Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА. 1 Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства………………………………………8
1.1 Экономическая безопасность государства и механизм государственного регулирования экономики……………………………..…….8
1.2 Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства…………………………………………………….…15
ГЛАВА. 2 Роль таможенного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………..20
2.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………..…20
2.2 Таможенный тариф во внешнеторговом регулировании………...22
ГЛАВА 3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы………………………….……….26
Анализ правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела………………...........................................................................................26
Основные направления действующего ТК ТС в РФ…………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....…..49
Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов [3, c. 1].
В укреплении экономической
безопасности Российской Федерации
принимают участие все органы
государственной власти, это одна
из их конституционных функций. В
компетенцию таможенных органов
входят такие вопросы экономической
безопасности России, как борьба с
контрабандой, незаконными валютными
операциями, нарушениями таможенных
правил, наполнение федерального бюджета
и осуществление мер
Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы [18, с. 28-31].
Экономическая безопасность
государства, его экономические
интересы и их защита имеют различные
аспекты: существуют, например, внутри-
и внешнеэкономические
Средства правового
Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения) [9, c. 4-12].
Т.е. таможенное регулирование,
применяемое таможенными
ГЛАВА 2. Роль таможенного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Основные методы
регулирования
Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов [17, c. 42].
Главная задача внешнеэкономической
политики является создание благоприятных
внешнеторговых условий для развития
промышленного производства внутри
страны. Существует следующая классификация
методов регулирования
Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.
Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы.
Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.
Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др.
Количественный контроль.
На ввоз и вывоз товаров
Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ.
Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности [1].
Оценивая таможенные политику
и методы регулирования
Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.
Таможенный тариф –
это систематизированный
Единый таможенный тариф-
свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, ввозимым на единую таможенную
территорию из третьих стран, систематизированный
в соответствии с единой Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности ТС
(ТНВЭД ТС)
Таможенный тариф содержит конкретные
ставки пошлин, которые прямо воздействуют
на цены импортируемых товаров, влияют
на уровень внутренних цен в стране, непосредственно
сказываются на результатах хозяйственной
деятельности предприятий.
Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет [6, c. 31].
Чем выше уровень экономического
развития страны, чем богаче и разнообразнее
система ее внешнеэкономических
связей, тем меньшую роль играют
в ее таможенной политике чисто фискальные
мотивы, тем больше эта политика
определяется комплексной стратегией
создания для национальной экономики
благоприятных условий развития
в настоящем и в будущем. И
как следствие усиление роли таможенного
тарифа и применение его в качестве
регулятора развития национальной экономики,
позволяющего, облегчая или затрудняя
ввоз в страну или вывоз из нее
определенных товаров, воздействовать
на торговые потоки, обеспечить сбалансированность
внешнеторгового обмена, сознательно
формировать хозяйственную
Импортный таможенный тариф
заслуженно считается основным инструментом
регулирования внешней
В последние десятилетия
значение тарифов падало по мере того,
как нарастали различные
В то же время опыт индустриализации
ряда стран свидетельствует, что
таможенный тариф может быть эффективным
орудием целенаправленного
Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.
Таможенный тариф
Фискальная
Торгово-политическая
Рисунок 1. – Функции таможенного тарифа
Характеристика данных функций такова:
Таким образом, таможенный тариф
является основным инструментом торговой
политики и государственного регулирования
внутреннего рынка товаров
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.
- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Многоплановость и
специфика влияния таможенного
тарифа на развитие
ГЛАВА 3. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
В этой связи приобретает
значение деятельности Таможенных органов,
как инструмента
За девять месяцев 2006 года таможенными органами возбуждено 2361 уголовное дело по преступлениям, отнесенным Законом к их компетенции, что на 20 % больше показателя аналогичного периода 2005 года.
По факту контрабанды (ст. 188 УК) возбуждено 1548 уголовных дел; 1 уголовное дело возбуждено по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст. 189 УК); 774 уголовных дела приходится на преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц (ст.194 УК); 38 уголовных дел возбуждено по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК).
По сравнению с январем – сентябрем 2005 года увеличилось число уголовных дел, возбужденных по ст. 188 “Контрабанда” на 17,5 %.