Роль информационно-технической таможенной инфраструктуры в организации таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения исследования была поставлена цель – определить роль таможенной инфраструктуры, в частности информационно-технической её составляющей на организацию таможенного контроля.
Поэтому задачами исследования выделены:
 определение круга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитием таможенной системы России;
 изучение современных информационно-технических объектов таможенной инфраструктуры;
 изучение взаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного контроля.

Содержание

Введение
3
1. Характеристика таможенной инфраструктуры РФ
1.1 Современные требования к таможенной инфраструктуре
1.2 Концептуальные подходы к развитию таможенной инфраструктуры
5
5

10
2. Совершенствование таможенного контроля на современном этапе
2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля
2.2 Анализ использования информационно-технических средств таможенной инфраструктуры при таможенном контроле
3. Пути модернизации таможенной инфраструктуры в рамках совершенствования таможенной системы России
14
14

17

29
Заключение
35
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

роль таможенной инфраструктуры.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

     Технические средства и системы, необходимые для функционирования таможенных органов на объекте, должны создаваться как комплекс информационно-технических средств. В комплекс информационно-технических средств объекта должны входить:

     - комплекс технических средств таможенного контроля;

     - технические средства таможенного  контроля за делящимися и радиоактивными  материалами;

     - интегрированная структурированная  кабельная система;

     - локальная вычислительная сеть (ЛВС);

     - система связи;

     - комплексная система безопасности;

     - система бесперебойного гарантированного  электроснабжения.

     На  объекте должно быть также предусмотрено  наличие:

     - вещательного телевидения;

     - системы речевого оповещения  персонала о возникновении аварийных  и угрожающих ситуаций, радиофикации (проводного вещания);

     - часофикации.

     Комплекс  информационно-технических средств  объекта должен быть оборудован системами  грозозащиты и заземления.

     В проектах должно предусматриваться применение современного оборудования, обеспечивающего выполнение должностными лицами таможенного органа функциональных обязанностей. Состав, тип и место установки применяемого оборудования определяются на этапе проектирования конкретного объекта после проведения проектно-изыскательских работ и разработки архитектурно-планировочного решения. Выбор типа систем (средств) и состава оборудования осуществляется с учетом:

     - назначения и категории объекта,  его месторасположения;

     - планируемых (перспективных) технологий  таможенного оформления и таможенного  контроля;

     - степени уязвимости от вероятных действий нарушителей (групп, отдельных лиц, несанкционированно проникающих на территорию объекта), характера окружающей местности и принятой концепции (способа) охраны;

     - требований, предъявляемых к работе  комплекса технических средств  заказывающими контролирующими органами (далее по тексту - Заказчики);

     - технических возможностей комплекса  технических средств для реализации  требований, предъявляемых Заказчиками;

     - задания на проектирование;

     - места установки оборудования;

     - объема, площади, протяженности и конфигурации объекта;

     - реальных возможностей по проведению  монтажных работ (обеспеченности  специальными машинами и механизмами);

     - климатических условий;

     - необходимости обеспечения электромагнитной  совместимости оборудования, входящего  в состав комплекса технических средств, а также обеспечения защиты от действия вибрации, механических ударов;

     - необходимости обеспечения экологических,  эргономических и медико-биологических  условий для работы персонала,  эксплуатирующего комплекс технических  средств.

     Состав, количество, номенклатура и места установки технических средств согласовываются с Главным управлением информационных технологий ФТС России.

       Для определения необходимого  количества каждого вида технических  средств основными исходными  данными являются:

     - характер перемещаемых товаров  и грузов;

     - режим работы (сменность) объекта;

     - планируемые (перспективные) технологии  таможенного оформления и таможенного  контроля;

     - штатная численность должностных  лиц таможенного органа;

     - количество и состав досмотровых групп;

     - количество имеющихся в наличии  технических средств с учетом  их технического уровня, состояния  и запаса технического ресурса.

      В свою очередь информационные технологии, имеющиеся на вооружении таможенной службы, - это инструмент для аналитической работы и для обеспечения контроля.

      Таможни, укомплектованы различными информационными ресурсами. Например, «СИГМА», «Мониторинг анализ», «Аист М» и «Автотранспорт. Контроль». Каждая из этих систем имеет свои возможности, свои задачи и цели, свой конечный результат. Хотя в итоге все они должны быть нацелены на одно - основа для аналитики и таможенного контроля.

      К примеру, программный продукт «СИГМА» - Система Интеграционного Глобального Мониторинга и Анализа, пожалуй, один из актуальнейших для морских таможнен. «СИГМА» - спутниковый мониторинг позиционирования и деятельности морских судов, позволяет осуществлять наблюдение за рыболовными судами на промысле, отслеживать их месторасположение и промысловую деятельность. Полученные данные анализируются и применяются таможней при контроле вылова и производства рыбопродукции. Предполагается, что в ближайшее время будет законодательно закреплена возможность использования таможней данных спутникового мониторинга в качестве доказательной базы по делам об административных правонарушениях.

      Если  данные мониторинга как основы доказательной базы - это ближайшая перспектива, то использование их как основания для проведения более тщательных проверок рыболовных судов на предмет выявления правонарушений - это уже сегодняшний день. И вновь речь идет об аналитической работе, которая использует данные мониторинга для принятия правильного решения при выборе форм таможенного контроля.

