Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов.

Содержание

Введение 3
1.Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ. 5
2. Организация деятельности таможенных органов различных уровней по осуществлению валютного контроля. 8
2.1. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 8
2.2. Функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 9
2.3. Права таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 11
2.4. Механизм осуществления валютного контроля таможенным постом. 13
3. Ответственность за нарушение валютного законодательства 15
4. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля 19
4.1 Проблемы осуществления валютного контроля 19
4.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля 22
4.3 Перспективы развития системы валютного контроля 23
Заключение 29
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

валютное право.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

2.3. Права таможенных органов по осуществлению валютного контроля.

     Права подразделения по валютному контролю РТУ несколько шире, чем права  подразделения таможни. Общие для  двух этих структурных подразделений  права:

     а) вносить руководству таможни  предложения по направлениям деятельности подразделения;

     б) по поручениям руководства таможни представлять таможенные органы в государственных органах в соответствии с установленным порядком;

     в) запрашивать у налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, организаций и физических лиц, а  также у таможенных органов документы и сведения, необходимые для выполнения задач и функций подразделения;

     г) проводить проверки подчиненных  таможенных постов по осуществлению  валютного контроля, относящегося к  компетенции подразделения, участвовать  в функциональных проверках, организованных вышестоящими таможенными органами;

     д) направлять руководству таможни  предложения о рассмотрении в  порядке ведомственного контроля решений, принятых должностными лицами таможни, таможенными постами и их должностными лицами, не соответствующих требованиям валютного законодательства;

     е) направлять руководству таможни  предложения о привлечении должностных  лиц таможни к проведению проверок соблюдения участниками ВЭД валютного  законодательства.

     Так как подразделение РТУ является промежуточным и связующим звеном между Управлением по валютному контролю и подразделением таможни, то оно имеет также права, схожие с правами Управлением по валютному контролю:

     - взаимодействовать  в  пределах  своей  компетенции  с   органами государственной   власти   РФ,  органами  и агентами валютного контроля,  правоохранительными   и иными контролирующими органами, органами  государственной власти, органами местного самоуправления,  организациями, а также должностными лицами и гражданами;

     - осуществлять проверки соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства, а также участвовать в таких проверках, проводимых органами и агентами валютного контроля;

     - принимать  участие в подготовке  предложений в совершенствовании  структуры и изменении  штатной  численности  подразделений  таможенных органов,   выполняющих   функции  валютного  контроля.

     Права, которыми пользуется только Управление по валютному контролю в осуществлении  своей деятельности:

     1. Вносить  на  рассмотрение   руководства  ФТС   России   проекты правовых актов по направлениям деятельности Управления.

     2. Пользоваться   в   соответствии   с   установленным   порядком, ведомственными  информационными системами и создавать собственные базы данных, необходимые для выполнения возложенных на Управление задач.

     3. Участвовать  в заседаниях  коллегии и оперативных совещаниях  ФТС России и таможенных органов  при рассмотрении вопросов, относящихся   к компетенции Управления.

     4. Разрабатывать  мероприятия,  направленные  на  предотвращение  и устранение нарушений актов валютного законодательства и т.д.

2.4. Механизм осуществления валютного контроля таможенным постом.

     Место таможенных постов незаменимо в организационном  построении и функциональном назначении таможни. Таможенный пост — это линейное подразделение таможенной системы, с которого начинается осуществление дела по всей технологической цепи. От того, каким будет это начало, во многом определяются последующие результаты работы таможни и других звеньев таможенной системы.

     Функции таможенных постов при осуществлении валютного контроля:

     1. Таможенный пост проводит проверку  наличия документов, необходимых  для проведения валютного контроля ( внешнеэкономические договоры, паспорт  сделки, транспортные, коммерческие, платежные  документы, разрешение ЦБ РФ, уполномоченного органа федеральной исполнительной власти на проведение определенных операций).

     2. Направляет в подразделение валютного контроля таможни информацию о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, в том числе не входящих в компетенцию таможенных органов.

     3. Определяет вид внешнеэкономического  договора, проверяет правильность  заявленных в таможенной декларации  сведений об особенностях расчетов, характере сделки и т.д.

     4. Осуществляет проверку соблюдения  порядка оформления паспорта сделки.

     5. Требует наличия соответствующего  письменного обязательства о  представлении в более поздние  сроки отдельных документов, не  представленных одновременно с  таможенной декларацией.

     6. Требует предоставления векселя,  чека, если в качестве средств платежа по договору используются ценные бумаги.

     7. Проверяет наличие в предоставленных  для таможенного оформления документах  рисков по направлению валютного  контроля, содержащихся в профилях  рисков.

     8. Проводит проверку соблюдения правил заявления в таможенной декларации необходимых сведений, касающихся валютного контроля и их соответствия информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля. В частности осуществляется проверка сведений, заявленных в графе 28 «Финансовые и банковские сведения».

     В верхней строке графы под номером 1 при перемещении товаров по возмездным договорам указываются сведения о номере паспорта сделки, паспорта бартерной сделки или номере таможенной декларации, если декларируемые товары помещаются под заявляемый таможенный режим на основании договора, на который распространяется требование об оформлении паспорта сделки или паспорта бартерной сделки, либо сведения о кредитной организации, если декларируемые товары помещаются под таможенный режим на основании договора, на который не распространяется требование об оформлении паспорта сделки (паспорта бартерной сделки).

     Если  на договор не распространяется требование об оформлении паспорта сделки (паспорта бартерной сделки) и не предусмотрены  расчеты за декларируемые товары через счета, открытые в кредитных организациях на территории РФ, сведения под номером 1 не указываются.

     В нижней строке графы под номером 2 указываются сведения о формах расчетов и особенностях внешнеэкономической сделки, а также характере сделки с декларируемыми товарами и особенностях расчетов за них, сроках расчетов и коде клиринговой валюты, в случае представления договора, заключенного в клиринговой валюте.

     Эти сведения указываются в виде схемы:

     ХХ /ХХХ / ХХХХХХ / ХХХХХХ /XXX

      1       2              3                     4           5

     1 элемент – это двузначный код,  состоящий из код формы расчетов  и кода особенностей сделки. Этот  код проставляется в соответствии с классификатором форм расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки. Например, формы расчетов по договору:

     - безвозмездная сделка, имеющая код «0»;

     - возмездная сделка, предусматривающая  расчеты с использованием денежных  средств, имеющая код «1».

     Виды  особенностей сделки бывают:

     - без особенностей (код «0»);

     - сделка, расчеты по которой осуществляются через счета резидентов, открытые в Банке России, или через счета федерального казначейства (код «1»).

     2 элемент представляет собой трехзначный код, формируемый из кода характера сделки с декларируемыми товарами и кода особенностей расчетов за декларируемые товары. Например, в соответствии с классификатором характера сделки поставка товаров на возмездной основе по договору купли-продажи товаров будет иметь код «10», а вид особенностей расчетов за декларируемые товары «в валюте Российской Федерации» будет иметь код «1». Таким образом, элемент 2 может выглядеть так: «101».

     Элемент 3 - фактическая или расчетная  дата (число, месяц, две последние  цифры года) первого платежа за декларируемую товарную партию. Если расчеты осуществляются одним платежом, в элементе 3 проставляется прочерк.

     4 элемент означает фактическую  или расчетную дата (дд, мм, гг) последнего  платежа (в том числе единственного,  если расчеты за декларируемые  товары осуществляются одним  платежом).

     Пятый элемент - это трехзначный код клиринговой валюты в соответствии с классификатором валют по межправительственным соглашениям, используемых в банковской системе РФ.

     Если  условия договора не позволяют определить дату платежа или за декларируемые  товары не предусмотрены расчеты с использованием денежных или иных платежных средств, то в элементах 3 и 4 проставляются прочерки, а если в расчетах по договору не применяется клиринговая валюта, то в элементе 5 проставляется «-».

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

     Одним из возможных способов выявления  нарушений валютного законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного и таможенного  законодательства РФ участниками внешнеэкономической  деятельности. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности участников внешнеэкономической деятельности.

     Информационная основа проверок участников внешнеэкономической деятельности (основные группы документов и сведений):

     а) документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический  и фактический адреса проверяемой  организации, ее дочерних и зависимых  организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);

     б) документы бухгалтерского учета  и отчетности самой проверяемой  организации (первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок организации, бухгалтерская отчетность);

     в) сведения о финансово-хозяйственной  деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи, для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;

     г) финансовые требования и обязательства  организации.

     В случае выявления должностными лицами таможенных органов в указанных проверках информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования данная информация (вместе с комплектом копий документов, содержащих данные о наличии события нарушения валютного законодательства) подлежит передаче в Росфиннадзор (его территориальные органы в субъектах РФ), который обладает правом применять санкции за нарушения валютного законодательства.

     Вопросы ответственности за нарушение актов  валютного законодательства и актов органов валютного регулирования регулируются правовыми актами как административного, так и уголовного права.

     Уголовная ответственность за невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте предусмотрена Уголовным  кодексом РФ (ст. 193 - Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).

     Невозвращение в крупном размере из-за границы  руководителем организации средств  в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством  РФ обязательному перечислению на счета  в уполномоченный банк РФ, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет .

Информация о работе Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля