Роль таможенных органов в регулировании ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в осуществлении государственного регулирования играют таможенные органы, которые состоят из нескольких звеньев, каждый из которых на своем уровне исполняют определенные функции. Они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Цель данной работы состоит в том, чтобы узнать какую роль играют таможенные органы в регулировании ВЭД России в целом и в отдельном регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ……………………………………………………………………………...5
1.1. Механизм государственного регулирования ВЭД……………………..5
1.2. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД…………...10
1.3. Органы регулирующие ВЭД…………………………………………...13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЭД…….17
2.1. Характеристика таможенных органов………………………………....17
2.2. Методы регулирования ВЭД…………………………………………...21
2.3. Экономические проблемы и перспективы таможни………………….29
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЮМЕНИ...................................................................................................................34
3.1. Содействие ВЭД Тюменской таможней………………………………34
3.2. Обзор внешней торговли в зоне действия Тюменской таможни…….38
ЗАКЛЮЧНИЕ...……………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Роль таможенных органов в регулировании ВЭД.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

     Функции таможенных органов:

  • В первую очередь нужно отметить, что таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации.
  • Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона.
  • Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем.
  • Участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона.
  • Таможня применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности. Обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании.
  • Принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации.
  • Таможня реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля.
  • Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля. Выполняет функции агента валютного контроля.
  • Взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля.
  • Осуществляет экспортный контроль, в частности, контроль над перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (культурных ценностей).
  • Важной функцией таможни является борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. В соответствии с законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность.
  • Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания. Передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору.
  • Таможня осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями. Ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение.
  • Осуществляет контроль над соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществление оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении. Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.
  • Таможня участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;
  • Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность.
  • Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона.[4, С. 228-229]

 

      2.3. Экономические проблемы и перспективы таможни

     Права таможни

     Для реализации возложенных функций  таможня обладает правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации включая права:

     1.Издавать  в пределах своей компетенции  ненормативные правовые акты.

     2. Требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и функций.

     3. Взаимодействовать в пределах  своей компетенции с органами  государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

     4. Давать разрешение на помещение  товаров и транспортных средств  под определенный таможенный  режим. Производить таможенный  досмотр и осуществлять таможенный  контроль в иных формах. Использовать при этом все либо только достаточные формы таможенного контроля.

     5. Принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств. Давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.

     6. В таможенных целях брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу); разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, и другим органам государственного контроля брать пробы и образцы.

     7. Требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

     8. Идентифицировать: товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю; места, где  осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

     9. Проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.

     10. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле доступ должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

     11. Контролировать в пределах своей компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической деятельности.

     12. Назначать и проводить в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.

     13. Принимать в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

     14. Взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке.

     16. Получать в необходимых случаях от банков и иных кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

     17. Привлекать лиц к ответственности за нарушение таможенных правил. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, прекращать уголовные дела либо приостанавливать производство по ним.

     18. Изымать в соответствии с законодательством о таможенном деле товары, транспортные средства и иные предметы.

     19. Отменять или изменять в порядке контроля решения нижестоящих таможенных постов, а также принимать в отношении неправомерных действий или в отношении бездействия этих органов и их должностных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

     20. Рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров, в части соблюдения должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов законодательства России.

     21. Проверять деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, нижестоящих таможенных постов, получать от руководителей нижестоящих таможенных постов письменные объяснения и справки; опечатывать кассы, склады и иные помещения.

     Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать следующие:

  • Создание системы предварительного декларирования, смысл которой заключается в том, чтобы информация о предъявленных к оформлению товарах уже находилась в таможенном органе до их фактического оформления.
  • Использования механизмов валютного контроля, в частности, паспортов сделок для предварительного начисления таможенных платежей до момента оформления.
  • Внесение в документы данных, которые позволяют проверить законность таможенного оформления на любом этапе обращения товаров.
  • Широкое развитие институтов таможенных брокеров и превращение их в настоящих налоговых агентов по уплате таможенных пошлин.
  • Устранение легальных возможностей уклонения от уплаты таможенных платежей.
  • Расширение взаимодействия с таможенными органами стран отправления товаров, что позволит в кратчайшие сроки проверять заявляемую информацию.
  • Внесение изменений в российское законодательство об уничтожении мер наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей.

     Когда мы говорим о конкретных изменениях в сфере таможенно-тарифной политики, основное внимание следует сосредоточить  на двух аспектах. Прежде всего, надо устранить  возможности использования ставок таможенного тарифа, предназначенных для стимулирования ввоза отдельных товаров, недобросовестными участниками ВЭД. Необходимо расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.

     Введение  фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны. Еще одна необходимая мера – установление одинаковых ставок пошлин на товары, имеющие сходные характеристики. Это положит конец одному из самых распространенных на данный момент нарушений – заявлению однородных товаров в товарные позиции, на которые установлена более низкая ставка пошлины. Таможенная политика должна стать более гибкой и оперативной, чтобы быстрее реагировать на изменение экономической ситуации на рынках. Для этого следует использовать такие механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.

     Эффективной мерой может стать введение поощрительных  пошлин. Ставки таких пошлин устанавливаются  в размере 50% от ставок, предусмотренных  в тарифе, и применяются по решению  правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупным инвесторам, заключившим соглашения с уполномоченным государственным органом.

 

      ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  В ТЮМЕНИ

     3.1. Содействие ВЭД Тюменской таможней

     В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является ключевым фактором прогресса экономики. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области уделяет большое внимание развитию этого направления.

     В помощь предприятиям, осуществляющим экспортную деятельность,  по инициативе департамента в Тюмени открыт  «Региональный центр развития внешнеэкономической деятельности».

     В региональном центре ВЭД можно получить квалифицированные консультации по вопросам, связанным с осуществлением экспортно-импортных операций, адаптации к условиям членства России в ВТО,  получения права заниматься внешнеэкономической деятельностью, содействия в оформлении соответствующих документов для предоставления в таможенные органы,  в том числе:

  • таможенного оформления и порядка ввоза и вывоза товаров в различных режимах и уплаты таможенных платежей;
  • порядка определения и заявления таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров;
  • по кодировке товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
  • по иным вопросам, связанным с таможенной очисткой товаров, услуг;
  • ведения налоговой отчетности, по налоговому планированию, налогообложению и другим вопросам, связанным с внешнеэкономической деятельностью;
  • выбора оптимальных транспортных схем;
  • форм и порядка предоставления государственной поддержки предприятиям с указанием уполномоченного органа;
  • банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности;
  • страхования внешнеэкономических операций;
  • применения норм международного права;
  • сертификации;
  • государственной поддержке;
  • таможенным пошлинам основных стран-партнеров;
  • оказание помощи в преддоговорной работе;
  • содействие в поиске надежных партнеров для обратившихся предприятий;
  • осуществление  экспертизы внешнеэкономических контрактов, составление контрактов, в том числе на иностранных языках.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании ВЭД