      Область применения системы «Мониторинг анализ» распространяется на процедуру таможенного оформления, в частности, позволяет осуществлять оперативный контроль процессов таможенного оформления товаров в ГТД и доставки товаров под таможенным контролем. Данные этой системы используются, преимущественно, для формирования отчетов и справок. Но в то же время «Мониторинг анализ» - своего рода индикатор таможенной деятельности  в  части  оформления  товаров.

      С ее помощью можно анализировать процесс таможенного оформления ГТД в области номенклатуры, стоимости и весе (количестве) оформленного товара, начисленных таможенных платежей. В том же разрезе анализируется и процесс доставки товаров под таможенным контролем.

      Преимущества  этого информационного ресурса в том, что он позволяет оперативно, в режиме реального времени анализировать и оценивать вышеназванные процессы, видеть их динамику и состояние внешнеторгового груза. Полученные данные также позволяют выявлять и пресекать правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.

      «Аист М» - одна из последних разработок ФТС России. Эта система позволяет управлять процессом документального таможенного оформления и обеспечивать его «прозрачность» для руководителей таможенного органа и для участников ВЭД. Большой плюс системы состоит в том, что входящие в нее подсистемы настраиваются на организационную структуру таможенного органа, где устанавливается «АИСТ-М». К примеру, подсистема «Ролевой администратор» обеспечивает необходимую гибкость в процессе управления реальным документооборотом за счет возможности произвольно изменять в любой своей части технологическую схему, на которой она основывается при разграничении потоков электронных документов и их передаче между этапами оформления. Эта подсистема с такой структурой может применяться для организации практически любого вида документопотока: таможенное оформление товаров, оформление актов таможенного досмотра или обеспечение делопроизводства. А подсистема «Таможенное оформление» включает комплекс программных средств, рассчитанных на работу с содержимым электронных документов, и позволяет выполнять контроль и обработку электронной копии ГТД, уведомлений о прибытии или оформлении грузов по ДКД/МДП и дополнительных документов к ним. То же касаемо оформления товаров на таможенном складе.

      При этом все действия пользователя (таможенного инспектора) «АИСТ-М» протоколируются, накапливая информацию, которая впоследствии может быть проанализирована руководством.

      Информационные  технологии и программные продукты, что есть сегодня в таможне,  во многом способствуют упрощению и ускорению процедуры таможенного оформления. Они сложнее, но специальной подготовки не требуют. Конечно, на практике они удобны в эксплуатации и надежно защищены     от    несанкционированных посещений. Вся информация конфиденциальна и не все таможенники имеют к ней доступ. С ними работают преимущественно те подразделения, что участвуют в процессе таможенного оформления. И самое важное – каждый из программных продуктов либо основан на аналитике, либо как следствие приводит к аналитической работе. То есть является инструментом аналитики и контроля.

      Сейчас изучают и внедряют программный продукт «Автотранспорт. Контроль». Система предназначена для автоматизированного сбора, обработки, хранения, контроля состояний и других данных транспортных средств,  пересекавших  таможенную  границу РФ.  В ней аккумулируются   данные   о   транспортных средствах, зарегистрированных в иностранном государстве и временно ввезенных в РФ, перемещаемых через границу как товар, размещенных на СВХ. Здесь же контролируется и пересечение границы РФ, и основное таможенное оформление транспортных средств. И самое главное с помощью этого программного  продукта  можно узнать состояние транспортного средства, в котором оно находится в зависимости от оформленных таможенных документов. Таким образом, сформируется общая база данных.  И вновь система позволяет не только  контролировать и учитывать, но и анализировать обстановку в регионе деятельности таможенного органа в части оформления автотранспорта. На сегодня это последняя новинка в таможне.  
 

 

3. Пути модернизации таможенной инфраструктуры в рамках совершенствования таможенной системы России 

      В настоящее время значительно  усилилось влияние таможенного  регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

      Расширение  сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в  области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

      При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Российской Федерации - значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.

      С начала 2007 года в России введена новая форма ГТД/ТД, соответствующая единому административному документу. Это позволяет поставить вопрос о присоединении России к Конвенциям об упрощении формальностей в торговле товарами и об общей транзитной процедуре.

      По  данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый                   оборот России составил 735,0 млрд.долларов США (с учетом                   данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов США (рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долларов США (рост на 29,0%). 

Рис.2    Динамика важнейших показателей внешней торговли

Российской  Федерации в 2007-2008 гг[www.customs.ru] 

      Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд.долларов США и                   по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе                   в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долларов США (рост на                   33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долларов США (рост на 32,7%).  

 

Рис 3.  Динамика, характеризующая российский экспорт в 2007 и 2008 годах [www.customs.ru] 

      Импорт  России  в 2008 году составил 266,9 млрд.долларов США и                    по сравнению с 2007 годом вырос  на 33,6%, в том числе из стран                   дальнего зарубежья – 230,3 млрд.долларов США (рост на 35,6%),                   из стран СНГ – 36,6 млрд.долларов США (рост на 22,5%).

 

Рис.4 Динамика, характеризующая российский импорт в 2007 и 2008 годах [www.customs.ru] 

      С одной стороны это здорово, но в то же время автомобильные пункты пропуска на границах с государствами   Евросоюза   оказались неспособны  переварить такой товарный поток. Проблема очередей была заострена ещё на хельсинском саммите Россия - ЕС в ноябре 2006 года. На этом же саммите Президент РФ поставил вопрос об электронном обмене данными между таможенными органами о товарах, поступающих на нашу территорию.[7]

Информация о работе Роль информационно-технической таможенной инфраструктуры в организации таможенного контроля