Вопросы косвенного налогообложения в таможенном деле Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 04:43, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение в целом и косвенные налоги, как предмет, рассматриваемый в данной работе – это средства государственного регулирования в сфере внутриполитических и международных экономических отношений. Развитию этих средств способствует рост влияния транснациональных компаний на мировую экономику, всеобщий процесс интернационализации экономической жизни в развитых странах, интеграция экономик одних стран, в экономику других стран, заключение многосторонних соглашений в сфере таможенного дела и налогообложения, глобализация экономики в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1 Сущность налогов. Экономическое и юридическое содержание косвенных налогов……………………………………….6
1.1 Экономическая природа НДС и акциза……………………………………….6
1.2 Юридическая основа косвенных налогов…………………………………...10
1.3 Международно-правовое регулирование косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан………………………………………..13

2 Специфика взыскания косвенных налогов во внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан……………………………………………………………………….19
Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической
деятельности………………………………………………………………………..19
2.2 Взимание акцизов при таможенном оформлении…………………………..33
2.3 Косвенное налогообложение при различных таможенных режимах……...42
3 Развитие политики и совершенсвование косвенного налогообложения в сфере внешнеторговых отношений…..51
Рассмотрение практики взыскания косвенных налогов в зарубежных
странах………………………………………………………………………………51
3.2 Аспекты преобразования косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан……………………………………………………………...59
Заключение……………………………………………………………………..64
Список использованных источников………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) Дипл. налоги.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

НДС является, по сути, регрессивным налогом и тяжелым бременем ложится на плечи потребителей, причем группы лиц с низким уровнем доходов выплачивают в качестве налога большую долю своего дохода, чем высокодоходные группы. Однако, с другой стороны, их потери несоизмеримы с теми дополнительными услугами, которые государство сможет предоставить этой категории налогоплательщиков благодаря поступлениям средств в бюджет от НДС [2,с. 64].

НДС заменил два ранее действующих  налога: налог с оборота, введенного налоговой реформой 1930-1932 годов, и  налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 года. Они функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. НДС выгодно отличался от своих «предшественников». Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях. Он менее обременителен для отдельного производителя, так как обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на систему льгот, взимается в отдельных случаях не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения: для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. По налогу с оборота существовало три метода исчисления: в виде разницы между розничной и оптовой ценой; по ставкам в твердых суммах; по ставкам в процентах к обороту [3,с. 42].

Первоначально НДС рассматривался как панацея от всех финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью  удастся свести к минимуму дефицит  бюджета. Налог должен был занять первое место среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль. Однако экономическая ситуация кардинально не изменилась (в 1993 году в бюджет поступило 40% от запланированной суммы НДС). Случилось это, потому что при введении НДС не было спрогнозировано влияние налога на производственные отношения, не проанализированы функции налога с учетом казахстанской конъюнктуры. На момент введения налога господствовал натуральный обмен и экономика характеризовалась спадом производства, всеобщим дефицитом товаров, растущей инфляцией. Введение в этот момент НДС со ставкой 28%  еще более усугубило ситуацию, ускорило рост цен и снижение покупной способности.

В экономических и деловых кругах продолжается активная дискуссия об отрицательных и положительных  сторонах этого налога. Однако, несмотря ни на что, НДС все равно остается одним из устойчивых источников дохода, поступающего в бюджет. Причин для роста популярности НДС много, однако, основные из них следующие:

  • стремление  увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет широкую базу обложения;
  • предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг);

 

  • НДС более эффективен для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог  как нельзя лучше обеспечивает бюджетные  потребности, а аналитики критикуют  этот налог за излишнюю фискальность, необработанность налоговой базы, чрезмерно высокие ставки НДС, считают они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления налога.

Следующей формой косвенных налогов, действующих в развитых странах, являются акцизы.

В отличие от НДС, акцизы издавна использовались государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны, например, известно о взимании акцизных сборов правителями Древнего Рима. В Царской России  в 1901 году акцизы давали казне 61% доходов. В Советском Союзе акцизы действовали в двадцатых  годах.

Акциз – вид косвенных налогов  на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в цену товара. Этот вид налога занимает в налоговой системе особое место. В отличие от универсальных косвенных налогов они устанавливаются для конкретных товаров (товарных групп). Таким образом, объектом обложения акцизного сбора является перечень подакцизных товаров, установленных налоговым кодексом, и игорный бизнес. В этот перечень входят: все виды спирта, все виды алкогольных изделий, табачные изделия, бензин  (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, предназначенных для инвалидов), огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретенного для нужд органов государственной власти), сырая нефть, включая газовый конденсат и электроэнергия.

Перечень подакцизных товаров  примерно одинаков во всех странах, хотя в каждой из них имеются особенности, например, в ФРГ акцизами наряду с другими товарами облагаются электролампочки. Ставки акциза, представляющие собой также  косвенные налоги, ранее устанавливались в твердой сумме к единице товара. Однако, в начальный период вхождения в рынок, характеризующийся при падении объемов производства, высокими темпами инфляции, такие ставки неэффективны для бюджета, поэтому и было принято решение установить их в процентах к цене. Акцизы введены для изъятия тех доходов, которые сегодня включены в цену товаров и поступают в бюджет [4,с. 8].

По своей природе акцизы близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продажи (в частности, это проявилось в том, что в отдельных странах при переходе от налога с продаж к НДС в последний были включены и некоторые акцизы). Тем не менее, имеются и определенные различия. НДС и налог с продаж направлены, как правило, на обложение всего или преобладающей части конечного потребления, при  относительно умеренных ставках для отдельных товарных групп, с возможностью снижения ставок для социально-значимых товаров. Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных специфических частей. Например, базовыми товарами, обязательно облагаемыми акцизами, являются алкогольные напитки и табачные изделия. В этом случае обложение обосновывается не только целью получения высоких налоговых поступлений от потребителей (что и определяет высокие акцизные ставки), но и подчас и для ограничения с помощью вздутой акцизами цены потребление этой продукции (впрочем, многие считают это чисто пропагандистским маневром с целью прикрыть  откровенно фискальный характер акцизов). Акцизы используются для обложения и некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями. Хотя по странам единства в отборе акцизных товаров нет (к тому же этот отбор может различаться в отдельные периоды), все же можно выделить два единых признака отбора: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (бензин и др.), либо товары элитного спроса (например, ювелирные изделия). В странах ЕС рекомендуют ограничивать список акцизных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.

Акцизные ставки устанавливаются  либо как отношение (обычно высокое) к стоимости акцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены), либо в абсолютном выражении на определенную единицу измерения. Выбор между двумя видами акцизных ставок связан, прежде всего, с инфляцией. В первом случае налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштабов инфляции. Но одновременно эти сборы автоматически усиливают инфляцию. При ставках в абсолютных единицах налоговые органы могут потерять доходы в случае усиления инфляции, но зато эти ставки не увеличивают инфляции [5, с. 41].

В Республике Казахстан ставки акцизов  утверждаются Правительством Республики Казахстан в процентах к стоимости  товара или физическому объему в  натуральном выражении.

Обложение акцизами отдельных товаров  оказывает значительное влияние  на условия производства и потребления данных товаров. В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Этого, кстати и добивается  государство, облагая акцизами товары повышенного спроса и регулируя тем самым спрос потребителей. В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства.

В настоящее время акцизами как составной части общей налоговой политики уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а также для ограничения отрицательного влияния отдельных  видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары. Акцизы в Казахстане, как и НДС, фактически уплачивают покупатели товаров и услуг. Это происходит наряду с другими причинами, и поэтому покупатели товаров и услуг имеют весьма незначительный шанс противостоять подъему цен путем переориентации своих расходов в сторону необлагаемых этими налогами товаров и услуг.

Акцизный налог нельзя оценивать однозначно. В свое время В. Петти (1623-1687 гг.) приводил убедительные, не потерявшие актуальности и сейчас доводы в пользу акцизов: каждый платит в соответствии  с тем, что потребляет. Этот налог не навязывается насильно и стимулирует бережливость, что является единственным способом обогащения народа. Несправедливым в данном случае является лишь то, что многие подакцизные товары (сигареты, пиво и т.д.) в равной мере нужны и бедным и богатым. Однако первые должны отдавать за них куда  большую часть своих доходов, чем вторые. Мы уж не говорим о том, что за счет высоких акцизов бедные семьи окончательно теряют надежду вкусить, например, деликатесы.

Таким образом, подводя итог анализу акциза, хотелось бы еще раз выделить его двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирование спроса и предложения на товары.

Несмотря на многочисленные недостатки, присущие косвенному налогообложению, их популярность все возрастает. Объясняется это тем, что косвенные налоги удовлетворяют фискальные интересы государственного бюджета, а также предпочтение их применения объясняется наличием следующих преимуществ:

  • унитарность подхода к налоговым ставкам и процедурам изъятия;
  • упрощение контроля за движением товаров и издержками;
  • трудность уклонения от уплаты и т.п.

 

1.2 Юридическая основа косвенных налогов

 

 

В Республике Казахстан, как и в других странах СНГ, в начале девяностых годов проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости усиления регулирующей роли налогов соответственно изменившимся в новых экономических и политических условиях задачам государства.

Следует признать, что человечество до сих пор не разработало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы свидетельствуют о перманентном  процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения [6,с.31].

Вышеназванная реформа начала девяностых годов явилось периодом  возрождения  и формирования налоговой системы  РК. Существовавший налоговый механизм находился как бы в промежуточном  состоянии: его создание уже не отражало административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем и не был эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики.

Таким образом, налоговая система  РК была создана с нуля, ее становление можно условно разделить на 3 этапа:

    • декабрь 1991 года по июль 1995 года;
    • 1 июля 1995 года по декабрь 2008 года
    • 1 января 2009 года и по нынешний день 

I этап. Основы налоговой системы РК были созданы в результате принятия в декабре 1991 года пакета законов по налоговым вопросам, который включал в себя 14 законов, в большинстве своих положений не отличавшихся от существовавшего в бытность Советского Союза порядка налогообложения. Основополагающим в этом пакете стал Закон «О налоговой системе в РК», согласно которому предусматривалось 16 общегосударственных и 19 местных налогов и сборов. Одновременно с этим законом 24 декабря 1991 года был принят Закон « О налоге на добавленную стоимость» и Закон «Об акцизах». Эти акты положили начало функционированию косвенных налогов в РК.

II этап.24  апреля 1995 года принят Указ №2235, которым был введен новый налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 июля 1995 года. Кодекс явился кульминацией продолжавшейся  год и три месяца совместной работы специалистов Министерства Финансов, Центральной налоговой инспекции и иностранных консультантов из различных организаций: Программа технической помощи ЕС СНГ (ЕС-ТАСИС), МВФ, международного центра по налогам и инвестициям, организация экономического сотрудничества, Министерство Финансов США и т.д. Этим актом- принятием налогового кодекса среднеазиатская республика выдвинулась среди республик бывшего СССР в области налоговой реформы. Новый кодекс в значительной мере упорядочил налоговую систему РК. Наиболее  важных из включенных налогов явились НДС и акцизы. На них было сосредоточено основное внимание реформы. Именно так зародилась правовая основа косвенных налогов в РК.

III этап 10 декабря 2008 года Президентом РК был принят закон о введении в действие Кодекса Республики  Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Действовавший ранее Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» был упразднен, и с 1января 2009 года на территории Республики Казахстан введен в действие новый Налоговый Кодекс, который отвечает всем требованиям нынешнего времени. Введение нового кодекса было обусловлено изменением в мировой экономической обстановке, в условиях разразившегося мирового финансового кризиса, а также для повышения конкурентоспособности государства в целом. 

На сегодняшний день основу косвенного налогообложения составляет относительно стойкая нормативная база, представляющая собой совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере применения косвенных налогов.

Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусматривает, что налоговое законодательство РК состоит из Закона, актов Президента РК, Правительства, а также актов Министерства государственных доходов РК, согласованных с Министерством Финансов РК.

Следовательно, закон «О налогах и других обязательных платежах  в бюджет» играет роль кодифицированного правового акта в сфере налогообложения. Эта роль  определяется как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, наличием юридического предписания, согласно которому установление налогов является  исключительно прерогативой данного Закона. Во-вторых, его верховенством в части налогообложения по отношению ко всем другим правовым актам, даже к тем, которые расположены на одном с ним уровне юридической иерархии. Такой подход обладает бесспорным преимуществом, поскольку консолидация нормативного материала, произведенная по предмету правового регулирования, позволяет не только систематизировать законодательство с устранением взаимных противоречий, но и значительно упрощает пользованием им в силу его кодифицированности. Такое решение принято главным образом в целях пресечения практики установления налоговых льгот и других послаблений через нормативные акты ведомственной направленности, проекты которых сами ведомства и готовили. Они же активно лоббировали их принятие в Парламенте, чему ни Министерство Финансов, ни тем более налоговый комитет не могли противостоять. В результате налоговое законодательство «растаскивалось» по различным актам, что соответственно создавало трудности по работе с ним, единая налоговая политика размазывалась, существовали многочисленные и ничем не оправданные налоговые льготы, между различными правовыми актами возникали противоречия,  трудно разрешимые в практической деятельности налоговых органов [7,с.15].

Информация о работе Вопросы косвенного налогообложения в таможенном деле Республики Казахстан