемы:

    - внимательно прослушай  и задай дополняющий или уточняющий вопрос (ответ на поставленный вопрос не должен дублировать рассказанное);

  - дополни ответ (не повторяясь);

  - проанализируй и оцени ответ.

   При устном фронтальном опросе использую приемы: беседа, узнавание, коллективное заполнение таблицы на доске (каждый вызванный ученик заполняет одну – две графы в таблице), составление группового рассказа по опорным словам, заполнение пропусков в тексте, составление рассказа по рисунку учебника, взаимоопрос по заранее составленному плану, рассказ по опорному конспекту, подготовка сообщений с использованием дополнительной литературы.

Информация о работе Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения