Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и
политической структуры российского общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она
становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -
генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой
советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-
экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования
это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,
что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.

Содержание

Введение 3


Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5


Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6


Система социального страхования в странах Запада 7


Страхование как форма социальной защиты 7


Виды социального страхования 9


Исторические аспекты развития социального страхования в России 11


Первый этап - 11


Второй этап - 12


Третий этап - 14


Кризис экономики — кризис социальной политики 16


Развитие системы социального страхования 19


Принципы построения системы социального страхования 19


Финансирование социального страхования 22


Заключение 28


Список используемой литературы 30



Введение

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.docx

— 95.15 Кб (Скачать файл)

их потребностей, нужд, чем из приобретенных  ими прав на пособие.

      Нужда при этом  интерпретируется  достаточно  широко  и  связывается  с

уровнем доходов нуждающегося в  прошлом (при установлении уровня  пособий  по

старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых  общепринятых

прав на социальную помощь (медицинское  обслуживание, образование).

      Постепенно системы  социального  страхования   и  обеспечения  расширили

свою деятельность, перестав  ограничиваться  лишь  теми,  кто  имеет  полную

занятость в государственном или  частном секторах. Системы  стали  охватывать

другие  социальные  группы  (практически  всех  трудящихся  и   граждан)   —

трудящихся,  работающих  неполное  рабочее  время,  а   также   не   имеющих

постоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход  позволил

развитым странам обратить внимание на нужды и  других  категорий  населения,

например, безработной молодежи, не  имеющей  дохода,  а  также  предоставить

материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским  обслуживанием

лиц, не пользующихся системами медицинского  страхования;  дать  возможность

досрочного выхода на  пенсию  безработным  трудящимся  пожилого  возраста  и

предоставлять  медицинское  обслуживание  более  продолжительное  время   по

сравнению с тем, которое предусмотрено  в рамках системы,  основывающейся  на

взносах.

      Расширение  сферы   применения   систем   социального   страхования   и

обеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами  и  пособиями

и подводит общество к пониманию  того, что оно должно  нести  ответственность

за своих  неимущих  членов,  по  разным  причинам  испытывающих  нужду.  Эта

ответственность измеряется  скорее  реальными  нуждами,  чем  приобретенными

правами.

      “При всех недостатках,  присущих  системам  социального   страхования  в

западных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих  систем

в большой мере соответствуют целям  и задачам, поставленным в  декларациях  о

правах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы,  сегодня

приближаются к критериям,  сформулированным  в  конвенциях  и  рекомендациях

Международной Организации Труда,  Всемирной  Организации  Здравоохранения  и

МАСО.

      Рост  расходов  на  социальные  нужды  как   в  форме  непосредственных

денежных выплат, так и в форме  социального  обслуживания  стал  возможным  в

результате бурного и устойчивого экономического  роста и высокого  уровня

занятости, которые были характерны  для  развитых  стран  до  середины  70-х

годов.  Позже  рост  расходов  на  социальные  нужды  замедлился,  программы

социальной защиты  достигли  высокого  уровня  зрелости.  Возникли  и  новые

проблемы, и прежде всего был предпринят поиск новых эффективных регуляторов

взаимодействия между социальными  программами, экономикой и рынком  труда,  а

также новых форм  и  способов  функционирования  социальных  служб.  В  США,

например,  планы  широкого  распространения  частных  индивидуальных  пенсий

некоторыми  кругами  открыто   рассматриваются   в   качестве   альтернативы

государственной  пенсионной   системе,   которую   предлагается   постепенно

демонтировать,  передав  практически  все  социальное  страхование  в   руки

частного страхового бизнеса.” [4]

      Как показывает  опыт развитых стран,  наличие   сбалансированных  систем

социального страхования и  социального  обеспечения  как  базовых  элементов

социальной  защиты  трудящихся  и  всего  населения  расширяет  и  укрепляет

трудовые ресурсы страны,  усиливает  национальный  потенциал  экономического

роста, является необходимым условием проведения реформ, а также  содействует

политической и экономической  стабилизации общества.

      Понятие социальной  защиты, ее составляющих, было дано  еще в 1952 г.  в

Конвенции   о   минимальных   нормах   социального   обеспечения,   принятой

Международной  Организацией  Труда  (МОТ).  Конвенция  установила  9   видов

социальной защиты: медицинское  обслуживание,  пособие  по  безработице,  по

производственному  травматизму,  по  инвалидности,   в   связи   с   потерей

кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные  пособия  и  пенсия

по старости.

      На    базе    Конвенции    фактически    формировались    национальные

законодательства во многих  странах.  Законодательство  в  социальной  сфере

наиболее развито в странах  Северо-Западной Европы, наименее  —  в  США,  где

“центр тяжести  решения  социальных  вопросов  переносится  на  коллективные

соглашения, систему арбитража  и т.п.”

      “Разница в подходах  к построению системы социальной  защиты  несомненно

обусловлена национальными особенностями общества, сложившимся менталитетом.

Так, для населения США наиболее характерно стремление к личной инициативе  и

самореализации, к ответственности  человека за свои успехи,  за  свою  жизнь,

свое будущее, поэтому государство  оказывает помощь тем, кто не смог  в  силу

объективных причин позаботиться о  себе сам.

      Принципиально иной  подход отмечается в такой  стране, как  Швеция:  так

называемый солидарный подход предполагает, что в интересах  общества  должна

быть исключена сама возможность  нищеты,  так  как  это  может  вызвать  рост

социальной напряженности, а также  потребует больших экономических  вложений.

Налоговая система в этой стране  построена  так,  чтобы  свести  к  минимуму

социальное расслоение граждан  по доходам.” [8]

      Здесь приведены  два  примера  построения  системы  социальной  защиты,

основанной на диаметрально противоположных принципах.  В большинстве стран

система основана на  принципах,  занимающих  промежуточное  положение  между

этими двумя крайностями.

 

 

 

                        Виды социального страхования

 

 

      Социальное страхование  включает обязательное  пенсионное  страхование,

страхование на случай болезни,  от  несчастных  случаев  и  по  безработице.

Финансирование  выплат  осуществляется  за   счет   взносов   работодателей,

работополучателей и государственных дотаций.  Виды  страхования отличаются

суммами взносов и выплат при  наступлении страховых случаев.

      Государственное  пенсионное страхование. Для уплаты  взносов фиксируется

некоторый  верхний   предел   доходов   работника,   выше   которого   доход

освобождается  от  уплаты  взносов.  Взносы  по   этому   виду   социального

страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

      Страхование на  случай  болезни.  Здесь  также   взносы  производятся  в

равных  долях  и работником,  и работодателем.  Но  превышение  некоторого

предела дохода работника освобождает  его  от  обязанности  застраховываться,

хотя ему предоставляется право  страховаться на добровольной основе.

      Страхование от  несчастных случаев. Взносы по  этому  виду  страхования

уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса  начисляется

на фонд заработной платы предприятия.

      Страхование по  безработице. Принципы уплаты  взносов  здесь  такие   же,

как и в пенсионном страховании: разделение  размера  взносов  поровну  между

работником и работодателем  и установление предела дохода, свыше  которого  он

уже не подлежит “обложению”.

      Размер   взносов   по   обязательному   государственному   пенсионному

страхованию  составляет  17,7%  от  дохода,   который   подлежит   обложению

взносами. Возраст для получения  пенсии по старости, как правило,  составляет

65 лет, но  женщины  и   безработные  получают  право   на  такую  пенсию  при

достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек,  самозанятых

предусматривается  добровольное  пенсионное   страхование.   Государственная

пенсия по  старости  составляет  примерно  45-60%  от  последнего  “чистого”

дохода:  подразумевается  доход,  не   превышающий   предела,   с   которого

исчисляются   взносы.   Такой    же    размер    пенсий    назначается    по

нетрудоспособности, по утрате же профессиональной  трудоспособности  пенсия,

как правило, равняется 30-45% от  прежнего  “чистого”  дохода.  Повлиять  на

размер  пенсии  при  обязательном  государственном  пенсионном   страховании

практически невозможно, разве что  увеличением  своего  дохода,  и  то  здесь

предусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании  размер  пенсий

прямо зависит от размера уплачиваемых взносов.

      Другой вид обязательного  государственного  социального   страхования  —

страхование  на   случай   болезни.   Функции   страховщика   осуществляются

больничными кассами, подобными тем, которые существовали  в  дореволюционной

России. Они являются “правовыми корпорациями самоуправления”.

      О  страховании   от  несчастных  случаев   население   в   целом   мало

информировано,  так  как   взносы   по   нему   уплачиваются   исключительно

работодателем за  работающих  по  найму.  Задачами  этого вида  социального

страхования являются: предотвращение  несчастных  случаев  на  производстве,

восстановление  трудоспособности  пострадавшего,  в  том  числе   помощь   в

приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или

его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

      В  мировой   практике  чаще   используются   дифференцированные   нормы

страховых выплат, которые исчисляются  в зависимости от уровня травматизма  и

профессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности  производства,

и  определяются  для   каждого   конкретного   предприятия,   помимо   норм,

разрабатываемых для отрасли в целом. Такой подход  оказывает стимулирующее

действие  на  руководство  предприятия:  чтобы  снизился  размер   страховых

взносов,   должны   улучшаться   условия   труда,   уменьшаться    вредность

производства и число несчастных случаев.

      Для  получения   права  на  выплаты  по  страхованию   по   безработице

безработный должен пройти регистрацию  на бирже труда как ищущий  работу.  Но

можно подать заявление  заранее,  при  получении  извещения  предприятия  об

окончании вашей работы на нем  по  различным  причинам  (это,  как  правило,

осуществляется).   В   результате   увольняющийся    получает    возможность

зарегистрироваться на бирже труда  и тем самым избежать перерыва в  получении

средств для существования.

      Таким образом,  наблюдается определенное сходство  системы  социального

страхования с той, которая существовала в начале ХХ в. в  России  и которую

необходимо возрождать сегодня.

 

 

       Исторические  аспекты развития социального  страхования в России

 

 

 

      Для того, чтобы проанализировать тему данной работы глубже,  обратимся

к отечественному опыту социального  страхования. По  временной  протяженности

он занимает около столетия. Но по внутренней сути - это,  пожалуй,  наиболее

значительный опыт в сравнении  с опытом других  стран.  Ибо  периоды  реформ,

революций, реконструкций  выявили  как  внутренние  структурные  особенности

системы  социального  страхования  в  России,  так   и   ее   функциональную

зависимость от состояния и изменения  государства  в  целом.  Вместе  с  тем,

опыт организации отечественного социального страхования на  начальном  этапе

вполне соотносим с мировым, обращение к которому  стало  довольно  частым  в

последние десятилетия.

 

   В истории развития системы   социального  страхования   в  России  условно

можно выделить три основных этапа.

 

Первый этап -

 

   - с 80-х годов прошлого  века  до  1917  г.  В  этот  период  социальное

страхование в России развивалось  в едином  русле  с  аналогичными  системами

других стран (Германии, Франции, Австрии).

   Необходимо  отметить,  что   обязательное  устройство  касс   страхования

восходит  еще  к  1861  году,  когда   в   России   был   принят   закон   о

«вспомогательных  товариществах»  при  казенных  горных  заводах.  В   более

развернутом  виде  принципы  социальной  защиты  нашли  свое  воплощение   в

законодательном акте or 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим

казенных  горных  заводов  и  рудников,   утративших   трудоспособность   на

заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят закон о  вознаграждении

потерпевших и их семейств за увечье  и  смерть  в  промышленных  заведениях,

который в основание права на  вознаграждение  пострадавших  от  несчастных

случаев на производстве положил понятие  о профессиональном риске.

   Базовые основы социального  страхования были заложены в  стране в 1912 г.,

когда  Третьей  Государственной  Думой  был  принят   пакет   законов:   «Об

утверждении присутствий по  делам страхования рабочих»;  «Об утверждении

Совета по делам страхования  рабочих»;  «Об  обеспечении  рабочих  на  случай

Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения