Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 06:30, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке предложений по повышению эффективности деятельности таможенных органов на основе информационных технологий.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи: проанализировать структуру и функции таможенной деятельности, произвести исследование в области организации системы в таможенных органах, дать перспективы совершенствования и развития таможенных органов на основе информационных технологий.
Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Особенности управления деятельностью
в таможенных органах………………………………….............
1.1. Сущность и функции управления деятельностью
таможенных органов………………………………………………..
1.2. Требования к деятельности таможенных органов………………… 23
1.3. Современное состояние управления
деятельностью таможенных органов и задачи
его совершенствования………………………………………………
30
Глава 2. Методологические основы управления
деятельностью в таможенных органах………………………...
2.1. Общая формальная постановка задачи формирования решений
в деятельности таможенных органов……………………………………
2.2. Система показателей оценивания эффективности деятельности
в таможенных органах……………………………………………
2.3. Принципы организации деятельности в таможенных органах… 57
Глава 3. Совершенствование информационного
обеспечения деятельности
таможенных органов…………………………………………....
3.1. Направления совершенствования деятельности таможенных
органов на основе информационного технологий………………..
62
3.2. Развитие электронного декларирования как одного из путей
повышения эффективности деятельности
таможенных органов на основе
информационных технологий…………………………………….....
Заключение………………………………………………………….......... 78
Список использованных источников………………………………….... 81
Руководство ФТС России настойчиво и целенаправленно проводит линию на развитие интеллектуальной составляющей работы таможенной системы. Такое направление развития таможенной службы России соответствует мировым тенденциям развития принципов таможенного контроля, закрепленных в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации.
Современная интеллектуальная геоинформационная система обеспечивает:
− возможность разработки классов и объектов предметной области, с использованием соответствующих средств визуализации;
− визуальную разработку моделей функционирования (сценариев действий) объектов в ГИС;
− проигрывание (симуляцию) сценариев действий объектов в реальном и произвольном масштабе времени с наглядным отображением в виде условных знаков на фоне электронной карты;
− выдачу рекомендаций лицам, принимающим решения, в ходе розыгрыша сценариев при проведении исследовательского проектирования систем, деловых игр, анализа ситуаций, обучения и тренировок персонала;
− представление географических (пространственно-
− интеллектуальный анализ пространственно-временной деятельности объектов и др.
Применение интеллектуальных ГИС дает возможность повысить эффективность функционирования различных систем, в том числе связанных с принятием решений, отвечающих за экономическую безопасность границ Российской Федерации.
3.2. Развитие электронного декларирования как одного из путей
повышения эффективности деятельности таможенных органов на
основе информационных технологий
В настоящее время Федеральной таможенной службой и заинтересованными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ведётся активная работа по внедрению и расширению практики применения электронного декларирования товаров и транспортных средств, в том числе с использованием сети Интернет. Основной задачей такого декларирования является отработка безбумажной технологии таможенного оформления и таможенного контроля с применением электронной цифровой подписи для максимального сокращения времени прохождения таможенных процедур.
Развитие электронного декларирования в России началось с принятия закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). Массовое его внедрение связано с принятием приказа ФТС от 24 января 2008 N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сети Интернет. Данный приказ разрешил использование сетей Интернет как канал связи для передачи данных в таможенные органы. Этим приказом определены требования подключения декларанта к таможенным сетям по защищенным каналам связи, для безопасной передачи данных от абонентов к сетям ФТС. Это говорит о том, что теперь абонентам можно подключаться не только через собственные узлы, но и использовать готовые, владельцами которых являются информационные операторы (операторы электронного декларирования). Деятельность информационного оператора требует полномочий со стороны Главного научно-информационного вычислительного центра Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России).
По состоянию на 19.05.2012 существует лишь 38 информационных операторов, с которыми у ГНИВЦ ФТС России заключены соглашения об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сети Интернет. Например, такими операторами являются компании “Сигма-Софт” и ЗАО “ВИБА”. Эти организации обеспечивают обмен электронными документами между декларантами и таможенными органами.
В начале создания и внедрения электронного декларирования использовали упрощенную схему документооборота, а именно – отсканированные документы в графическом формате. Эта схема носила название ЭД-1. Недостатком этой схемы была необходимость использование специальных выделенных каналов связи и программных средств, требующие серьезных финансовых затрат, и отсутствие возможности редактирования документов, так как они представляли собой графические файлы, которые невозможно было править.
Вторым витком развития стала технологическая схема оформления ЭД-2. Эта система позволяет передавать данные через Интернет, где для оформления используются не графические данные, а формализованные данные в виде электронных документов, с которыми намного проще работать, так как они приближены и отражают суть бумажных документов. Эти документы представлены в современном формате XML, которые передаются через единый почтовый сервер. К плюсам такой системы относятся:
- наличие обратной связи “
электронными сообщениями с таможенным инспектором;
- сокращение времени на
- отсутствие необходимости
При этом новая технология ЭД-2 практически не требует затрат на подключение. Это достигается за счет использования информационного оператора, а также за счет передачи данных по сети «Интернет» вместо выделенных линий. В результате если на прямое подключение к ГНИВЦ ФТС обычно требуется не менее 500 тыс. руб., то подключение к информационному оператору обходится в сотни раз дешевле. А здоровая конкуренция между несколькими операторами позволяет поддерживать приемлемые цены и качество предоставляемых услуг. Осенью 2008 года грузовые таможенные декларации начали выпускаться по схеме ЭД-2. По состоянию на 1 февраля 2012 года все таможенные посты РФ имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования по схеме ЭД-2.
