Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение процесса таможенной службы Республики Беларусь.
Задачи настоящей курсовой работы:
изучение предпосылок создания таможенной службы Республики Беларусь;
изучение особенностей становления и создания таможенной службы Республики Беларусь;
определение характерных черт ее деятельности на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4
1 История становления таможенной службы на территории РБ……..…5-11
1.1 Предпосылки возникновения таможенного обложения и организации сбора таможенных пошлин в ВКЛ. Становление таможенной службы………………………………………………………………………5-6
1.2 Таможенная служба на белорусских землях в составе Речи Посполитой и Российской империи……………………………………………………….6-8
1.3 История таможенной службы в БССР……………………………………8-11
2 Таможенная служба РБ в 1991-2001 гг………..………………………12-17
2.1 Становление таможенной службы Республики Беларусь в 1991-1995 гг ……………………………………………………………………………….12-15
2.2 Направления деятельности таможенной службы Республики Беларусь в 1995-2001 гг…………………………………………………………………15-17
3 Деятельность таможенных органов РБ на современном этапе (2001-2010)…………………………………………………………………………18-28
3.1 Таможенная служба Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………..18-22
3.2 Международное сотрудничество таможенной службы Беларуси……22-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………30-31
В последней трети XVIII в., при императрице Екатерине II, границы Российской империи в результате разделов Речи Посполитой расширились далеко на запад, что потребовало создания новых таможен.
14 февраля 1773 г. вышел указ императрицы, и на новой границе, на присоединенных белорусских землях, были созданы Крейцбургская, Друйская, Вельская, Бешенковичская, Динабургская, Толочинская и другие таможни, а также Полоцкая, Дисненская, Рубежская, Друйская и иные таможенные заставы. В то время в штате пограничной таможни обычно состояли главный надзиратель (руководитель), надежной (его помощник), цолнер, кассир, ваг и штемпельмейстер, подканцелярист, 2 копииста, 3 досмотрщика, сторож, а также смотритель над объездчиками и 14 конных объездчиков. Таможне подчинялись четыре таможенные заставы, состоявшие из унтер-цолнера, копииста, досмотрщика, 6 конных объездчиков.
27 октября 1782 г. императрица Екатерина II издала указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Согласно ему, новая стража учреждалась в каждой западной приграничной губернии и находилась в ведении генерал-губернаторов, а таможенные сборы поступали в губернские казенные палаты. Во главе таможен ставились дистанционные надзиратели из отставных офицеров (по одному на каждые 50 верст границы), им подчинялись надзирательские дворы, а тем - посты, высылавшие до трех команд таможенной стражи (10-15человек).
Новым пограничным городом на западе империи стал Брест-Литовск, находившийся на оживленном Московско-Варшавском торговом тракте и судоходных реках Буг и Мухавец. В нем сразу была размещена таможня. Однако 26 сентября 1802 г. по указу императора Александра I таможню перевели в местечко Крынки, но через некоторое время возвратили в Брест-Литовск.
К
началу XX в. таможенная служба стала одним
из важнейших государственных институтов
Российской империи. Однако начавшаяся
в августе 1914 г. Первая мировая война превратила
процветавшее таможенное ведомство в
практически «безработное», так как 75%
западных, северных и южных приграничных
территорий России были охвачены военными
действиями.
1.3
История таможенной службы в БССР
После Октябрьской революции 1917 г. в сложнейших экономических и политических условиях таможенные учреждения продолжали выполнять свои функции уже в соответствии с требованиями новой власти.
Первым правительственным документом стало постановление от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров», позволявшее перемещение товаров через границу исключительно с разрешения Отдела внешней торговли Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКТиП). 29 мая 1918 г. вышел Декрет СНК Советской России «О таможенных сборах и учреждениях», ставший точкой отсчета деятельности советской таможенной службы. Сбор таможенных пошлин объявлялся прерогативой центральной государственной власти и осуществлялся Департаментом таможенных сборов Народного комиссариата по финансовым делам (ДТС НКФД). 29 июня 1918 г. ДТС, переименованный в Главное управление таможенного контроля (ГУТК), переходит в подчинение НКТиП. Таможенное ведомство фактически перестало выполнять фискальные функции и стало органом надзора за соблюдением государственной монополии внешней торговли.
