Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и
политической структуры российского общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она
становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -
генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой
советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-
экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования
это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,
что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.
Введение 3
Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5
Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6
Система социального страхования в странах Запада 7
Страхование как форма социальной защиты 7
Виды социального страхования 9
Исторические аспекты развития социального страхования в России 11
Первый этап - 11
Второй этап - 12
Третий этап - 14
Кризис экономики — кризис социальной политики 16
Развитие системы социального страхования 19
Принципы построения системы социального страхования 19
Финансирование социального страхования 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Введение
области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты,
основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.
Анализ современного
положения дел в сфере
выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.
Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным
использованием имеющихся
установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и
успешно заморозила все попытки модернизации системы социального
страхования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области
социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического и
нормативно-правового
процессами”. Отсутствует координация усилий между существующими
организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и
социальным страхованием.
Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не
подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек
зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние
общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и
своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью
адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может
оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в
ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального
страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы
социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.
Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение
государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению,
не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые
соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального
страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью
использования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах.
Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих
работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все
работающие на предприятии: совместители и временно работающие через
отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фонд
социального страхования, но получать от него необходимое обеспечение не
могут.
Для развитых в
социально-экономическом
очевидным, что “цель жизни в обществе — не государство и не рынок, а сама
жизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынок
призваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”,
социальной защиты, социального страхования и др.
В социальной защите выделяются два основных вида:
- социальная помощь,
предназначенная для
поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;
- социальное страхование, ориентированное на социально активное
население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно
осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.
Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше
вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической
сфере определенную помощь и выгоду.
Деятельность системы социального страхования в первую очередь
адресована группам трудозанятого населения. Трудоспособное население в
своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их
единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе
отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной
защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах
регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не
только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма
социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу
производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и
мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге
способствуют стабилизации общества.
Реформирование системы
социального страхования
соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить
действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты
должна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальной
ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход
открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,
защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует
процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты
прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,
малообеспеченных семей с
важен принцип личной ответственности.
“В настоящее время при переходе России к более совершенной системе
социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость
перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества
жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного
взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или
в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу
расходования средств на зарплату и на различные виды социального
страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно
найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным
страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого
необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех
видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким
механизмом и является социальное страхование.” [8]
Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми
Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и
задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только
их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,
наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности
населения.
Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и
анализировалась система социального страхования, оказываются тесно
взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит
уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко
распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются
там основой системы социальной защиты.
Высокая степень
социальной защиты включает
характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения
защиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственное
социальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнее
включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и
“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных
случаев на производстве”.
Развитие системы социального страхования
Принципы построения системы социального страхования
На смену единой системе государственного социального страхования
сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов
страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с
проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное
социальное страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от
причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай
болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай
потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие
способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных
форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.
Страхование может иметь
“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие
принципы социального
социальное страхование определено как форма социальной защиты при
наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по
независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального
страхования — обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при
наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате
возможности заработка.” [3] К такого рода страховым случаям относятся:
временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и
уход за ним, смерть, и др.
Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие
системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина
за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием
как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,
а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности
является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен
самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в
экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная
свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.
Система социального страхования характеризуется также принципом
солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов
страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги — от
состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:
социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как
трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях
могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь
строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них
выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются
специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким
заработком оказывают
ниже.
Социальное страхование — это по сути институт социального партнерства,
солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной
зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства,
балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального
страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие
утрату доходов при
профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием
страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой
системы.
Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня
социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении
страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального
страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально
меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств
производства и главным
системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование экономических и правовых предпосылок, условий для
становления и развития социального страхования, включая содействие развитию
инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,
определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,
пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования,
Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения