Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет для правовой теории и правоприменительной деятельности остается актуальной проблема выявления юридического содержания понятия «должностное лицо», определения правового статуса соответствующей категории лиц.
Понятие должностного лица является одним из основополагающих понятий не только для таможенного права, но и для таких отраслей права как административное, уголовное и вообще для правовой науки в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие должностного лица органа государственной власти
1.1 Проблема законодательного и теоретического закрепления понятия должностного лица 5
1.2 Правовой статус должностного лица органов государственной власти: понятие, признаки, элементы 12
Глава 2. Правовой статус должностных лиц таможенных органов
2.1 Отличие должностных лиц от других сотрудников таможенных органов 16
2.2 Система нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов 21
2.3 Основные элементы правового статуса должностного лица таможенных органов: права, обязанности правоограничения 26
Глава 3. Юридическая ответственность должностных лиц таможенных органов
3.1 Виды юридической ответственности должностных лиц таможенных органов 36
3.2 Привлечение должностных лиц таможенных органов к ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности 42
Заключение 52
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

Леванова Анна 131 группа. Правовой статус д.л. т.о..doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

4) состоять членом  органа управления коммерческой  организации, за исключением случаев,  предусмотренных статьей 21 настоящего  Федерального закона;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных  целях средства материально-технического  и информационного обеспечения,  финансовые средства, другое государственное  имущество, а также служебную  информацию;

7) получать гонорары  за публикации и выступления,  связанные с исполнением должностных  обязанностей;

8) получать от физических  и юридических лиц подарки,  денежные вознаграждения, ссуды,  услуги, средства на оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения  Президента Российской Федерации  награды, почетные и специальные  звания иностранных государств, международных и иностранных  организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать свое  служебное положение в интересах  политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

Таким образом, правовой статус должностных лиц таможенных органов представляет собой совокупность общих, основных и индивидуальных прав и обязанностей, принадлежащих сотруднику и обусловленных его служебным положением и должностной компетенцией. При этом общие права и обязанности присущи всем сотрудникам, состоящим на службе в таможенных органах; основные – сотрудникам, замещающим должность определенного вида или уровня в конкретном таможенном органе или системе таможенных органов; индивидуальные – сотрудникам, замещающие конкретные должности таможенной службы.

 

 

 

 

Глава 3. Юридическая ответственность должностных лиц таможенных органов

 

3.1 Виды юридической ответственности должностных лиц таможенных органов

 

 

Юридическая ответственность  — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное им противоправное деяние.

Ответственность должностного лица является одним из основных элементов его правового статуса.

Основанием  для несения ответственности  должностным лицом таможенного  органа служит, прежде всего, Конституция РФ (например, ст.41, 46, 53).

В статье 413 ТК РФ 2003 года содержится норма, согласно которой «за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». К иным видам ответственности можно отнести гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарную ответственность  за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о государственной службе, Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 [26].

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1396 «Об утверждении  дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» к грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а именно: несоблюдение Конституции Российской Федерации, и федеральных конституционных законов и федеральных законов, невыполнение приказов и распоряжений начальников таможенных органов и разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны;

2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;

4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

До наложения дисциплинарного  взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение [27].

Согласно ст. 29 ФЗ «О службе в таможенных органах» «за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
  • увольнение из таможенных органов».

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации [3].

Привлечение к административной ответственности осуществляется в соответствии с КоАП РФ.

Основанием для привлечения  должностных лиц таможенных органов к административной ответственности, согласно статье 2.4 КоАП РФ, является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Для признания проступка, совершенного должностным лицом, административным правонарушением необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица:

  1. при нарушении своими собственными действиями установленных правил;
  2. при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил;
  3. за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

За совершение административных правонарушений должностные  лица таможенных органов несут административную ответственность на общих основаниях. Однако иногда противоправное поведение  должностного лица таможенного органа может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу [28].

Административная  ответственность в отношении  должностных лиц таможенных органов  в соответствии с КоАП РФ может, в  частности, наступать за отказ в  предоставлении информации (ст. 5.39), нарушение  установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4) и др. [26].

За совершение административных правонарушений КоАП РФ для должностных лиц таможенных органов предусмотрены такие виды административных наказаний как предупреждение, наложение административного штрафа.

Привлечение к  уголовной ответственности осуществляется в соответствии с УК РФ.

Уголовная ответственность должностных лиц таможенных органов за неправомерные действия (бездействие) наступает в соответствии с положениями гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ.

Сотрудник таможенного органа только тогда является субъектом должностного преступления, то есть «должностным лицом» в уголовно - правовом значении этого термина, если он, при совершении конкретных общественно опасных деяний вопреки интересам службы в таможенных органах, подпадает под признаки, изложенные в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ [28].

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 292 и 293 УК, может быть только должностное  лицо, которое в соответствии с  п. 1 примеч. к ст. 285 УК постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ [29].

К уголовной ответственности служащие таможенных органов (как профессионалы) могут быть привлечены за:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • халатность (ст. 293 УК РФ).

За совершение вышеперечисленных преступлений  Уголовный кодекс предусматривает следующие виды  наказания: лишение свободы (в том числе со штрафом), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Также, должностные  лица таможенных органов несут гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии с этим положением ГК РФ (ст. 1064) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Аналогичная норма содержится в НК РФ (ст. 35). Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, возмещается за счет казны РФ (ст. 1069 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в предусмотренных законом случаях.

ТК РФ в качестве общего правила исключает возмещение вреда, причиненного правомерными действиями таможенных органов и их должностных  лиц. Однако в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, такой вред подлежит возмещению.

Так, в соответствии с п. 8 ст. 408 ТК РФ имущественный вред, причиненный владельцам средств  связи или транспортных средств  в случае использования таможенными  органами их средств связи или транспортных средств для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, таможенная служба основывается на принципе ответственности сотрудников за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником таможенного органа возложенных на него обязанностей образует состав дисциплинарного нарушения или должностного преступления. За свою деятельность сотрудники могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность [24].

Информация о работе Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации