Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении Российской Федерации. И для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности таможенного дела;
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности таможенного дела;
рассмотреть основные показатели эффективности таможенного дела;
исследовать структуру и основные показатели Сибирского таможенного управления России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности таможенного дела 4
1.1.Понятие эффективности в ТД 4
1.2.Показатели эффективности в ТД 6
1.3.Факторы, влияющие на эффективность управления в ТД 12
Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ 17
2.1.Краткая характеристика УТУ 17
2.2.Анализ внешнеторгового оборота в регионе деятельности
УТУ за 2011г 20
2.3.Коррупция как основной фактор снижения эффективности
деятельности в УТУ 24
Заключение 30
Список использованной литературы
Показатели оценки эффективности представляют собой количественные и качественные характеристики. В таблице 1. приведены основные экономические и юридические показатели оценки эффективности таможенного дела в РТУ. Они носят относительный характер и рассчитываются либо в процентах по отношению к плану, либо на единицу используемых ресурсов, либо в сопоставлении с другими факторами.
Таблица 1.
Экономические и юридические показатели эффективности таможенного дела в региональных таможенных управлениях
№ |
Экономические показатели |
Юридические показатели |
1 |
Перечисления в федеральный бюджет |
Правоохранительная Количество административных правонарушений Количество уголовных правонарушений |
2 |
Внешнеторговый оборот: Доля импорта Доля экспорта |
Количество проведенных мероприятий по борьбе с контрабандой наркотиков: |
3 |
Количество оформленных деклараций |
|
4 |
Количество участников ВЭД, осуществивших внешнеторговые операции |
|
5 |
Уровень технического обеспечения |
Показатели эффективности таможенного дела должны отвечать следующим основным критериям:
Показатели эффективности таможенного дела могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности. К таким показателям можно отнести следующие:
Одной из самых сложных проблем является квантификация и
формализация показателей
1.3.Факторы влияющие на эффективность управлении ТД
При управлении социально-экономическими
процессами одной из самых важных
задач является установление показателей
и критериев эффективности, которые
обусловлены целевыми установками,
и осуществление
И в теории, и в практике существуют различные подходы к количественной оценке эффективности таможенной службы7. Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.
В качестве показателей в
этом случае используется отношение
общих доходов таможенной службы
(суммы таможенных платежей, перечисляемых
в федеральный бюджет) к общим
фондам, которым располагают таможенные
органы для осуществления
Существенным недостатком
такого метода является то, что его
можно применять только когда
между результатами и затратами
существует прямая зависимость, которую
можно формализовать и
В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.
Данный подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).
Другим подходом, используемым
при оценке эффективности управленческих
структур, является рассмотрение таможенного
дела как выполнение определённой совокупности
государственных функций. При таком
подходе эффективность
Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе9, у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.
В соответствии с основными задачами экономического развития России определены следующие стратегические цели деятельности таможенных органов:
1) повышение уровня соблюдения
Российской Федерации, обеспечение
2)повышение качества
И в связи с этим, деятельностью любого бюджетного учреждения является сохранность и использование выделенных бюджетных средств строго по целевому назначению, в соответствии с утвержденными лимитами и экономической классификацией расходов. Данное обстоятельство, с учетом того, что таможенная служба Российской Федерации целиком и полностью финансируется из федерального бюджета, определяет необходимость вовлечения в расчет оценки эффективности деятельности таможенных органов и показателя эффективности целевого расходования бюджетных средств.
Разработка мер таможенно-
Таким образом, оценка эффективности
деятельности таможенных органов с
учетом как внешних, так и внутренних
факторов является объективным требованием
современной экономической
Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ
2.1.Краткая характеристика УТУ
Уральское таможенное управление было образовано в соответствии с приказом ГТК России от 01.04.93 №116 «О создании Уральского таможенного управления».
Управление дислоцируется на территории Уральского федерального округа, площадь которого составляет 1857,3 тыс.кв.км. Зоной деятельности Уральского таможенного управления является территория 6 субъектов Российской Федерации, входящих в УрФО: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Управлению непосредственно подчинены десять таможен, в ведении которых находится 54 таможенных поста. Относительно правового статуса таможен следует отметить, что четыре из них – таможни первой категории: Уральская оперативная, Екатеринбургская, Курганская и Челябинская расположенны в крупных промышленных и административных центрах субъектов РФ, объединяющих наиболее интенсивные товаро - и грузопотоки), шесть – второй категории: Кольцовская, Магнитогорская, Нижнетагильская, Ханты-Мансийская, Тюменская и Ямало-Ненецкая.
Правовой статус таможенных постов в свою очередь дифференцирован следующим образом: один специализированный (Малахит – по таможенному оформлению драгоценных металлов и драгоценных камней); 31 таможенный пост – первой категории, 10 – второй категории, и 18 – третьей категории.
В зоне деятельности Управления функционирует 21 пункт пропуска. Из них: 8 воздушных, 9 автомобильных и 4 железнодорожных.
Результат деятельности таможенной службы определяется экономикой региона, степенью активности участия предпринимателей в мировой торговле, привлекательностью для зарубежного бизнеса. Урал по праву называют «индустриальным сердцем России» – ведь именно здесь, от районов Крайнего Севера до казахстанских границ, сосредоточены ведущие отрасли промышленности. Это топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, высокие технологии, атомная промышленность и оборонный комплекс.
В состав Консультативного
совета при Уральском таможенном
управлении входят крупнейшие участники
внешнеэкономической
Становление правоохранительной
деятельности УТУ и таможен региона началось
с марта 1993 года. Данный вопрос нашел свое
отражение в решениях Коллегий ГТК России,
проходивших в Новосибирске, Санкт - Петербурге,
Москве. Практически же правоохранительный
блок начал формироваться с 1 января 1995
года, когда согласно приказу ГТК России
от 22.12.94 №687 «Об изменении структуры и
штатной численности правоохранительных
подразделений» были созданы новые отделы: