Оценка эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении Российской Федерации. И для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности таможенного дела;
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности таможенного дела;
рассмотреть основные показатели эффективности таможенного дела;
исследовать структуру и основные показатели Сибирского таможенного управления России.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности таможенного дела 4

1.1.Понятие эффективности в ТД 4

1.2.Показатели эффективности в ТД 6

1.3.Факторы, влияющие на эффективность управления в ТД 12

Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ 17

2.1.Краткая характеристика УТУ 17

2.2.Анализ внешнеторгового оборота в регионе деятельности

УТУ за 2011г 20

2.3.Коррупция как основной фактор снижения эффективности

деятельности в УТУ 24

Заключение 30

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТД - готовый.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

Показатели оценки эффективности представляют собой количественные и качественные характеристики. В таблице 1. приведены основные экономические и юридические показатели оценки эффективности таможенного дела в РТУ. Они носят относительный характер и рассчитываются либо в процентах по отношению к плану, либо на единицу используемых ресурсов, либо в сопоставлении с другими факторами.

Таблица 1.

Экономические и юридические  показатели эффективности таможенного  дела в региональных таможенных управлениях

Экономические показатели

Юридические показатели

1

Перечисления в федеральный  бюджет

Правоохранительная деятельность:

Количество административных  правонарушений

Количество уголовных  правонарушений

2

Внешнеторговый оборот:

Доля импорта

Доля экспорта

Количество проведенных  мероприятий по борьбе с контрабандой наркотиков:

3

Количество оформленных  деклараций

 

4

Количество участников ВЭД, осуществивших внешнеторговые операции

 

5

Уровень технического обеспечения 

 

 

Показатели эффективности  таможенного дела должны отвечать следующим  основным критериям:

  • Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;
  • Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;
  • Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;
  • Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей эффективности.

Показатели  эффективности таможенного дела могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности. К таким показателям можно отнести следующие:

  • показатели входящих ресурсов, характеризующие затраты на осуществление деятельности таможенных органов и набор требований к профессиональным и личным навыкам сотрудников;
  • показатели процессов, характеризующие сроки и нормативы выполнения определенного вида деятельности;
  • показатели непосредственных результатов, характеризующие объем проделанной работы (оказанных услуг);
  • показатели конечных эффектов, характеризующие степень достижения целей и задач органов РТУ;
  • показатели влияния, характеризующие воздействие конкретного сотрудника таможенного органа на управляемую подсистему или  определенную целевую группу.

Одной  из  самых  сложных  проблем  является  квантификация  и

формализация показателей эффективности. Этот процесс важен как для  целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели эффективности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

 

 

1.3.Факторы влияющие на эффективность управлении ТД

При управлении социально-экономическими процессами одной из самых важных задач является установление показателей  и критериев эффективности, которые  обусловлены целевыми установками, и осуществление результативного  контроля за их уровнем и характером выполнения. Сложность оценки эффективности таможенных органов определяется недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.

И в теории, и в практике существуют различные подходы к  количественной оценке эффективности таможенной службы7. Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.

В качестве показателей в  этом случае используется отношение  общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых  в федеральный бюджет) к общим  фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, либо другие аналогичные показатели8.

Существенным недостатком  такого метода является то, что его  можно применять только когда  между результатами и затратами  существует прямая зависимость, которую  можно формализовать и количественно  измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих  за пределами непосредственного  влияния таможни, и лишь в малой  степени они зависят от самой  таможни. В условиях финансового  кризиса таможенные платежи упали  на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при  оценке эффективности внедрения  работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

Данный подход можно применить  и при расчете эффективности  переноса таможенного оформления в  места, приближенные к государственной границе. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного  дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком  подходе эффективность оценивается  как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко.

Исходя из таможенного  законодательства и на основании Положения о таможенной службе9, у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

В соответствии с основными задачами экономического развития России определены следующие стратегические цели деятельности таможенных органов:

1) повышение уровня соблюдения таможенного законодательства 

Российской  Федерации, обеспечение полноты  и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

2)повышение качества предоставления  услуг таможенными органами, сокращение  издержек  участников  внешнеэкономической  деятельности и государства, связанных  с  таможенным  оформлением и  таможенным контролем.

