Под
специализацией таможенного оформления
товаров следует понимать создание таможенных
органов с расширенной компетенцией. Специализация
таможенного оформления – процесс естественный
при стремлении к оптимизации и ускорению
таможенного оформления без ущерба качеству
таможенного контроля. Причем в условиях
внедрения технологии электронного декларирования
и удаленного выпуска товаров специализация
таможенного оформления товаров представляется
исключительно благом как для государства,
так и для участников внешнеэкономической
деятельности.
Дифференциация
таможенного оформления заключается в
создании таможенных органов с исключительной
компетенцией по совершению таможенных
операций в отношении специальных видов
товаров. В отличие от специализации, дифференциация
таможенного оформления, по нашему мнению,
используется только в интересах государства
при необходимости усиления контроля
за перемещение стратегически важных
товаров, например, энергоносителей, драгоценным
металлам и драгоценным камням. В то же
время создание Центральной акцизной
таможни, производящей таможенное оформление
автомобилей отдельных марок, подакцизных
и иных товаров – по нашему мнению, не
относящимся к категории «стратегически
важных товаров», – выглядит весьма спорным
по двум причинам. Во-первых, с таможенным
оформлением подакцизных товаров, а также
автомобилей определенных марок успешно
справляются таможенные органы расширенной
компетенции. Во-вторых, большинство таможенных
постов Центральной акцизной таможни
достаточно удалены от границы, что не
позволяет им вписаться в Концепцию таможенного
оформления и таможенного контроля товаров
в местах, приближенных к государственной
границе Российской Федерации. Как представляется,
что вопрос таможенного оформления подакцизных
и иных видов товаров, отнесенных к компетенции
Центральной акцизной таможни, с большим
успехом может быть решен в рамках специализации
таможенного оформления путем равномерного
распределения правомочий по таможенному
оформлению товаров между иными таможенными
органами, расположенными за пределами
Московской и Ленинградской областей.
Литература:
- О федеральной таможенной службе : Постановление
Правительства Российской Федерации от
26.07.2006 № 459 (в ред. Постановлений Правительства
Российской Федерации от 21.04.2008 № 288, от
05.06.2008 № 437, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43,
от 10.03.2009 № 219, от 20.02.2010 № 75, от 15.06.2010 №
438, от 08.12.2010 № 1002, от 20.06.2011 № 480) // СЗ РФ.
2006. № 32. Ст. 3569; 2008. № 17. Ст. 1883; 2008. № 24. Ст.
2867; 2008. № 46. Ст. 5337; 2009. № 6. Ст. 738; 2009. № 12.
Ст. 1429; 2010. № 9. Ст. 967; 2010. № 26. Ст. 3350; 2010.
№ 52 (1 часть). Ст. 7080; 2011. № 26. Ст. 3804.
- Комментарии к Таможенному кодексу Российской
Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова и
Г.В.Баландиной. – М.: Норма, 2004. СПС «КонсультантПлюс».
- О таможенных органах, правомочных регистрировать
таможенные декларации : Приказ ФТС России
от 16.03.2011 № 559 (в ред. Приказов ФТС России
от 10.05.2011 № 954, от 23.06.2011 № 1333) // Российская
газета. 2011. 20 апреля; 2011. 08 июня; 2011. 27 июля.
- Об установлении компетенции таможенных
органов по совершению таможенных операций
в отношении товаров определенного вида,
перемещаемых физическими лицами: Приказ
ФТС России от 22.09.2010 № 1746 (в ред. Приказов
ФТС России от 30.03.2011 № 672, от 03.08.2011 № 1583)
// Российская газета. 2010. 15 октября; 2011.
20 мая; 2011. 26 августа.
- О компетенции таможенных органов по
совершению таможенных операций, связанных
с принятием таможенных деклараций и выпуском
товаров, классифицируемых в соответствии
с ТН ВЭД ТС в товарных позициях 4401, 4403,
4404, 4406, 4407 (за исключением следующих подсубпозиций
4407 10 150 0, 4407 10 310 0, 4407 10 330 0, 4407 10 380 0, 4407 99
200 0, 4407 99 250 0, 4407 99 400 0), вывозимых с территории
Российской Федерации и помещаемых под
таможенную процедуру экспорта: Приказ
ФТС России от 15.10.2010 № 1892 // Российская
газета. 2010. 03 декабря.
- О направлении Концепции : Письмо ФТС
России от 21.08.2009 г. № 21-50/39656 // Таможенные
ведомости. 2009. № 11.
- О компетенции таможенных органов по
совершению таможенных операций в отношении
подакцизных и других определенных видов
товаров : Приказ ФТС России от 01.06.2011 №
1144 // Российская газета. 2011. 15 июля.
- Изоткина О.В., Черных В.А. Совершенствование
организации управления Центральной акцизной
таможни // Ученые записки Санкт-Петербурского
им.В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной
академии. 2009. № 1 (33).
- О местах декларирования отдельных видов
товаров : Приказ ФТС России от 03.12.2010 №
2330 // Российская газета. 2011. 26 января.; О
компетенции таможенных органов по совершению
таможенных операций, связанных с принятием
таможенных деклараций и выпуском природного
газа (подсубпозиция 2711 21 000 0 ТН ВЭД ТС),
ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого
из Российской Федерации трубопроводным
транспортом : Приказ ФТС России от 12.04.2011
№ 761 // Российская газета. 2011. 13 июля.; О
компетенции таможенных органов по совершению
таможенных операций, связанных с принятием
таможенных деклараций и выпуском электроэнергии
(подсубпозиция 2716 00 000 0 ТН ВЭД ТС), ввозимой
в Российскую Федерацию и вывозимой из
Российской Федерации : Приказ ФТС России
от 19.10.2010 № 1928 // Российская газета. 2010.
01 декабря.
- О компетенции таможенных органов, расположенных
в Москве и Московской области, по совершению
таможенных операций в отношении товаров,
классифицируемых в товарных позициях
3002, 3003, 3004 ТН ВЭД ТС : Приказ ФТС России
от 13.04.2011 № 779 // Российская газета. 2011.
20 июля.
- О местах декларирования отдельных видов
товаров: Приказ ФТС России от 02.12.2008 №
1514 (в ред. Приказа ФТС России от 03.08.2009
№ 1391) // Российская газета. 2008. 30 декабря;
2009. 28 августа.
- Решение Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 12.10.2009 № 4671-5327-9013/09 // СПС «Консультант
Плюс».
- О компетенции таможенных органов по
совершению таможенных операций в отношении
товаров, перемещаемых морским (речным)
транспортом : Приказ ФТС России от 19.04.2007
№ 497 (в ред. Приказов ФТС России от 30.04.2008
№ 522, от 27.07.2009 № 1334) // Российская газета.
2007. 19 мая; 2008. 31 мая; 2009. 11 сентября.
Таможенное оформление – tips
& tricks
Таможенное оформление – наиболее
интересный элемент в логистических цепях
международной торговли. Бюджет Молдовы
формируется на 65-70% от таможенных платежей.
Поэтому вопросы сбора и доп.сбора таможенных
платежей в Молдове стоят очень остро
– в данной плоскости происходит наибольшее
количество споров между таможенными
офицерами и участниками ВЭД.
В процессе таможенного оформления
участники ВЭД могут получить дополнительное
преимущество перед своими конкурентами
используя вполне легальные ухищрения.
Наиболее общие советы по оптимизации
таможенного оформления отражены в этой
статье…
В период кризиса «оптимизация»
затрат становится актуальной для всех
компаний. Торговые компании, снижая себестоимость
своего товара обращают внимание на все
составляющие себестоимости.
- закупочную стоимость
- транспортные расходы
- таможенное оформление
- стоимость использования
финансовых ресурсов
Открытый рынок потребительских
товаров, транспортных услуг зачастую
не может дать ощутимого конкурентного
преимущества, так как цены на этом рынке
отличаются в зависимости от поставщика
в среднем на 5%. Куда большее конкурентное
преимущество может дать торговой компании
применение так называемых «таможенных
схем».
Бюджет Республики Молдова
на 65-70% пополняется за счет таможенных
платежей, собираемых Таможенной службой.
Поэтому понятное желание импортеров
«сэкономить» выравнивается усилиями
таможни и ЦБЭПК, направленными на выявление
нелегальных схем и контрабандного товара.
Принято говорить о 3-х вариациях
прохождения таможенного оформления –
«по черному», «по серому» и «в белую».
Каждый из цветов обозначает правомерность
применения данной схемы. Так, импортировать
товар «по черному» означает ввезти в
страну контрабанду, серая схема таможенного
оформления обозначает использование
некоторых недозволенных методов и приемов
снижения таможенных платежей, подлежащих
у уплате. Белое таможенное оформление
обозначает соответствие всех проводимых
процедур нормативным документам, использование
подлинных документов.
Черные таможенные схемы обычно
ничем хорошим не заканчиваются. Контрабанда
уголовно наказуема – согласно УК РМ за
нее, лицо признанное виновным «наказывается
штрафом в размере от 150 до 300 условных
единиц или лишением свободы на срок до
2 лет» (ст. 248 УК РМ). «Серые схемы» наказуемы
в административном порядке, или же влекут
за собой материальную ответственность.
Дабы не бросить тень ни на одного
из участников рынка внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) Молдовы, предлагаем
Вам ознакомиться с обзором использования
различных легальных приемов оптимизации
таможенных платежей в странах СНГ. Унификация
таможенного законодательства на межгосударственном
уровне позволяет говорить о том, что данные
схемы также могут быть использованы и
в Молдове.
Обо всем по порядку.
Наиболее простым и общеизвестным
приемом является сообщение таможенным
органам «приукрашенной» информации о
товаре, что они могут расценить как «недостоверное»
декларирование. Само недостоверное декларирование
выражается в предоставлении таможенным
органам искаженной информации о грузе,
будь-то – таможенная стоимость товара,
количество товара, или код товара по ТНВЭД
(проще говоря наименование товара). Криминальные
аспекты (подделка документов для изменения
цены, использование двух инвойсов, дача
взяток и пр.) нас не интересуют. Тем не
менее, в данном ключе есть несколько интересных
моментов, которые смогут достичь желаемой
«оптимизации» легально.
Не все знают, но при импорте
таможенная стоимость товара определяется
как стоимость для товара, доставленного
до границы государства и НЕ включает
перевозку от границы до места таможенного
оформления или склада покупателя. Обычно
транспортные компании выпускают 1 счет
на перевозку – от места загрузки до места
разгрузки, указывая там соответственно
1 цифру. Этот счет вместе с инвойсом Поставщика
на условиях FCA используется для подтверждения
таможенной стоимости. Импортеры в России
намеренно просят перевозчика указать
в счете на перевозку 2 цифры – доставка
до границы России и доставка от границы
до склада получателя. Зачастую экспедитор
выпускает счет для импортера по инструкциям
самого импортера распределяя транспортные
затраты по пунктам «до границы» и «после»
так как это необходимо импортеру.
Иной метод позволяет «оптимизировать»
таможенные пошлины и платежи за счет
разницы таможенной пошлины на различные
виды товаров. Так, в одной из стран СНГ
целлюлозно-бумажный комбинат завозил
для своих производственных нужд крахмал
из стран Юго-Восточной Азии. Для оптимизации
платежей они договорились с производителем
крахмала домешивать к нему 1% карбоната
кальция (известковый мел). Эта добавка
не влияла на физико-химические свойства
продукта, но позволила им абсолютно легально
классифицировать данный товар как специальную
смесь на основе крахмала, что в итоге
позволило им снизить издержки на таможенное
оформление более чем в 2 раза.
Для полной «легализации» данного
метода импортеры получают классификационное
решение таможенной службы страны в которую
импортируется товар. Такое классификационное
решение обычно не оспаривается таможенными
инспекторами при проведении таможенного
оформления, так как выпущено органом
стоящим выше по иерархии чем таможенный
пост.
В период кризиса ликвидности
многие прибегают к интересным методам
получения рассрочки уплаты таможенных
платежей, или неуплаты их вовсе.
На территории СНГ во многих
странах нормативно закреплена возможность
предоставления отсрочки / рассрочки уплаты
таможенных платежей таможней участникам
ВЭД. Тем не менее, это случается крайне
редко из-за риска не получения в итоге
таможенной службой положенных платежей.
При импорте дорогостоящего
оборудования, или даже транспортных средств,
для собственных нужд предприятия могут
прибегать к использованию режима временного
ввоза. Согласно данному режиму товар
может ввозиться на срок до 3-х лет с условным
частичным освобождением от уплаты таможенных
платежей. Это означает, что лицо, ввозящее
товар обязано уплачивать периодические
платежи из расчета 3-5% в месяц (ставка
отличается в различных странах СНГ) от
общей суммы таможенных платежей, подлежащих
к уплате если бы товар помещался под режим
выпуска для свободного обращения (проще
говоря импорта).
Интересно, что в России если
сумма уплаченных периодических платежей
составит 100% таможенных платежей, подлежащих
к уплате при импорте, товары могут считаться
выпущенными для свободного обращения.
Таким образом, можно получить рассрочку
по уплате таможенных платежей при импорте
на 34 месяца (оплачивая платежи из расчета
3% в месяц), использовав изначально режим
временного ввоза. Возможно это при условии,
что с импортера не потребовали внесения
обеспечения уплаты таможенных платежей.
