Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.
Таможенный устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах.[2, С.47]
В начале XX века в
системе российских
Таможенный устав
1904 года установил новую
В этот период статус
таможенной службы, ее функции,
полномочия, организационная структура
не оставались неизменными,
Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Таможенным делом руководил образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система в России практически была разрушена. В сентябре 1917 года на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке наркома финансов В. Р. Менжинского. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти, никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен (ст. 4. 5). В целом этот декрет был крупным актом о создании советских таможенных учреждений.[11, С.76]
Декретом СНК от 29
июня 1918 года департамент таможенных
сборов был переименован в
Главное управление
Новая государственная
власть, пришедшая к управлению
страной в результате
Переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 год формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.
Начальники округов,
руководимые ГТУ таможенные
В 1924 году Таможенный
устав законодательно закрепил
систему таможенного
Главное таможенное управление (ГТУ) разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная составляла незначительную часть деятельности управления; ее деятельностью занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.
Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ—ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ — районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные посты). Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных органов была еще более разнообразной: на практике существовала и трехзвенная система управления (в УССР, в РСФСР, где районных управлений не было), и двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и Московская — подчинялись непосредственно ГТУ).[3, С.111]
Внешнеторговая политика
опять основывается на
В 1925 году в соответствии
с планом реорганизации
В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932 –1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6 — 8 раз. [7, С.52; 11, С.83]
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 года он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьбы с контрабандой. К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 года существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли. Принятые после 1964 года нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление.[1, С.6 ]
Развитие таможенного
дела вплоть до принятия в
1993 году Таможенного кодекса
Основными структурными
единицами ГУГТК при Совете
Министров СССР были
Статус таможен определялся
рядом актов. В структуру
Увеличение числа
международных перевозок и
В это время явно
наметился переход от чисто
территориального принципа
Таможенный кодекс РФ и Закон "О таможенном тарифе", принятые в 1993 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Таможенный кодекс легализовал фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.[13;14 ]
Таким образом, несмотря на ограниченность историческими рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет значительный теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы. Необходимо использовать исторический опыт при подготовке основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе таможенных органов разных уровней, особенно при определении их структуры и компетенции. Опыт систематизации и кодификации таможенного законодательства, освещённый в таможенных кодексах, может быть применен при создании более оптимальной модели таможенной службы и схемы управления таможенным делом. Многие правовые категории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного контроля и ряд других, необходимы при подготовке новых правовых актов о задачах, функциях и основных полномочиях федерального органа уполномоченного в области таможенного дела, региональных таможенных управлений и таможнях, а также о таможенных постах.