Система страхования вкладов в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования в данной работе является рассмотрение организации и функционирования системы страхования вкладов в России, в том числе с точки зрения мирового опыта, проанализировать деятельность данной системы за последние года, рассмотреть основные направления и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 5
1.1. Понятие системы страхования вкладов, функции 5
1.2. Зарубежный опыт создания систем страхования вкладов 8
1.3. Модели систем страхования вкладов: США,
Великобритании Германии, Японии и их различия 13
2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ 16
2.1. Создание системы страхования вкладов в РФ 16
2.2. Анализ деятельности
Агентства по страхованию вкладов 19
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ 24
3.1. Международные принципы функционирования систем страхования вкладов 24
3.2. Перспективы развития системы страхования
вкладов в РФ 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1. Зарубежная практика построения систем страхования вкладов
38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 308.35 Кб (Скачать файл)

Для преодоления последствий  системного кризиса 1994г. была создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). Этот этап становления российской системы страхования вкладов характеризовался формированием необходимой законодательной базы для проведения реструктуризации банковского сектора. Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам. Были приняты законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций».

Совершенствование концепции  системы страхования вкладов  повлекло, по сути, перестройку в  банковском секторе, результатом которой  явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Этот шаг был продиктован сложившейся ситуацией в российской банковской системе. Несмотря на решение поставленных перед АРКО проблем и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказываться от института страхования вкладов было нецелесообразно. Но отсутствие четких критериев по отбору проблемных банков для оказания им финансовой поддержки требовало перехода на качественно новый уровень организации системы страхования вкладов.

До принятия закона о страховании  вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли, главным образом, четыре нормы банковского законодательства. Это – ст. 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 28 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 840 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 закона о банках предусматривающие, во-первых, обязанность банков обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, во-вторых, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном соответствующим (так и не принятым) федеральным законом, в-третьих, субсидиарную ответственность Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований как гарантию возврата вкладов граждан в банках, ст. 39 закона о банках, в соответствии с которой банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов. Реально действующей была лишь система лицензирования и обязательных резервов, однако и она не смогла предотвратить банкротство значительного количества банков в результате системного кризиса в 1998г. Обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, оказалось не достаточно для удовлетворения предъявляемых вкладчиками требований. Федеральный фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, поскольку не был принят соответствующий федеральный закон, а фонды добровольного страхования не получили дальнейшего распространения.

Следующим этапом становления  российской системы страхования  вкладов стала реализация положений  закона о страховании вкладов. Надзорный  орган должен был установить требования к участию в системе страхования  вкладов банков и определить процедуры  рассмотрения ходатайств банков о включении  в данную систему. В этой связи  был разработан и принят целый  комплекс законодательных и нормативных актов. В частности, в связи с возникшей необходимостью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с признанием банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, был принят Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации».

По результатам рассмотрения первичных и повторных ходатайств банков, а также их заявлений об обжаловании отрицательных заключений в систему вошел 931 банк, из них 18 банков получили лицензию на привлечение  средств физических лиц впервые, 274 банка лишились права привлекать средства физических лиц. По данным ЦБ РФ, в банках, включенных в систему страхования вкладов, было сосредоточено более 99% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях России, и около 94% всех активов банковского сектора страны.

2.2. Анализ деятельности  Агентства по страхованию вкладов

Агентство по страхованию  вкладов – государственная корпорация, созданная Российской Федерацией в январе 2004 г. в целях реализации государственной политики по защите прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепления доверия к банковской системе и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему. В августе 2004 г. функции и полномочия Агентства были расширены в связи с возложением на него задач по ликвидации несостоятельных банков, а в 2008 г. – по участию в предупреждении банкротства (санации) социально и экономически значимых банков.

Законодательная основа деятельности: Федеральные законы от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», от 27 октября 2008 года № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».

Миссия Агентства: эффективная  защита прав и законных интересов  вкладчиков и иных кредиторов, проблемных и несостоятельных российских банков, стимулирование кредитных организаций к ответственному ведению бизнеса, содействие поддержанию стабильности банковской системы Российской Федерации.

Агентство обеспечивает: уверенность  общества в сохранности сбережений в российских банках, надежную защиту прав кредиторов при санации и  ликвидации банков, минимизацию ущерба, наносимого экономике и обществу прекращением функционирования банков, постоянную способность эффективно осуществлять свои функции.

Специфика работы Агентства: некоммерческий характер деятельности, публичные цели, имущественная обособленность и операционная независимость.

Контроль со стороны государства: через механизм участия представителей государства в высшем органе управления Агентства – Совете директоров; через органы государственного финансового  контроля; путем регулярной отчетности перед Правительством Российской Федерации  и Банком России, а также обеспечения информационной прозрачности перед обществом.

В 2009 г. наступил 31 страховой  случай с общим объемом страховой  ответственности Агентства в размере 5,8 млрд. руб. перед 256 тыс. вкладчиков (для сравнения: в 2008 г. — 27 страховых случаев со страховой ответственностью 16,3 млрд. руб. перед 344 тыс. вкладчиков). В 2009 году Агентство обеспечивало возможность получения страхового возмещения вкладчикам 64 банков, в отношении которых страховые случаи наступили в предыдущие годы (из них 31 банк зарегистрирован в московском регионе). В пяти банках — участниках ССВ: Роскомветеранбанк, «БЛАГОВЕСТ», «Русская Инвестиционная Группа», Промкредитбанк, «Независимый Банк развития»— в отчетном периоде были завершены ликвидационные процедуры (всего с начала функционирования ССВ они завершены в 18 банках), в результате чего истек срок для обращения их вкладчиков с требованием о выплате возмещения по вкладам. Обращений вкладчиков после указанного срока не зафиксировано. В целях организации своевременной выплаты страхового возмещения представители Агентства регулярно входили в состав временных администраций по управлению кредитными организациями, назначаемыми Банком России.  В 2009 году за выплатой страхового возмещения обратились более 100 тыс. вкладчиков 55 банков, имеющих структурные подразделения в 38 субъектах Российской Федерации. Общая сумма выплат составила 10,9 млрд. руб.). Согласно оценкам, по всем страховым случаям, произошедшим после установления страхового возмещения в 700 тыс. руб., Агентство сумело вернуть вкладчикам обанкротившихся банков 81,6 % совокупного размера их вкладов (при этом 71 % суммы вкладов полностью покрывался существующим размером страховки). С учетом выплат из конкурсной (ликвидационной массы) данный показатель оценочно составит 90%.

В 2010 году агентство внесло заметный вклад в устойчивое функционирование банковской системы и экономики в целом, обеспечивая быструю и четкую выплату страхового возмещения вкладчикам.

В 2010г. произошло16 страховых случаев, по результатам которых у  агентства возникли обязательства по выплатам перед 235 тыс.  вкладчиков,  в декабре произошел самый крупный страховой случай — в отношении челябинского банка «Монетный дом» (105 тыс. вкладчиков, страховая ответственность—5,1млрдруб.). В 2010 году агентство обеспечивало возможность получения страхового возмещения вкладчикам 77 банков, в отношении которых наступили страховые случаи, в том числе в предыдущие годы (из них — 36 банков зарегистрированы вне московского региона).

За выплатой страхового возмещения обратились более 43 тыс. вкладчиков 64 банков, имеющих структурные подразделения в 44  субъектах  российской Федерации (вкладчики остальных 13  банков за выплатами не обращались)

В пяти банках: ООО КБ «Нефтяной», ЗАО КБ «Приволжское ОВК», ООО «Мединвестбанк», АКБ «МБС»(ОАО), банк «Поволжское ОВК» ОАО  — завершены выплаты страхового возмещения в связи с окончанием ликвидационных процедур(всего сначала функционирования ССВ они завершены в 23 банках). В целях своевременной выплаты страхового возмещения, в том числе для формирования в кратчайшие сроки реестра обязательств банков перед вкладчиками, представители агентства в течение года участвовали в работе всех назначаемых банком России временных администраций по управлению кредитными организациями, в отношении которых наступил страховой случай.

В течение 2011 года система  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации испытала значительную финансовую нагрузку. По сравнению с предыдущим годом объем выплат вырос почти в 3 раза (с 9,5 млрд.  до 27,0 млрд. руб.), а количество вкладчиков, обратившихся  за получением страхового возмещения, увеличилось в 2,5 раза (с 43 тыс. до 108 тыс. человек). В прошедшем году наступило 17 страховых случаев. Всего же за время действия ССВ к 1 января 2012 г. произошло 116 страховых случаев, общий объём страховой ответственности по которым составил 59,4 млрд. руб. перед 1 065,4 тыс. вкладчиков.

Значительные объемы расходования средств фонда обязательного  страхования вкладов (далее также – Фонд) связаны с рядом крупных банкротств, произошедших в декабре 2010 г. (АКБ «СЛАВЯНСКИЙ БАНК» (ЗАО), АКБ «Традо-Банк» (ЗАО), ОАО «Уралфинпромбанк», Банк «Монетный дом» ОАО, ОАО КБ «Донбанк»), а также с наступившим в июле 2011 года крупнейшим страховым случаем (ООО «АМТ БАНК», объем выплат – 12,4 млрд. руб.). Тем не менее произведенные выплаты не привели к существенному снижению достаточности Фонда по итогам года.

В 2012 г. система обязательного  страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (далее – ССВ) функционировала  стабильно, обеспечивая выполнение основных задач в условиях постепенного снижения повышенной финансовой и операционной нагрузки, вызванной последствиями  глобального экономического кризиса 2008–2009 гг.

За год наступило 14 страховых  случаев (в 2011 г. – 17), что стало наименьшим показателем с 2008 г. Объем выплат и количество вкладчиков, обратившихся за получением страхового возмещения, по сравнению с предыдущим годом сократились почти в 2 раза (выплаты сократились с 27,0 млрд. до 14,0 млрд. руб., число вкладчиков – со 108 тыс. до 53 тыс.). Всего же за время действия ССВ к 1 января 2013 г. произошло 130 страховых случаев, общий объём страховой ответственности, по которым составил 73,5 млрд. руб. перед 1 224,5 тыс. вкладчиков.

Самые большие расходы  фонда обязательного страхования  вкладов (далее – Фонд) были связаны  в отчётном году с тремя крупными банкротствами, произошедшими в мае-июне 2012 г.: КБ «Холдинг-Кредит» ООО, ООО «Витас Банк» (оба в г. Москве) и ОАО «Орелсоцбанк» (г. Орел), по которым совокупный размер страховой ответственности составил 10,7 млрд. руб. Однако эти выплаты не привели к заметному снижению достаточности Фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ

3.1. Международные  принципы функционирования систем  страхования вкладов

 В результате продолжительных дискуссий на разных уровнях государственной власти Российской Федерации в ноябре 2003 г. Государственной думой Федерального собрания был принят закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Ключевые  параметры, характеризующие российскую систему страхования вкладов, могут  быть проанализированы исходя из сопоставления  норм Федерального закона № 177-ФЗ с зарубежной практикой, в том числе с наиболее предпочтительными практиками, сформулированными в выработанных в 2001 г. Форумом финансовой стабильности «Рекомендациях по созданию эффективных систем страхования депозитов» и работах целого ряда экспертов Мирового банка и Международного валютного фонда, таких, как Дж. Гарсия, А. Демиргуч-Кюнт, Л. Лэйвен и др.

В работах  вышеназванных авторов, посвященных  исследованию заслуживающих распространения принципов и подходов к созданию систем страхования депозитов, в качестве первой рекомендации предлагается уделить при создании системы страхования депозитов должное внимание вопросам создания надлежащих стимулов и постановки перед системой реалистичных целей. Это, в первую очередь, касается необходимости того, чтобы создаваемая система не подрывала рыночной дисциплины, а своим существованием способствовала поддержанию стабильности национальной банковской системы.

Если  говорить в данном контексте о  российской системе страхования  вкладов, то нельзя не согласиться с  тем, что установление продуманной  процедуры допуска банков в систему на основе прозрачных и ясных критериев способствовало укреплению стабильности национальной банковской системы, а наделение Агентства по страхованию вкладов еще и функцией конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве банков служит дополнительным механизмом дисциплинирующего воздействия на банки.

Информация о работе Система страхования вкладов в России и за рубежом