В Молдове же, нет аналогичной
возможности – платежи (из расчета 5% в
месяц от суммы таможенных платежей) по
режиму временного ввоза не могут быть
зачтены при помещении затем товара под
режим свободного обращения. Тем не менее,
в Молдове есть более интересная деталь
– при временном ввозе товаров по договору
международного лизинга, данные товары
ПОЛНОСТЬЮ освобождаются от уплаты таможенных
платежей, а также от внесения обеспечения
уплаты таможенных платежей. К тому же,
товары, ввозимые по договору лизинга
могут ввозиться на срок до 7 лет, в то время
как прочие товары – на срок не превышающий
3 года.
На момент окончания срока действия
договора лизинга, покупатель (импортер)
вправе задекларировать данный товар
по остаточной (передаточной) стоимости
объекта лизинга, которая тоже может быть
согласована между лизингодателем / продавцом
и лизингополучателем.
Особые результаты может дать
использование различных тарифных льгот
и преференций.
Согласно 28ой статье Закона
о таможенном тарифе предусмотрено порядка
22 случаев предоставления таможенных
льгот. Некоторыми из них в странах СНГ
пользуются недобросовестные участники
ВЭД, к примеру – «предоставление освобождения
уплаты таможенной пошлины при ввозе товаров,
относящихся к гуманитарной и безвозмездной
помощи».
Тем не менее, существуют и более
легальные моменты. Так, к примеру, при
ввозе технологического оборудования,
стоимость которого превышает 3000 лей за
единицу, а срок эксплуатации превышает
один год – товар можно импортировать
для включения в уставной фонд предприятия.
При этом оборудование освобождается
от уплаты на него пошлин и НДС.
Молдавские товары пользуются
преференциями в рамках Общей Системы
Преференций (GSP) и в рамках преференциальных
торговых режимов с Европейским Союзом
(ATP). Не стоит забывать, что и при импорте
в Молдову можно получить преференции
на товары, происходящие из некоторых
государств.
Так, Молдова является участником
Соглашения о создании Зоны Свободной
торговли в рамках СНГ, помимо этого Молдова
заключила двусторонние соглашения о
свободной торговле со многими странами
участницами СНГ.
У Молдовы также подписаны двусторонние
соглашения о свободной торговле с некоторыми
Балканскими странами – Сербией, Косово,
Македонией. С 2007 года на смену двусторонним
соглашениям пришло Центральноевропейское
соглашение о свободной торговле (CEFTA).
Ранее эта организация насчитывала 15 государств
(+ 1 спорное – Косово), но по мере расширения
ЕС их становится все меньше – на текущий
момент – 7 государств + 1 спорное. Стоит
отметить, что 3 из них (Хорватия, Македаония
и Албания) заканчивают переговоры о принятии
их в ЕС.
В любом случае, товары, происходящие
из этих государств пользуются тарифными
льготами – для них отменены таможенные
пошлины, или предусмотрены сниженные
ставки.
С 1 января 2010 года информация
о тарифных и нетарифных ограничениях
по каждому товару должна публиковаться
на официальном сайте Таможенной службы
РМ (www.customs.gov.md/) как «Интегрированный таможенный
тариф Республики Молдова» (TARIM). Тогда
немного облегчиться работа импортеров,
которые прорабатывают новые товары к
импорту в Молдову. Остается надеяться,
что система будет постоянно обновляться
и будет отображать полную информацию
по каждой подсубпозиции ТНВЭД (детализация
до 9 знаков).
Иные способы оптимизации затрат
касаются таможенной логистики – а именно
терминальных затрат при проведении таможенного
оформления. Участники ВЭД, имеющие большие
объемы импортных или экспортных поставок,
но в то же время не имеющие возможности
организовать свой склад временного хранения,
могут в то же время на своих складских
мощностях организовать постоянную / временную
зону таможенного контроля (ЗТК), или даже
Таможенный склад.
Создание ЗТК на своем складе
может быть оправдано при проведении «затяжных»
оформлений. К примеру, обычно затягиваются
таможенные оформления при ввозе товара
/ технологического оборудования в уставный
фонд предприятия. В этом случае разумно
хранить его на ЗТК своего собственного
склада, чем платить простой транспортного
средства, или оплачивать хранение и перегрузочные
операции на складах временного хранения
(СВХ).
У этого метода есть и негативный
эффект – быстрого оформления при хранении
товара на своем ЗТК может не получиться,
особенно если пост на который подается
грузовая декларация находится далеко.
Как минимум – каждый раз придется возить
офицера на свой склад при необходимости
проведения досмотра.