Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:24, курсовая работа
Для проведения исследования была поставлена цель – определить роль таможенной инфраструктуры, в частности информационно-технической её составляющей на организацию таможенного контроля.
Поэтому задачами исследования выделены:
определение круга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитием таможенной системы России;
изучение современных информационно-технических объектов таможенной инфраструктуры;
изучение взаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного контроля.
Введение
3
1. Характеристика таможенной инфраструктуры РФ
1.1 Современные требования к таможенной инфраструктуре
1.2 Концептуальные подходы к развитию таможенной инфраструктуры
5
5
10
2. Совершенствование таможенного контроля на современном этапе
2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля
2.2 Анализ использования информационно-технических средств таможенной инфраструктуры при таможенном контроле
3. Пути модернизации таможенной инфраструктуры в рамках совершенствования таможенной системы России
14
14
17
29
Заключение
35
Список использованной литературы
Технические средства и системы, необходимые для функционирования таможенных органов на объекте, должны создаваться как комплекс информационно-технических средств. В комплекс информационно-технических средств объекта должны входить:
- комплекс технических средств таможенного контроля;
-
технические средства
-
интегрированная
- локальная вычислительная сеть (ЛВС);
- система связи;
-
комплексная система
-
система бесперебойного
На объекте должно быть также предусмотрено наличие:
- вещательного телевидения;
-
системы речевого оповещения
персонала о возникновении
- часофикации.
Комплекс
информационно-технических
В проектах должно предусматриваться применение современного оборудования, обеспечивающего выполнение должностными лицами таможенного органа функциональных обязанностей. Состав, тип и место установки применяемого оборудования определяются на этапе проектирования конкретного объекта после проведения проектно-изыскательских работ и разработки архитектурно-планировочного решения. Выбор типа систем (средств) и состава оборудования осуществляется с учетом:
-
назначения и категории
-
планируемых (перспективных)
-
степени уязвимости от
- требований, предъявляемых к работе комплекса технических средств заказывающими контролирующими органами (далее по тексту - Заказчики);
-
технических возможностей
- задания на проектирование;
- места установки оборудования;
- объема, площади, протяженности и конфигурации объекта;
-
реальных возможностей по
- климатических условий;
-
необходимости обеспечения
-
необходимости обеспечения
Состав, количество, номенклатура и места установки технических средств согласовываются с Главным управлением информационных технологий ФТС России.
Для определения необходимого
количества каждого вида
- характер перемещаемых товаров и грузов;
- режим работы (сменность) объекта;
-
планируемые (перспективные)
-
штатная численность
-
количество и состав
-
количество имеющихся в
В свою очередь информационные технологии, имеющиеся на вооружении таможенной службы, - это инструмент для аналитической работы и для обеспечения контроля.
Таможни, укомплектованы различными информационными ресурсами. Например, «СИГМА», «Мониторинг анализ», «Аист М» и «Автотранспорт. Контроль». Каждая из этих систем имеет свои возможности, свои задачи и цели, свой конечный результат. Хотя в итоге все они должны быть нацелены на одно - основа для аналитики и таможенного контроля.
К примеру, программный продукт «СИГМА» - Система Интеграционного Глобального Мониторинга и Анализа, пожалуй, один из актуальнейших для морских таможнен. «СИГМА» - спутниковый мониторинг позиционирования и деятельности морских судов, позволяет осуществлять наблюдение за рыболовными судами на промысле, отслеживать их месторасположение и промысловую деятельность. Полученные данные анализируются и применяются таможней при контроле вылова и производства рыбопродукции. Предполагается, что в ближайшее время будет законодательно закреплена возможность использования таможней данных спутникового мониторинга в качестве доказательной базы по делам об административных правонарушениях.
Если данные мониторинга как основы доказательной базы - это ближайшая перспектива, то использование их как основания для проведения более тщательных проверок рыболовных судов на предмет выявления правонарушений - это уже сегодняшний день. И вновь речь идет об аналитической работе, которая использует данные мониторинга для принятия правильного решения при выборе форм таможенного контроля.
Область применения системы «Мониторинг анализ» распространяется на процедуру таможенного оформления, в частности, позволяет осуществлять оперативный контроль процессов таможенного оформления товаров в ГТД и доставки товаров под таможенным контролем. Данные этой системы используются, преимущественно, для формирования отчетов и справок. Но в то же время «Мониторинг анализ» - своего рода индикатор таможенной деятельности в части оформления товаров.
С ее помощью можно анализировать процесс таможенного оформления ГТД в области номенклатуры, стоимости и весе (количестве) оформленного товара, начисленных таможенных платежей. В том же разрезе анализируется и процесс доставки товаров под таможенным контролем.