В период «военного коммунизма», гражданской войны и иностранной военной интервенции таможенное ведомство вообще планировалось упразднить «за ненадобностью». ГУТК было реорганизовано в Отдел тамконтроля в составе Материально-технического управления НКТиП. Ситуацию спасла новая экономическая политика, необходимость которой в условиях восстановления разрушенного войнами государства была очевидна.
В начале марта 1921 г. на базе Смоленского таможенного округа организовывается Отделение таможенного контроля при уполномоченном Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) Советской Белоруссии.
На новой линии западной границы появились тамнадзоры в Койданаво, Слуцке, Житковичах, Изяславле. В том же году отделение было ликвидировано, и часть таможенных специалистов вошла в состав Транспортно-материального отдела Уполномоченного НКВТ при СНК БССР.
В итоге на май 1922 г. в округе дислоцировались управление округа в Витебске, пограничный таможенный надзор в Себеже, Дриссе, Полоцке (ранее в Лепеле), Койданово, Слуцке, Житковичах и Изяславле. Кроме того, в Минске работал транспортно-материальный отдел Уполномоченного НКВТ при СНК БССР, с 12 января 1922 г. имевший таможенный отдел. 11 января 1922 г. была открыта внутренняя Минская таможня.
Переход к НЭПу, установление торгово-экономических связей заставило руководство страны по-новому посмотреть на место и роль таможенных органов. Подписание 16 января 1920 г. Советской Россией с БССР торгового договора было равносильно заключению таможенного союза. Вхождение БССР в 1922 г. в состав Союза ССР окончательно юридически закрепило статус таможенных учреждений как общесоюзных.
В начале 1920-х гг. в таможенной сфере проходила активная организационная работа. В декабре 1921 г. приказом НКВТ было учреждено Главное таможенное управление, а 31 марта 1922 г. СНК РСФСР - «Временное положение о местных таможенных учреждениях». С 17 мая 1922 г. на территории БССР был образован Западный таможенный округ (ЗапТО).
В середине 1920-х гг. обычная таможня состояла из административно-хозяйственного отдела, досмотрового, пакгаузного (склад), бухгалтерии, кассы и конфискационной части. На Минской таможне, кроме того, имелось почтовое отделение.
Эффективную деятельность таможенных учреждений ослаблял низкий уровень квалификации сотрудников. В связи с этим с 1 ноября 1923 г. при Минской таможне открылись 3- месячные таможенные курсы-лекции. В связи с активизацией борьбы с контрабандой 16 июня 1925 г в Пуховичах открылись курсы проводников служебно-розыскных собак.
В 1924 г. вышел Таможенный устав СССР, a 19 декабря1928 г его заменил первый советский Таможенный кодекс. В этот период продолжились структурные изменения советской таможенной системы. Весной 1927 г. в Беларуси действовало 6 таможен: Бигосовская, Фариновская, Минская, Радошковичская, Негореловская и Житковичская.
Во второй половине 1930-х гг. были ликвидированы практически все таможенные учреждения на территории БССР. 5 февраля 1938 г. ликвидирован и Аппарат уполномоченного по борьбе с контрабандой в г. Минске.
В Западной Беларуси, присоединенной с 1921 г. по итогам Рижского мира к Польше, функционировали польские таможенные органы. 17 сентября 1939 г. в условияхвойны Польши с Германией советские войска заняли Западную Беларусь. Польская таможенная администрация на пограничных таможнях была упразднена.
9
сентября 1982 г. было утверждено
Положение о таможнях и
24
ноября 1982 г. был принят «Закон
о Государственной границе
5 мая 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Таможенный кодекс Союза ССР. Он определял три главные задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли; совершение таможенных операций; борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.
Важным событием в истории белорусской таможенной службы стало создание 27 апреля 1990 г. Белорусского управления ГУ ГТК СССР.
Бел управление ГУ ГТК начало активно развиваться. 15 июня 1990 г.
Новый Таможенный кодекс СССР (1991 г.) существенно отличался от предыдущего. Согласно ему, непосредственное осуществление таможенного дела возлагалось на таможенные органы СССР, представляющие собой единую общесоюзную систему: центральный орган - Таможенный комитет СССР (ТК), региональные таможенные управления (РТУ), таможни.
Решением Совета Министров СССР от 12 февраля 1986 г. было образовано Главное управление Государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров.
20 сентября 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь «в целях обеспечения политической и экономической самостоятельности Республики Беларусь, усовершенствования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела в республике» Постановлением № 1101-XII «О таможенной службе Республики Беларусь» постановил «преобразовать Белорусское управление Государственного таможенного контроля СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, подчинив ему таможенные органы СССР, расположенные на территории республики».
Всего на май 1993 г. в Беларуси имелось 20 таможен. Это было наибольшее количество таможен за весь новейший период истории Беларуси.
Ряд существенных изменений произошло в 1994 г., когда Президент Республики Беларусь впервые утвердил «Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», определив его главные задачи, структуру и правоохранительный статус.
Как мы убедились, на белорусских землях еще в древности, в средние века, была достаточно хорошо организована торговля, что явилось предпосылкой появления и становления таможенной системы. А1990-е годы стали фундаментом создания национальной таможенной службы Республики Беларусь [7].
II. Таможенная служба
Республики Беларусь
в 1991-2001 гг.
2.1. Становление таможенной службы Республики Беларусь в 1991-1995 гг.
В апреле 1990г. приказом ГУ ГТК СССР было создано Белорусское управление ГУ ГТК (БУ), состоявшее из 4 таможен: Брестской, Гродненской, Минской и таможни «Западный Буг» - общей численностью около 1500 человек. Однако вскоре, 27 июля 1990 г., Верховный Совет (ВС) БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, а через год, 20 сентября 1991 г., Верховный Совет Республики Беларусь постановлением № 1101-ХII «О таможенной службе Республики Беларусь» преобразовал БУ ГТК СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК РБ) с подчинением ему таможенных учреждений СССР, расположенных на территории республики. Исполняющим обязанности Председателя Государственного таможенного комитета был назначен бывший начальник БУ ГТК П.В. Кречко. С этого дня таможенная служба Беларуси открыла новую страницу своей истории.
28 ноября 1991 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь (СМ РБ) было утверждено Временное положение о ГТК, ставшем центральным таможенным органом Беларуси. Были определены главные задачи комитета:
1) организация и осуществление таможенного дела в республике;
2) обеспечение в пределах своей компетенции надежной экономической безопасности РБ;
3) своевременное и полное внесение в бюджет таможенных пошлин;
4) организация
и ведение таможенной
В конце 1991 г. начался и процесс создания таможенной инфраструктуры. На границе Беларуси с Латвией и Литвой ГТК совместно с КГБ, Главным управлением погранвойск при Совете Министров и МВД республики стал разворачивать временные пункты пропуска. 18 ноября 1991 приказом еще существовавшего Таможенного комитета СССР на прибалтийском участке госграницы были созданы последние советские таможни: Браславская, Верхнедвинская, Вороновская, Островецкая, Ошмянская и Поставская.
27 февраля 1992 г. СМ РБ утвердил структуру центрального аппарата
ГТК: управление организации таможенного контроля и борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; экономическое управление; управление капстроительства и эксплуатации таможенных учреждений; техническое управление; управление делами; юридический отдел; отдел тарифного регулирования таможенных доходов и платежей и отдел кадров.
13 марта 1992 г. постановлением ВС РБ был введен в действие Закон «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь». В результате была создана единая таможенная система, включавшая ГТК, региональные таможни, таможни и таможенные посты. Тогда же белорусским парламентом была одобрена и «Концепция таможенной политики».
В том же году, с учетом позитивного опыта Таможенного кодекса ЕС началась разработка первого белорусского Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».
Нужно отметить, что таможенное законодательство РБ сразу начало развиваться в русле гармонизации и унификации с международными нормами и стандартами при непосредственном участии самой республики в международном сотрудничестве в этой области, ставшей в 1993 г. членом Совета таможенного сотрудничества.
10 марта 1992 г. была создана Минская центральная таможня, основной задачей которой было таможенное оформление и таможенный контроль имущества дипломатических и иных представительств иностранных государств и международных организаций и лиц, пользующихся таможенными льготами, а также грузов, поступающих по линии гуманитарной помощи. 27 октября 1992 г. Гродненская и Минская таможни преобразовываются в региональные (ГРТ и МРТ). В зоне ответственности МРТ оказались таможенные учреждения Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей. К ней в подчинение переходили Браславская, Верхнедвинская и Поставская таможни, а также новые тампосты: Бобруйский, Солигорский, Молодечненский, Мозырский и др.
Информация о работе Создание таможенной службы Республики Беларусь