Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и
политической структуры российского общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она
становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -
генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой
советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-
экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования
это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,
что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.

Содержание

Введение 3


Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5


Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6


Система социального страхования в странах Запада 7


Страхование как форма социальной защиты 7


Виды социального страхования 9


Исторические аспекты развития социального страхования в России 11


Первый этап - 11


Второй этап - 12


Третий этап - 14


Кризис экономики — кризис социальной политики 16


Развитие системы социального страхования 19


Принципы построения системы социального страхования 19


Финансирование социального страхования 22


Заключение 28


Список используемой литературы 30



Введение

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.docx

— 95.15 Кб (Скачать файл)

области  социальной  политики,  выработку  механизмов   социальной   защиты,

основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

      Анализ современного  положения дел в сфере социальной  защиты приводит к

выводу о несовершенстве существующей в  стране  системы  социальной  защиты.

Сегодняшнее    положение    обусловлено    преимущественно     неэффективным

использованием имеющихся средств. “Отечественная система  социальной  защиты

установила  рекорд  удельной  себестоимости  оказания  социальных  услуг   и

успешно   заморозила   все   попытки   модернизации   системы    социального

страхования”.  Плохо  то,  что  изменения  в  социальной  сфере,  в  области

социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного  методологического и

нормативно-правового обеспечения  и увязки  с  экономическими  и социальными

процессами”.   Отсутствует   координация    усилий    между    существующими

организационными  и  формами  социальной  защиты  —  социальной  помощью   и

социальным страхованием.

      Можно  заключить,  что  реформы  в  области   социальной   защиты   не

подготовлены ни с экономической,  ни  с социальной,  ни  с правовой  точек

зрения. В ходе их  проведения  игнорируются  такие  факторы,  как  состояние

общественного сознания, точнее два  его аспекта: национальные  особенности  и

своеобразие  “переходного”  периода.  Последнее  связано  с   необходимостью

адаптации к новым экономическим  условиям, и действенную помощь в  этом  может

оказать развитие системы социального  страхования с привлечением к  участию  в

ней широкой общественности. Однако  существующая  ныне  система  социального

страхования  “остается  в  координатах  прежней,  социалистической   системы

социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

      Произошедшее  в   результате  экономических  реформ  резкое  сокращение

государственных расходов на нужды  социальной защиты населения, к  сожалению,

не  сопровождалось  разработкой  и  внедрением  новых   ее   форм,   которые

соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области  социального

страхования,  характеризуются  бессистемностью  и  крайней  неэффективностью

использования средств, выделяемых в  ничтожно малых объемах.

      Кроме того, предприниматели  плохо обеспечивают социальную  защиту своих

работников.  На  практике  социальной  защитой  пользуются  далеко  не   все

работающие  на  предприятии:  совместители  и  временно   работающие   через

отчисления  от  зарплаты  фактически  участвуют  в  уплате  взносов  в  Фонд

социального страхования, но получать  от  него  необходимое  обеспечение  не

могут.

      Для развитых в  социально-экономическом  отношении   стран  давно  стало

очевидным, что “цель жизни в обществе — не государство и не  рынок,  а сама

жизнь, творческая реализация личности”  и  именно  ей  “государство  и  рынок

призваны служить”. Из таких положений  рождались концепции “качества  жизни”,

социальной защиты, социального  страхования и др.

      В социальной защите  выделяются два основных вида:

      - социальная помощь,  предназначенная  для  избирательной  и адресной

поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;

      -  социальное  страхование,  ориентированное   на  социально   активное

население,  занятое  в  сфере  труда;  поэтому  его  финансирование   должно

осуществляться  за  счет  средств  как работника,   так   и   работодателя.

Социальное страхование  трудового  населения  не  только  как  нельзя  лучше

вписывается в рыночные  отношения,  но  и  способно  принести  экономической

сфере определенную помощь и выгоду.

      Деятельность  системы   социального  страхования   в   первую   очередь

адресована  группам трудозанятого  населения.  Трудоспособное  население в

своем большинстве — это работники по  найму,  и заработная  плата — их

единственный  источник  доходов,  благосостояния  и  благополучия.  На  базе

отчислений от заработков  строится  весьма  эффективная  система  социальной

защиты в форме социального  страхования, которое  в  определенных  параметрах

регулируется  государством.  Грамотно  построенная  социальная  политика  не

только  обеспечивает  социальную  защиту  трудящихся  с  помощью   механизма

социального страхования, но и  позволяет  осуществлять  инвестиции  в  сферу

производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников  и

мотивации  их  труда,  на  развитие  “человеческого  капитала”  и  в   итоге

способствуют стабилизации общества.

      Реформирование системы  социального страхования должно  привести  ее  в

соответствие   с   развивающимися   рыночными   отношениями   и   обеспечить

действенную защиту трудящихся.  Реформированная  система  социальной  защиты

должна строиться на двух  основополагающих  принципах  —  на  индивидуальной

ответственности и  на  солидарности  всех  членов  общества.  Данный  подход

открывает  широкие  возможности  для  самореализации  личности  в  обществе,

защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы,  и препятствует

процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для  социальной  защиты

прежде   всего   нетрудоспособного   населения:   пенсионеров,    инвалидов,

малообеспеченных семей с детьми и др. Для  трудоспособного  населения  более

важен принцип личной ответственности.

