Роль информационно-технической таможенной инфраструктуры в организации таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения исследования была поставлена цель – определить роль таможенной инфраструктуры, в частности информационно-технической её составляющей на организацию таможенного контроля.
Поэтому задачами исследования выделены:
 определение круга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитием таможенной системы России;
 изучение современных информационно-технических объектов таможенной инфраструктуры;
 изучение взаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного контроля.

Содержание

Введение
3
1. Характеристика таможенной инфраструктуры РФ
1.1 Современные требования к таможенной инфраструктуре
1.2 Концептуальные подходы к развитию таможенной инфраструктуры
5
5

10
2. Совершенствование таможенного контроля на современном этапе
2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля
2.2 Анализ использования информационно-технических средств таможенной инфраструктуры при таможенном контроле
3. Пути модернизации таможенной инфраструктуры в рамках совершенствования таможенной системы России
14
14

17

29
Заключение
35
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

роль таможенной инфраструктуры.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

      Для реализации этих подходов планируется  в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное  информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Важным  направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации.

      Предполагается  создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного  центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будут непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

      В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации  предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

      Предполагается  использование применяемых в  ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.[2,4,7] 
 

2.2 Анализ использования  информационно-технических  средств таможенной  инфраструктуры при таможенном контроле 
 

      Важное  направление работы, призванное оптимизировать таможенный контроль на границе, связано с разработкой и практической реализацией перспективных технологий (предварительного информирования, электронного декларирования) и применением принципов выборочности таможенного контроля.

      При соблюдении участником ВЭД всех условий, необходимых для использования предварительного информирования, должностное лицо таможенного органа выдает разрешение на внутренний таможенный транзит не позднее 15 минут с момента принятия стандартных документов перевозчика. Однако практическая реализация предварительного информирования пока не носит широкого характера и осуществляется в настоящее время только в рамках проектов, реализуемых в отдельных пунктах пропуска.

      Вторым  безусловным механизмом решения проблемы, безусловно, является реализация положений системы управления рисками. Сейчас на вооружении южнороссийских таможенников около 100 проектов профилей рисков. В 2006 году в зоне ответственности ЮТУ под их действие подпадало около трети импортных и четверть экспортных деклараций. В результате применения СУР в госбюджет доначислено таможенных платежей на сумму более 1,3 миллиарда рублей.[10]

      Активно ведется работа и по формированию перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (сегодня он включает 20 участников ВЭД южного региона). Это также является элементом СУР и направлено на освобождение добросовестных участников внешнеэкономической деятельности от излишнего контроля и одновременно позволяет наиболее рационально использовать ресурсы таможенных органов.[10]

      Для обеспечения реализации вышеназванных  мероприятий разработаны пакеты программных продуктов, включённых в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов России (далее-ЕАИС), которые позволяют поэтапно совершенствовать процедуры таможенного контроля. За поддержание информационных таможенных технологий в современном состоянии, их модернизацию и разработку отвечает подразделение ФТС РФ - Главного управления информационных технологий.

      В качестве основных задач которого определены:

      - разработка и проведение единой научно-технической политики ФТС России при создании и развитии ЕАИС, ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов, при создании информационно-вычислительных центров, оснащении таможенных органов перспективными информационно-техническими средствами;

      - разработка, согласование и реализация основных направлений создания и развития информационно-технической инфраструктуры таможенных органов;

      - организация планирования, заказа, контроля выполнения и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) по созданию перспективных информационных таможенных технологий, компонентов и систем ЕАИС и ВИТС таможенных органов, информационно-технических средств, а также средств обеспечения информационной безопасности таможенных органов;

      - обеспечение согласования плана НИОКР ФТС России и его координации с межведомственными программами и планами работ других федеральных органов исполнительной власти в области технического оснащения и создания информационно-коммуникационных технологий и систем;

      - разработка, реализация основных направлений интеграции информационных ресурсов ФТС России и согласование этих направлений с федеральными органами исполнительной власти;

      - обеспечение оперативного руководства ГНИВЦ ФТС России и подразделениями информационно-технической службы таможенных органов;

      - разработка и реализация предложений о совершенствовании системы информационной безопасности таможенных органов;

      - обеспечение деятельности Научно-технического совета (НТС) ФТС России;

      - организация и координация выполнения проекта модернизации информационной системы таможенных органов, финансируемого за счет средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

      Информационно-техническая служба таможенных органов включает Управление, ГНИВЦ ФТС России и информационно-технические подразделения таможенных органов (рисунок 1). 

  Федеральная таможенная служба РФ  
 
           
Информационно-техническая служба ФТС РФ
 
Главное управления информационных технологий
   
Главный научно-информационный вычислительный центр
   
Главное управление тылового обеспечения
     
Отвечает  за развитие информационно-технической  инфраструктуры, в части информационных технологий   Отвечает за обработку входящей информации

и

предоставление  выходных данных

  Отвечает  за развитие материально-технической инфраструктуры
         
 
информационно-технические  подразделения таможенных органов
Другие  управления ФТС РФ

 
 

Рис. 1 Структурные подразделения таможенных органов, отвечающих за информационно-техническую инфраструктуру 

      Исторически сложилось, что средоточие интеллектуальной мощи Российской таможни – ГНИВЦ - начинало свое существование с одного небольшого помещения – ленинской комнаты парткома, где находился весь штат - арсенал, персонал и службы, архив и ремонтное обслуживание. В 21 веке ГНИВЦ справил новоселье в старом доме, державном особняке XIX-го столетия, что вклинился в ансамбль привычной Каланчевки. И вот в 2007 году к ним прибавился поистине дворец о четырех этажах, под крышею которого больше семи тысяч «квадратов» полезной площади.

      Теперь Специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ) - поистине самостоятельное структурное подразделение в прямом подчинении Федеральной таможенной службы. Значение ГНИВЦ нельзя переоценить. Он просто всему голова, что касается реализации программ автоматизации и информатизации таможенных органов. Главная задача этого центра - подставить плечо таможенникам в той части, что относится к повышению эффективности их работы. А что могут компьютерщики и программисты? Первым делом - создать, развить и подвергнуть эксплуатации Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС).

      Главное богатство вычислительного центра - его люди. Сегодня большое внимание уделяется не только приему квалифицированных специалистов, но и процессу обучения работников, причем как на рабочих местах, так и на базе отдела подготовки кадров, целью которого является организация обучения сотрудников таможенных органов и специалистов ГНИВЦ. В последние годы на базе учебного центра прошли обучение свыше трех тысяч сотрудников и работников ГНИВЦ, Центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения. Кроме того, проводятся выездные семинары по вопросам эксплуатации автоматизированных систем и применения информационных таможенных технологий.

      Руководство ФТС России и ГНИВЦ ежегодно планируют обучение персонала, предусматривая проведение семинарских, консультационных, тренинговых и других занятий. Поскольку уровень поставленных перед таможенной службой задач требует постоянного совершенствования даже от высококвалифицированных специалистов, выбор программ дополнительного образования становится все более насущной потребностью. Но не только повышением уровня квалификации можно достичь поставленных задач, здесь нужно учитывать также и морально-психологические факторы, сплоченность коллектива, в котором каждый отдельный сотрудник и работник сознает свою причастность к общему делу.

      Основными руководящими документами для создания ЕАИС являлись Комплексная программа  последовательного поэтапного процесса реализации системы повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-1995 гг., утвержденная 13.05.93, и Техническое задание на разработку ЕАИС, утвержденное 28.12.93.

      Аналогичные системы созданы или создаются  за рубежом практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались более 20 лет применительно к местным таможенным правилам.

      Принципы  разработки автоматизированных систем управления (АСУ) обусловливаются требованиями и возможностями научного управления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств. Их можно разделить на три вида:

      - принципы системного характера;

      - принципы организационно-технического характера;

      - принципы экономико-математического характера.

      Эти принципы подчеркивают информационно-экономическую  природу АСУ, в данном случае ЕАИС ФТС России, отличающую её от разнообразных  технических и других систем управления – первоочередность решения при  разработке АСУ экономических и информационных проблем, необходимое приспособление общесистемных положений математического аппарата, программных и технических средств к особенностям и условиям функционирования конкретной области – таможенной службы России.

      В связи с общей значимостью таможенных функций для национальной экономики страны, в частности, в связи с непосредственным влиянием результатов таможенной деятельности на бюджетные ресурсы страны особую важность приобретают вопросы, связанные с поиском путей повышения эффективности обработки таможенной информации на основе использования современных средств вычислительной техники.

      Эффективность использования средств автоматизации  при обработке таможенной информации достигается в результате ряда мероприятий  и в том числе, в результате улучшения качества работы таможенной службы в целом за счет оперативного, регулярного и своевременного обеспечения всех звеньев таможенной системы необходимой для оперативной работы и управления информацией.

      Повышение качества работы таможенной службы в условиях автоматизации достигается за счет улучшения регулирования таможенного законодательства и внедрения новых информационных технологий, что позволяет добиться реальных результатов повышения эффективности таможенной деятельности.

Информация о работе Роль информационно-технической таможенной инфраструктуры в организации таможенного контроля