Преимущества этого информационного ресурса в том, что он позволяет оперативно, в режиме реального времени анализировать и оценивать вышеназванные процессы, видеть их динамику и состояние внешнеторгового груза. Полученные данные также позволяют выявлять и пресекать правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.
«Аист М» - одна из последних разработок ФТС России. Эта система позволяет управлять процессом документального таможенного оформления и обеспечивать его «прозрачность» для руководителей таможенного органа и для участников ВЭД. Большой плюс системы состоит в том, что входящие в нее подсистемы настраиваются на организационную структуру таможенного органа, где устанавливается «АИСТ-М». К примеру, подсистема «Ролевой администратор» обеспечивает необходимую гибкость в процессе управления реальным документооборотом за счет возможности произвольно изменять в любой своей части технологическую схему, на которой она основывается при разграничении потоков электронных документов и их передаче между этапами оформления. Эта подсистема с такой структурой может применяться для организации практически любого вида документопотока: таможенное оформление товаров, оформление актов таможенного досмотра или обеспечение делопроизводства. А подсистема «Таможенное оформление» включает комплекс программных средств, рассчитанных на работу с содержимым электронных документов, и позволяет выполнять контроль и обработку электронной копии ГТД, уведомлений о прибытии или оформлении грузов по ДКД/МДП и дополнительных документов к ним. То же касаемо оформления товаров на таможенном складе.
При этом все действия пользователя (таможенного инспектора) «АИСТ-М» протоколируются, накапливая информацию, которая впоследствии может быть проанализирована руководством.
Информационные технологии и программные продукты, что есть сегодня в таможне, во многом способствуют упрощению и ускорению процедуры таможенного оформления. Они сложнее, но специальной подготовки не требуют. Конечно, на практике они удобны в эксплуатации и надежно защищены от несанкционированных посещений. Вся информация конфиденциальна и не все таможенники имеют к ней доступ. С ними работают преимущественно те подразделения, что участвуют в процессе таможенного оформления. И самое важное – каждый из программных продуктов либо основан на аналитике, либо как следствие приводит к аналитической работе. То есть является инструментом аналитики и контроля.
Сейчас
изучают и внедряют программный продукт
«Автотранспорт. Контроль». Система предназначена
для автоматизированного сбора, обработки,
хранения, контроля состояний и других
данных транспортных средств, пересекавших
таможенную границу РФ. В ней аккумулируются
данные о транспортных средствах,
зарегистрированных в иностранном государстве
и временно ввезенных в РФ, перемещаемых
через границу как товар, размещенных
на СВХ. Здесь же контролируется и пересечение
границы РФ, и основное таможенное оформление
транспортных средств. И самое главное
с помощью этого программного продукта
можно узнать состояние транспортного
средства, в котором оно находится в зависимости
от оформленных таможенных документов.
Таким образом, сформируется общая база
данных. И вновь система позволяет
не только контролировать и учитывать,
но и анализировать обстановку в регионе
деятельности таможенного органа в части
оформления автотранспорта. На сегодня
это последняя новинка в таможне.
3. Пути модернизации
таможенной инфраструктуры
в рамках совершенствования
таможенной системы
России
В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.
При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Российской Федерации - значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.
С начала 2007 года в России введена новая форма ГТД/ТД, соответствующая единому административному документу. Это позволяет поставить вопрос о присоединении России к Конвенциям об упрощении формальностей в торговле товарами и об общей транзитной процедуре.
По
данным таможенной статистики в 2008 году
внешнеторговый
Рис.2 Динамика важнейших показателей внешней торговли
Российской
Федерации в 2007-2008 гг[www.customs.ru]
Экспорт
России в 2008 году составил 468,1 млрд.долларов
США и
по сравнению с прошлым годом увеличился
на 33,0%, в том числе
в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долларов
США (рост на
33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долларов США
(рост на 32,7%).
Рис 3.
Динамика, характеризующая российский
экспорт в 2007 и 2008 годах [www.customs.ru]
Импорт России в 2008 году составил 266,9 млрд.долларов США и по сравнению с 2007 годом вырос на 33,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 230,3 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 36,6 млрд.долларов США (рост на 22,5%).
Рис.4 Динамика,
характеризующая российский импорт в
2007 и 2008 годах [www.customs.ru]
С одной стороны это здорово, но в то же время автомобильные пункты пропуска на границах с государствами Евросоюза оказались неспособны переварить такой товарный поток. Проблема очередей была заострена ещё на хельсинском саммите Россия - ЕС в ноябре 2006 года. На этом же саммите Президент РФ поставил вопрос об электронном обмене данными между таможенными органами о товарах, поступающих на нашу территорию.[7]