Так начальник главного управления таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий Некрасов в своем интервью журналу Таможня сообщил: «Доля грузовых таможенных деклараций, выпускаемых в электронной форме в общем количестве деклараций, на сегодня составила 75 процента, при этом более 61 процента были поданы с использованием Интернета. Для сравнения в январе 2010 года этот показатель не превышал 25 процентов. Количество участников ВЭД применявших электронную форму декларирования в 2011 году, составило около 52 процентов от общего количества (более 23,5 тысяч участников ВЭД). Сейчас в системе электронного декларирования реализованы девять таможенных процедур, под которые помещается более 99 процентов товаров (экспорт, выпуск для внутреннего потребления, свободная таможенная зона, временный ввоз, реэкспорт и прочие). При этом на процедуру выпуска для внутреннего потребления приходится около 66 процентов товаров, а под процедуру экспорта – более 28 процентов».
В общем виде процедура подачи электронной декларации выглядит следующим образом:
1. Декларант отправляет на пост
таможенному инспектору
2. До присвоения номера ДТ инспектор проверяет декларацию. В ответ декларант получает протокол проверки с перечнем ошибок. После их исправления необходимо повторно отослать документ. Инспектор может выслать и отказ в приеме декларации. В сообщении будет указано обоснование отказа.
3. После устранения ошибок
В процессе электронного оформления инспектор таможни и декларант взаимодействуют по следующим основным вопросам:
1. Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в Описи.
2. Декларант может получить
3. В случае необходимости
При успешном приеме декларации инспектор присваивает ей статус окончания оформления «Проверка завершена». Статус «Выпуск разрешен» присваивается декларации только после того, как инспектор переместит декларацию в архив таможни. На этом процедура электронного декларирования завершается, и груз выпускается в свободное обращение.
Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации», переход на обязательное электронное декларирование в России предусмотрен с 1 января 2014 г. До этого периода декларацию на товары можно подавать как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
В целом система электронного декларирования является комплексом программных средств, объединяющим подсистемы декларанта и таможенного органа.
Сам технический процесс электронного декларирования можно описать следующим образом:
1) Специалист по таможенному оформлению подготавливает электронный пакет, состоящий из ГТД и других документов, необходимых при таможенном оформлении, ставит свою электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) и отправляет в ГНИВЦ ФТС России, где проверяется право доступа конкретного участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП.
2) Осуществляется пересылка
Сообщение о завершении таможенного оформления (или о переводе на общеустановленный порядок таможенного оформления) поступает, проходя обратно по таможенным каналам, к участнику ВЭД.
К разным участникам описанной выше схемы взаимодействия предъявляются разные требования в части их технического оснащения. Участники ВЭД должны получить ЭЦП и установить у себя программное обеспечение для оформления ГТД и сопутствующих документов, прошедшее сертификацию в ГНИВЦ ФТС России.
Необходимо учитывать то, что в 2008 году ФТС России разработала концепцию переноса таможенного оформления в районы, приближенные к таможенной границе РФ. И благодаря электронному декларированию через Интернет участники ВЭД могут оформлять свои грузы на любой пограничной таможне, не тратя средств на оборудование офисов и перевод специалистов в приграничные районы.
Несомненно, электронное декларирование открывает огромные перспективы для участников ВЭД. Но внедрение этой системы непосредственно на предприятиях требует больших затрат ввиду высокой стоимости программных средств и услуг оператора для электронного декларирования.
Следует принять решение о том, будет ли предприятие само заниматься таможенным оформлением или осуществлять его, прибегая к услугам таможенных представителей.
На мой взгляд, электронное декларирование должно стать массовым. Такие явления, когда электронная декларация подтверждается еще и на бумажном носителе, должны быть устранены. К сожалению, в большинстве ведомств электронные технологии находятся на начальной стадии развития, и межведомственное взаимодействие не налажено. Поэтому нередки случаи, когда, получив в электронном виде декларацию, таможенный инспектор видит, что необходим, например, ветеринарный контроль. Значит, участник ВЭД должен предоставить ветеринарное свидетельство.
Огромной проблемой является отсутствие четких требований к пакету документов, на основании которого заполняется декларация. Так, например, существуют большие различия при оформлении грузов на Пулковской и Санкт-Петербургской таможнях. Необходима рационализация и структуризация требований к комплекту документов для заполнения декларации и подачи ее в электронном виде. Поэтому необходимо пересмотреть этот пакет документов, сократив ненужные бумаги.
Таможенной службе необходимо работать и ставить себе в задачи не только повышение количественных показателей, но и переход количества в качество.
Но, не стоит забывать и о положительных эффектах, которые несет введение электронного декларирования. Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду:
• ускорить процедуру таможенного декларирования товаров и транспортных средств;
• увеличить товарооборот;
• снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;
• ускорит поступление таможенных платежей в государственный бюджет;
• уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного декларирования и таможенного контроля.
Основными характеристиками системы электронного декларирования являются:
• возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы;
• корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе декларирования;
• распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;
• возможность обслуживания более 1000 рабочих мест;
• минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.
К Целям и преимуществам внедрения и применения электронного таможенного декларирования товаров и грузов можно отнести:
• Снижение объема использования бумажной документации;
• Формализация и ускорение большинства процедур таможенного контроля и декларирования, например, грузовой таможенной декларации;
• Возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме.
Наибольший эффект от использования электронного таможенного декларирования товаров и грузов могут ощутить предприниматели и организации, занимающиеся внешнеторговыми операциями.