Система страхования вкладов в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования в данной работе является рассмотрение организации и функционирования системы страхования вкладов в России, в том числе с точки зрения мирового опыта, проанализировать деятельность данной системы за последние года, рассмотреть основные направления и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 5
1.1. Понятие системы страхования вкладов, функции 5
1.2. Зарубежный опыт создания систем страхования вкладов 8
1.3. Модели систем страхования вкладов: США,
Великобритании Германии, Японии и их различия 13
2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ 16
2.1. Создание системы страхования вкладов в РФ 16
2.2. Анализ деятельности
Агентства по страхованию вкладов 19
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ 24
3.1. Международные принципы функционирования систем страхования вкладов 24
3.2. Перспективы развития системы страхования
вкладов в РФ 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1. Зарубежная практика построения систем страхования вкладов
38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 308.35 Кб (Скачать файл)

1. По характеру требований  к участию коммерческих банков: добровольное и обязательное.

В банковском мире большинства  стран страхование депозитов  является обязательной нормой. После  того как многие страны столкнулись  с банковским или системным кризисом, их руководители проверили на практике одну простую вещь: в ситуации кризиса добровольная система не срабатывает.

Совет Европы 30 мая 1994 года рекомендовал своим участникам использовать обязательный принцип участия кредитно-финансовых институтов в системах гарантирования банковских вкладов. После этого Франция, Германия и Италия заменили в своих гарантийных системах прежний принцип добровольности принципом обязательности. В Европе принцип добровольности сохраняется только в Швейцарии и Македонии; в Азии - Шри-Ланке, Тайване, Микронезии и Маршалловых Островах. В Америке система обязательного страхования депозитов принята повсеместно.

Если говорить о России, то принцип добровольного страхования  у нас "не прижился". Едва ли не единственный пример - созданный семью петербургскими банками Фонд сохранности вкладов населения, который, по некоторым данным, в 1999 году был в состоянии гарантировать депозиты пенсионеров в пределах всего 500 рублей. Основные аргументы в пользу обязательности участия в системе защиты вкладов состоят в том, что только такой подход обеспечивает распределение рисков по всей банковской системе и позволяет избежать опасности негативного отбора, когда страховым прикрытием пользуются неустойчивые в финансовом отношении банки. Добровольность может вызвать нежелание участвовать в системе защиты вкладов у устойчивых и благополучных финансовых учреждений, которые не захотят платить отчисления в фонд гарантирования вкладов наравне с банками, осуществляющими рискованные капиталовложения.

2. По характеру правового  регулирования: императивный (на  основе специального законодательного акта) и диапозитивный (договорной)

При императивной системе  процедуры страхования депозитов  и банкротства банков осуществляются в законодательно оговоренных рамках, но при этом ограничена гибкость взаимоотношений ССВ с банками и их клиентами, вследствие высокого уровня регламентирования. Диспозитивный характер ССВ обеспечивает гибкость и индивидуализацию форм страхования, порождая в то же время неясность гарантий клиентам. В мировой практике ССВ устанавливается законодательно. В России договорной характер ССВ также не рассматривается. Нормативная база позволит не только избежать неопределенностей при выплате страхового возмещения, но и урегулировать все неясности в системе.

3. По широте охвата  объекта защиты: полная, ограниченная  или дискреционная

Полная ССВ предполагает страховую защиту всех депозитов, внесенных  в банки. В этом случае повышается доверие к банкам, предотвращается  возможность массового изъятия вкладов в период банковских кризисов. В то же время снижается мотивация выбора более надежного банка клиентами, полная ССВ может стимулировать более рискованную банковскую деятельность.

При ограниченной ССВ осуществляется страховая защита депозитов мелких вкладчиков (население). Недостатком данной ССВ является невозможность полного страхования депозитов. К тому же она трудно реализуема в период инфляции из-за проблем с порядком расчета минимального покрытия.

Дискреционная ССВ в обычные  периоды действует как ограниченная, в период кризиса банковской системы  объект страхования расширяется. Данная система имеет значительный опыт функционирования в США, где обеспечивается сочетание гибкости возможностей и четко определенных обязательств.

4. По форме собственности  на функциональные органы: государственная,  частная и смешанная ССВ

При государственной ССВ  учредителями ее являются органы государственного управления и регулирования; при частной - частные коммерческие структуры; при смешанной - государство и коммерческие структуры совместно.

Первую негосударственную  систему взаимного гарантирования вкладов разработали в конце XIX века кооперативные банки Германии. Она и легла в основу нынешней системы, действующей не только в  Германии, но и в ряде стран Западной Европы.

На сегодняшний день преимущественное положение сохраняет государственное страхование. В России же предпочтительна смешанная форма собственности Фонда СД, поскольку при ней будут учитываться интересы банков по повышению их надежности и государства по защите экономических интересов граждан. Учредителями Фонда выступают, прежде всего, Центральный банк России, Ассоциация российских банков и др. В таком случае не исключена и возможность предоставления государственных ресурсов для предотвращения убытков вкладчиков и цепочки банкротств.

Если же коммерческие банки  формировали бы подобный фонд страхования вкладов за счет собственных средств, потребовалось бы установление достаточно высоких страховых тарифов для участвующих банков, поскольку велик уровень рисков. Большинство действующих банков это привело бы к отказу от участия в системе страхования. В то же время, как показывает зарубежная практика, деятельность частных институтов страхования в момент нехватки средств неизбежно способствует государственному вмешательству.

5. По принципу определения  ставки платежей: фиксированная  и дифференцированная

При фиксированном принципе определения платежей банки делают взносы по шкале, привязанной, как правило, к застрахованной базе. Во втором случае ставки платежей меняются в зависимости от текущей достаточности фонда ССВ, либо устанавливается шкала платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от выполнения им экономических нормативов или других показателей ликвидности и рискованности деятельности.

Мировой опыт показывает, что  наиболее рациональным является дифференцированный принцип определения ставки платежей. В качестве примера можно привести практику США, где отчисления в ФКСД изначально, в 1934 году, составляли 0, 083 % от величины привлеченных депозитов. В настоящее время, по оценкам, они составляют двенадцатую часть от 1 % вкладов банка.

Для России определение ставок уплачиваемых страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Дифференциация страховых взносов с учетом уровня рисков позволит уменьшить размеры субсидирования проблемных банков благополучными.

6. По степени государственного  участия в финансовом обеспечении  страховых выплат: с созданием дополнительных государственных гарантий, либо без таковых.

Государственные гарантии предполагают, что ЦБ открывает в пользу ССВ  кредитную линию, которой она  может воспользоваться при недостаточности  текущих средств фонда для  осуществления основной деятельности ССВ. Если же дополнительные государственные  гарантии отсутствуют, то финансовые ресурсы фонда ССВ ограничены поступлениями от собственной деятельности.

1.3. Модели систем  страхования вкладов: США, Германии, Японии и их различия

Наибольшее значение, как  элемент мирового опыта, имеет система  гарантирования вкладов в форме страхования, созданная в США. Американская система гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим кризисом. Для страхования вкладов в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с FDIC).

В настоящее время FDIC является независимым федеральным агентством, подотчетным Конгрессу и возглавляемым чиновникам (банки и другие кредитные организации не имеют право на участие в управлении системой). Для разрешения ситуаций с проблемными банками FDIC применяла  и применяет на сегодня три основных метода:

  • санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (FDIC содействует ликвидации «бесперспективных» активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);
  • ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;
  • выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада (в настоящее время – 250 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке) с ликвидацией банка.

Таким образом, основными  характерными чертами американской системы страхования вкладов  можно считать:

  • страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);
  • государственная собственность и управление страховым фондом;
  • гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;
  • значительная финансовая поддержка государства;
  • практически полный охват банковских учреждений страны;
  • тесное взаимодействие FDIC с государственными органами банковского надзора.

Следует подчеркнуть, что  в настоящее время система  защиты вкладов в США носит  всеобщий, тотальный характер: так  к середине 90-х гг. системой страхования ФКСД было охвачено до 98 % всех вкладов, составляющих свыше 99% активов страны.

Системы страхования вкладов Германии. Страхование вкладов организуется здесь самими банками через их отраслевые объединения без прямого участия государства, хотя и при его косвенном содействии. В Германии из формально добровольных взносов банков и других сберегательных учреждений формируются соответствующие страховые фонды, но размеры их невелики, а взносы банков составляют около

0,03% остатков по депозитам  в год. Однако банки и сберегательные  учреждения принимают на себя обязательство производить в случае необходимости дополнительные взносы.

Система страхования вкладов Японии предусматривает создание Корпорации по страхованию депозитов, действующей с 1971 года. Капитал данной Корпорации равными долями был сформирован Правительством, Банком Японии и частными банками. Корпорация по страхованию депозитов управляется комитетом, в состав которого входят также управляющий Банком Японии и представители частных банков. Участие в системе страхования депозитов является обязательным для всех городских банков, банков долгосрочного кредита, валютных и сберегательных банков, а также кредитных кооперативов, причем система закрыта для местных отделений иностранных банков. Страховое возмещение выплачивается из страхового фонда, который образуется из ежегодных взносов в размере 0,008 процентов застрахованных депозитов банка. Компенсация вкладчикам выплачивается только в том случае, если их депозиты были выражены в иенах, в максимальной сумме 10 млн. иен.

Сходства и различия данных систем, а так же ряда систем страхования  вкладов других стран можно представить  схематически (см. приложение 1).

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

 СТРАХОВАНИЯ  ВКЛАДОВ В РФ

2.1. Создание системы  страхования вкладов в РФ

Становление и развитие российской системы страхования вкладов  происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании и использовании различных страховых фондов.

Первая попытка введения института страхования вкладов  была связана с вступлением в  силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков т банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках», определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991 – 1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.

В начале 1994г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование банковских депозитов и банков не является функцией Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ).

Дальнейшее развитие института  страхования вкладов связано  с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации», которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады (депозиты) граждан. Центробанку в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992 – 1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.

К 1994г. политики и банкиры осознали необходимость отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков, и под комитетом Государственной Думы по банковскому законодательству была инициирована работа над проектом закона о страховании вкладов, в которой активное участие приняла Ассоциация российских банков.

Результатом работы стал законопроект «О гарантировании вкладов граждан в банках», в соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам (Федеральную резервную корпорацию гарантирования вкладов). В июле 1996г. законопроект был одобрен в первом чтении, три года находился в согласовании в Госдуме, в сентябре 1999г. был принят во втором и третьем чтении. Однако Совет Федерации отклонил законопроект.

Информация о работе Система страхования вкладов в России и за рубежом