Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.
Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственного суверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установления любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного контроля, борьбы с контрабандой, другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также применения ответственности за эти нарушения.
Таможенное дело является монополией государства. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.
Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов– спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.
Российская Федерация
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров России и способствует их реализации. Таможенный кодекс РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.
Источники таможенного дела в Российской Федерации
Источники таможенного дела включают в себя:
- международные принципы и
- конституционные нормы,
- законы (конституционные, федеральные, кодексы), регулирующие таможенное дело;
- нормативно-правые акты
Также к источникам таможенного дела следует отнести:
1. Публикации Международной
2. Документы комиссий ООН,
3. Обычное право (обычаи и обыкновения);
4. Судебно-арбитражную практику.
Также источником таможенного дела признается обычай.
Под обычаем понимаются сложившиеся и применяемые в таможенной сфере правила поведения, не предусмотренные законодательством. В некоторых случаях в нормативно-правовых актах содержатся прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в Российской Федерации публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли.
Поскольку обычай, как правило, не зафиксирован в документах, участники таможенных отношений имеют право доказывать наличие обычая или оспаривать его существование, используя весь арсенал доказательств, предусмотренных правом.
Разъяснения по вопросам административной и судебной практики в таможенной сфере, которые дают высшие административные (исполнительные) и судебные органы, не являются источниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений (информационные письма, обзоры, рекомендации и другие документы Высшего Арбитражного Суда РФ и ГТК России). Такого рода документы выявляют условия правильного применения таможенного законодательства, способствуют уяснению смысла таможенных норм и тем самым существенно влияют на осуществление таможенной деятельности и реализацию таможенного законодательства.
Законодательство признает также
в качестве регулятора ВЭД контракты
между непосредственными
Основная таможенная терминология
Акциз - один из видов косвенного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф. Налоговой базой для исчисления акциза является стоимость товаров с учетом НДС. Налог федеральный. Регулируется главой 22 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 183 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают.
Адвалорные таможенные пошлины - один из видов таможенных пошлин по методу их исчисления - пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров и иных предметов.
Бартерная сделка - безвалютная экспортно-импортная сделка, при которой оплата поставляемых товаров или услуг осуществляется не в денежной, а в товарной форме. В контракте о такой сделке оговариваются либо эквивалентные по стоимости количества взаимопоставляемых товаров, либо сумма, на которую стороны обязуются поставить конкретные товары.
Беспошлинный ввоз - ввоз в страну некоторых товаров и предметов иностранного происхождения без обложения их таможенными пошлинами. Режим Б.в. устанавливается актами законодательства страны ввоза чаще всего в целях содействия импорту товаров, не производимых или производимых в недостаточных объемах в этой стране. Право на Б.в. предметов официального пользования дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций является одним из элементов дипломатических льгот.
Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:
контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) национальной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей;
контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
контроль за соблюдением резидентами
и нерезидентами
Вес брутто - вес товара вместе с упаковкой: внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой (ящики, мешки, бочки и т.д.)
Вес нетто - чистый вес товара без упаковки. При исчислении таможенной пошлины в ряде стран в в.н. включается и вес упаковки расфасованных товаров, неотделимой от товара до его потребления (коробок спичек, пачка сигарет, коробка конфет, флакон духов).
Возвратная пошлина - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров. Является одним из средств повышения конкурентоспособности цен экспортных товаров. Основания и порядок выплаты в.п. определяется национальным законодательством.
Временный ввоз иностранных товаров на территорию России для переработки - таможенная процедура, согласно которой иностранные товары могут быть временно ввезены на территорию России беспошлинно либо, по усмотрению таможенных органов, с оплатой импортными пошлинами, возвращаемыми при вывозе компенсационных товаров.
Временный вывоз российских товаров для переработки - процедура, согласно которой российские товары могут быть вывезены за границу беспошлинно либо, по усмотрению таможенных органов, с оплатой экспортными пошлинами, возвращаемыми после ввоза в Россию компенсационных товаров.
Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Выпуск товаров для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) - многоцелевая товарная номенклатура, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров и, прежде всего, таких как степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, и значение товара в мировой торговле - что отвечает потребностям таможенных органов, статистических служб и коммерческой деятельности. Является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, вступившей в силу 1 января 1988 г. ГС используют более 100 государств.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - международное соглашение, вступившее в силу 1 января 1948 г. для 23 первоначально подписавших его стран. Сейчас в ГАТТ более 100 полноправных членов, а 55 стран и 32 международные организации имеют статус наблюдателя. Основу взаимоотношений стран-участниц составляют принципы наибольшего благоприятствования и отмены количественных ограничений. По существу ГАТТ выполняет своеобразную роль "конституции" мировой торговли. В нем аккумулирован богатый опыт функционирования внешнеэкономического механизма в рыночных условиях.
Генеральный груз - собирательный термин для тарных и штучных грузов, перевозимых на морских судах сборными партиями.
Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России - специализированное государственное учреждение является самостоятельным структурным подразделением и находится в прямом подчинении Федеральной таможенной службы. Регионом деятельности ГНИВЦ является территория Российской Федерации.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации - орган федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ до 9 марта 2004 года. ГТК РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу России (ФТС России) Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314.
Государство назначения - любое государство, подписавшее или присоединившееся к Соглашению "О порядке таможенного оформления транзитных грузов", являющееся местом окончательного назначения грузов, ввозимых из третьих государств транзитом через территорию других государств - участников настоящего Соглашения.
Государство отправления - любое государство, подписавшее или присоединившееся к Соглашению "О порядке таможенного оформления транзитных грузов", с территории которого груз вывозится в третьи государства транзитом через территорию других государств - участников настоящего соглашения.
Груз - товар, находящийся в процессе транспортировки. По условиям перевозки различают Г. генеральные (тарно-штучные), навалочные, наливные, скоропортящиеся, опасные и т.д.
Давальческие товары - товары, временно ввозимые из-за границы на территорию страны либо временно вывозимые из страны за границу для переработки с последующим возвращением в страну происхождения в виде компенсационных товаров. Д.т. ввозятся (вывозятся) беспошлинно или под оплату таможенной пошлиной, которая возвращается при вывозе (ввозе) компенсационных товаров.
Декларант - предприятие или организация, осуществляющие процедуру декларирования. Д. могут быть отечественные, иностранные или международные предприятия и организации, перемещающие транспортные средства, товары и предметы через таможенную границу РФ, либо на основании договора другие предприятия и организации, допущенные таможней к декларированию путем выдачи им свидетельства о признании в качестве Д.
Декларирование (в таможенном деле) - заявление таможне по установленной форме точных сведений о перемещаемых через границу транспортных средствах, товарах и иных предметах, о цели их перемещения и других данных, необходимых для таможенного контроля и оформления.