И в связи с этим, деятельностью  любого бюджетного учреждения является сохранность и использование  выделенных бюджетных средств строго по целевому назначению, в соответствии с утвержденными лимитами и экономической классификацией расходов. Данное обстоятельство, с учетом того, что таможенная служба Российской Федерации целиком и полностью финансируется из федерального бюджета, определяет необходимость вовлечения в расчет оценки эффективности деятельности таможенных органов и показателя эффективности целевого расходования бюджетных средств.

Разработка мер таможенно-тарифной политики, постановка целей и задач стратегического характера в долговременном периоде, а также создание краткосрочных программ реализации указанных мер, как и в любой иной сфере управленческой деятельности, должны быть неразрывно связаны с оценкой эффективности воплощения соответствующих положений на практике в деятельности таможенных органов. Таможенная политика России должна отвечать критериям комплексности и основываться на системном анализе существующей экономической ситуации.  

Таким образом, оценка эффективности  деятельности таможенных органов с  учетом как внешних, так и внутренних факторов является объективным требованием  современной экономической ситуации. При этом,  перечисленные выше особенности деятельности таможенных органов, определяют необходимость совершенствования методов оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ

2.1.Краткая характеристика  УТУ

Уральское таможенное управление было образовано в соответствии с  приказом ГТК России от 01.04.93 №116 «О создании Уральского таможенного управления».

Управление дислоцируется  на территории Уральского федерального округа, площадь которого составляет 1857,3 тыс.кв.км. Зоной деятельности Уральского таможенного управления является территория 6 субъектов Российской Федерации, входящих в УрФО: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Управлению непосредственно  подчинены десять таможен, в ведении  которых находится 54 таможенных поста. Относительно правового статуса  таможен следует отметить, что  четыре из них – таможни первой категории: Уральская оперативная, Екатеринбургская, Курганская и Челябинская расположенны в крупных промышленных и административных центрах субъектов РФ, объединяющих наиболее интенсивные товаро - и грузопотоки), шесть – второй категории: Кольцовская, Магнитогорская, Нижнетагильская, Ханты-Мансийская, Тюменская и Ямало-Ненецкая.

Правовой статус таможенных постов в свою очередь дифференцирован  следующим образом: один специализированный (Малахит – по таможенному оформлению драгоценных металлов и драгоценных  камней); 31 таможенный пост – первой категории, 10 – второй категории, и 18 – третьей категории.

В зоне деятельности Управления функционирует 21 пункт пропуска. Из них: 8 воздушных, 9 автомобильных и 4 железнодорожных.

Результат деятельности таможенной службы определяется экономикой региона, степенью активности участия предпринимателей в мировой торговле, привлекательностью для зарубежного бизнеса. Урал по праву называют «индустриальным  сердцем России» – ведь именно здесь, от районов Крайнего Севера до казахстанских границ, сосредоточены  ведущие отрасли промышленности. Это топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, высокие технологии, атомная промышленность и оборонный комплекс.

В состав Консультативного совета при Уральском таможенном управлении входят крупнейшие участники  внешнеэкономической деятельности Уральского федерального округа: «Уралмаш», Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты, «Уралвагонзавод», «Уралэлектромедь», ОАО «СУАЛ»; предприятия нефтегазодобывающей отрасли: «Тобольский нефтехимический завод», ОАО «Сибнефтепровод», АО «Газкомплектимпэекс» и др., на которые приходится основной объем экспортно-импортных операций.  
       Становление правоохранительной деятельности УТУ и таможен региона началось с марта 1993 года. Данный вопрос нашел свое отражение в решениях Коллегий ГТК России, проходивших в Новосибирске, Санкт - Петербурге, Москве. Практически же правоохранительный блок начал формироваться с 1 января 1995 года, когда согласно приказу ГТК России от 22.12.94 №687 «Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений» были созданы новые отделы:

  • таможенных расследований
  • борьбы с таможенными правонарушениями
  • организации дознания и борьбы с контрабандой наркотиков, 
    которые и составили ядро правоохранительного блока.  
    В июне 1997 года была создана Уральская оперативная таможня. Целью создания этой структуры было исполнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и необходимость усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

Информация о работе Оценка эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении