Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.
Тема 1. Зарождение таможенных отношений. Таможенная политика в дореволюционной России. Таможенная политика СССР и России.
Деление торговли на внутреннюю и внешнюю. Таможенные сборы в V-IV веках до н.э. Проезжие и торговые пошлины Киевской Руси.
Таможенное дело в эпоху петровских времен и при его приемниках (XVII-XVIII вв.).
Восстановление баланса внешней торговли и ослабление таможенных запретов в XIX в. Тарифная политика середины XIX в. Развитие идей протекционизма в конце XIX в. Расширение сети таможенных органов.
Приоритетные задачи и функции таможенных органов в начале ХХ в.
Выработка новой концепции таможенного дела правительством России в 1917 г. Формирование таможенной структуры в начале 20-х гг. Формирование системы управления таможенным делом во времена НЭПа.
Таможенная политика 30-х гг. Роль таможни во время Великой отечественной войны.
Основные принципы организации таможенного дела, заложенные в новом Таможенной Кодексе 1964 г.
Реформирование внешнеэкономической деятельности в конце 80-х гг. Создание Главного управления государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР. Деление таможен и таможенных постов по территориальному признаку на внутренние и внешние; по специфике деятельности – на сухопутные, воздушные и морские (речные).
Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе (1991 г.). Формирование таможенной нормативно-правовой базы РФ. Принятие Таможенного Кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» в 1993 г.
При исследовании
становления и развития
В XI – XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и товарными.[ 2, С.12 ]
С развитием крупного
землевладения, внешней
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии. [4, С.160]
В XVII в. следующим
шагом таможенного реформирован
Царское правительство
вынуждено было проводить
К концу XVII века
в России можно говорить о
создании довольно
В царствование Петра
I развитие промышленности, мануфактур
сельского хозяйства дало
Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, пергамент, ткани, воск облагались пошлиной в размере 75% с цены; бархат, золоченое и прядильное серебро – 50%; железное оружие – 25% с цены. На товары, не производимые в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина – от 10 до 40%, на математические и хирургические инструменты пошлина не начислялась. Вывозимые из России товары облагались 3%-ной пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, по ним применялась запретительная пошлина. [9, С.34]
В середине XVIII века
в России взималось 17 различных
таможенных сборов. Процедура осмотра
товаров и записи в книгах
была весьма сложной. Все это
серьезно препятствовало
Указом 1753 года с января
1754 года отменялись рублевая
Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Указом 1767 года и Манифестом 1755 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России. [8, С.30]
Охрана российских
границ не была сосредоточена
в руках одного государственног
В начале XIX века был
принят Таможенный yстав, в котором
охрана государственной
Таможенный устав
1819 года уточнил понятие
Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе — по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие — таможни первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса (Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и другие. В дополнение к линии таможен и застав “для отвращения” тайного провоза товаров учреждалась пограничная стража.
Определенный интерес для организации современной российской таможенной службы представляют некоторые требования к таможенным служащим, предусмотренные Уставом 1857 года. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться лица, “не служившие по таможенной части, поскольку “таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных” (ст. 68).
“Никакое начальство,
ни гражданское, ни военное,
не входит ни в какие