      “В настоящее  время при переходе России  к  более  совершенной   системе

социальной защиты одним  из  важных  моментов  может  явиться  необходимость

перераспределения ресурсов для сохранения  необходимого  уровня  и  качества

жизни  при   поощрении   накопления   средств   всеми   субъектами   данного

взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни  или

в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться  к  разумному  балансу

расходования  средств  на  зарплату  и   на   различные   виды   социального

страхования (как обязательного, так  и  добровольного),  государство  должно

найти систему оптимального распределения  своих  расходов  между  социальным

страхованием госслужащих и  выплатами в рамках социальной помощи.  Для  этого

необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации  всех

видов  ответственности:  личной,   коллективной,   общенациональной.   Таким

механизмом и является социальное страхование.” [8]

      Социальная  политика  должна  строиться  в  соответствии  с   базовыми

Конвенциями МОТ, а также с национальными  особенностями  понимания  целей  и

задач социальной защиты. Она неотделима от  экономической  политики.  Только

их совместное проведение даст  ожидаемый  эффект,  а  их  несогласованность,

наоборот, приведет к дальнейшему  снижению  уровня  социальной  защищенности

населения.

      Таким  образом,  те  принципиальные  положения,  с  учетом  которых  и

анализировалась   система   социального   страхования,   оказываются   тесно

взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит

уровень социальной защищенности трудового  населения.  Эти  принципы  широко

распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой  и являются

там основой системы социальной защиты.

      Высокая степень  социальной защиты включает меры  не только  финансового

характера, но и медицинскую,  социальную  и  профессиональную  реабилитацию.

Решать эти проблемы сегодня  не просто,  но  необходимо.  С  целью  повышения

защиты требуется “объединить  институт  возмещения  ущерба,  государственное

социальное страхование  и  социальное  обеспечение”,  при  чем  в последнее

включаются пенсионное обеспечение,  санаторно-курортное  лечение  и  др.,  и

“преобразовать их в единый институт социального  страхования  от  несчастных

случаев на производстве”.

 

                  Развитие системы социального  страхования

 

 

 

             Принципы построения системы  социального страхования

 

 

      На  смену  единой  системе  государственного  социального   страхования

сегодня  приходит  новая,   с   разветвленной   сетью   внебюджетных   видов

страхования: социального, медицинского, пенсионного, а  также  связанного  с

проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное,  т.е.  негосударственное

социальное страхование.

      Социальное страхование  существует  в  различных   видах  и  зависит  от

причин потери  заработка:  страхование  от  несчастных  случаев,  на  случай

болезни, по старости, по инвалидности, страхование  материнства,  на  случай

потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и  соответствующие

способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных

форм, которые  можно  определить  как  “условно  обязательное  страхование”.

Страхование может иметь общегосударственный  характер, а может быть местным.

      “Но, несмотря  на наличие разнообразных форм, сохраняются  некие  общие

принципы социального страхования. В частности, в  Декларации  прав  человека

социальное  страхование  определено  как   форма   социальной   защиты   при

наступлении случая социального риска  и потери  средств  к  существованию  по

независящим от человека  причинам.  Отсюда  следует,  что  цель  социального

страхования — обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту  при

наступлении разных случаев,  которые приводят  к потере  дохода  и утрате

возможности заработка.” [3]  К  такого  рода  страховым случаям относятся:

временная нетрудоспособность, инвалидность,  старость,  рождение  ребенка  и

уход за ним, смерть, и др.

      Одним из важных  принципов,  обеспечивающих  существование   и  развитие

системы соцстраха, должна стать личная  ответственность  каждого  гражданина

за сохранение своего благосостояния,  которая  обеспечивается  его участием

как в финансировании, так и в  управлении системой. Для  рыночной  экономики,

а значит, и для  социального  страхования,  принцип  личной  ответственности

является  основным.  Согласно   этому   принципу   каждый   человек   должен

самостоятельно   принимать   решение,   каким   образом   он   участвует   в

экономической жизни общества  и  как  он  обустраивает  свою  жизнь.  Личная

свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

      Система  социального   страхования  характеризуется   также   принципом

солидарности, что означает:  размер  взносов  зависит  от  величины  доходов

страхуемого, а получаемые по системе  социального  страхования  услуги  —  от

состояния его здоровья и соответствующих  потребностей.  Важно  подчеркнуть:

социальное  страхование  финансируется  за  счет   страховых   взносов   как

трудящихся по найму, так и предпринимателей,  и  лишь  в  некоторых  случаях

могут привлекаться средства госбюджета. В  то  же  время  социальная  помощь

строится  исключительно  на  использовании  госбюджетных  средств;  из   них

выплачиваются пособия нуждающимся,  тогда как в страховании организуются

специальные  страховые  фонды.  Тем  самым  трудящиеся   с   более   высоким

заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи  заработки

ниже.

      Социальное страхование  — это по сути институт социального партнерства,

солидарности и соглашения, и  уровень его  развития  определяется  социальной

зрелостью основных субъектов —  работников, предпринимателей  и  государства,

балансом  сил  и  согласованностью  их  интересов.  В   рамках   социального

страхования не  только  производятся  материальные  выплаты,  компенсирующие

утрату доходов при наступлении  страхового случая, но и  оказываются  услуги:

профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием

страхования возрастает, и в итоге  именно они определяют  эффективность  этой

системы.

      Цель  социального   страхования   —   профилактика,   снижение   уровня

социального риска для трудового  населения  и  компенсация  при  наступлении

страховых случаев.

 

      С  развитием   рыночной  экономики  переход   к   системе   социального

страхования на  новых  принципах  закономерен,  но  при этом  принципиально

меняется роль каждого субъекта.

      Государство  перестает   быть   единственным   собственником   средств

производства и главным страхователем, но оно остается  одним  из  участников

системы социального страхования.

      Его основными  функциями становятся:

      - формирование  экономических   и  правовых  предпосылок,  условий   для

становления и развития социального  страхования, включая содействие  развитию

инфраструктуры;  создание  законодательной  базы  социального   страхования,

определение обязательных его видов,  а  также  размеров  страховых  взносов,

пособий и услуг;

      - гарантирование  социальной защиты в области  социального  страхования,

Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения