Сущность системы национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать историю возникновения и развития национального счетоводства, сущность и методологию его формирования.

Содержание

Введение
Глава I Сущность системы национальных счетов
1.1 История возникновения и развития национального счетоводства
1.2 Сущность, структура и задачи системы национальных счетов
1.3 Современные проблемы формирования Российской системы национальных счетов
Глава II Методология составления и формирования национальных счетов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

6. Статистическим (актуализация единого  государственного регистра предприятий  и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и  методов сбора внешних и внутренних  источников данных, их обобщения  и разработки новых источников  данных с использованием новых  методов, отвечающих требованием  построения системы национальных  балансов).

Все эти проблемы взаимосвязаны  между собой, так как, например, изменение  концепции развития национальной экономики  предполагает изменение социально-экономической  организации общества, механизма  функционирования самой хозяйственной  системы и так далее.

А теперь можно перейти к более  подробному рассмотрению этих проблем.

Концептуальные проблемы

Концептуальные проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики сводятся к:

1. Определению границ производственной  деятельности в условиях рыночной  модели хозяйствования;

2. Разработка основных концептуальных  положений дальнейшего развития  национальной экономики и определению  в соответствии с этим состава  системы основных показателей  социально-экономического развития  национальной экономики;

3. Разработке основных принципов  формирования российской системы  национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институциональных секторов экономики  в целом по экономики в целом  по экономике; обоснованность  расчета макроэкономических показателей,  обусловленная взаимосвязью показателей  и инструментов и параметров  государственной социально-экономической  политики в разрезе всех ее  направлений);

4. Разработке основных принципов  функционирования российской системы  национальных балансов;

5. Определению основных направлений  развития СНС в соответствии  с учрежденным вариантом развития  национальной экономики в перспективе;

6. Разработка основных принципов  формирования сценарных условий  прогноза;

7. Разработке основных принципов  формирования системы макроэкономических  показателей в отчетном и прогнозном  периодах, действующих на основе  инструментов и параметров различных  направлений государственной социально-экономической  политики;

8. Разработке основных принципов  формирования краткосрочного, среднесрочного  и долгосрочного прогнозов с  использованием различных направлений  государственной социально-экономической  политики, их инструментов и параметров;

9. Соответствию концептуальных  положений форсирования российской  системе национальных счетов  основным концепциям СНС ООН  1993 г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.

Теоретические проблемы

Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических концепций  формирования Российской СНС, механизма  ее функционирования и определения  границ действия.

Национальные счета имеются  почти во всех капиталистических  государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий.

Поэтому СНС капиталистических  стран (в частности Франции) ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и  условий реализации продукта.

В связи с этим в настоящее  время главным содержанием национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат потоки доходов. Другие аспекты экономического анализа, например рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых  производственных связей или финансового  оборота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации  и его влияния на экономическую  жизнь, носят несколько обособленный характер.

Однако несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты анализа и прогноза, национальное счетоводство развивается именно в этом направлении.

В России в соответствии со сложившейся  практикой статистического учета  и прогнозирования, основанной на концепции  К. Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание всегда уделялось  производству, движению материального  продукта, показателями межотраслевого баланса (МОБа), а также показателям баланса воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства.

И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно  лишь то, что произведено.

В процессе перехода на новый метод  описания экономики частично эти  данные были утрачены. Однако, учитывая накопленный опыт за многие годы социалистической системы хозяйствования, было бы неразумно  отказаться от этих показателей при  формировании российской СНС.

Теоретические проблемы заключаются  также в традиционном макроэкономическом сопоставлении статистических и  динамических связей (отчет и прогнозирование) определенного комплекса экономических показателей и их взаимосогласованности.

Исходя из вышеизложенного можно  заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом в настоящее время  сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной  системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений государственной  социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Целостность состоит в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа и предвидения  происходящих изменений во всех сферах и институциональных секторах экономики.

Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной  политики осуществляется как по институциональным  секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается  на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей  системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов.

Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах методологических подходов, позволяющих связать экономику и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния.

Взаимосвязь и взаимовлияние показателей  целостной системы балансов обусловлены  использованием методологии расчета  показателей , опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования инструментов и параметров различных направлений осуществляемой Правительством государственной политики.

Отсюда следует, что теоретические  проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми  проблемами, методологическими и  другими.

Статистические проблемы

Переходность форм отношений (специфика  форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности  старого и нового, а также выражение  противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических  отношений переходного общества, создает определенные сложности  органам госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для построения СНБ по полной схеме и органам прогнозирования для разработки всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития России на перспективу.

Одной из важных проблем, связанных  с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в  России, является перестройка ранее  существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Это  связано с происходящими в  стране экономическими реформами и  необходимостью обеспечения соответствия между функционировавшей ранее  системы статистической информации и охватом статистическим учетом появившихся новых институтов и  форм хозяйствования для формирования для формирования качественной информационной базы статистики, в полной мере отвечающей новым требованиям современной  экономики.

Существовавшая ранее информационная база государственной статистики основывалась на системе обязательной статистической отчетности, организованной как часть административной системы управления экономикой, и была сосредоточена на производстве и распределении материальных ресурсов. Финансовый блок и блок показателей счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса практически выпадали из поля зрения органов государственной статистики и прогнозирования в связи с ограниченной ролью финансовых институтов.

Однако некоторая информация о  финансовых операциях имелась в  таких разделах БНХ, как сводный  финансовый баланс (баланс производства, потребления, перераспределения и  конечного использования валового общественного продукта и национального  дохода), баланс денежных доходов и  расходов населения, и в финансовой статистике.

Быстрые изменения институциональной  структуры национального хозяйства, отсутствие надлежащей законодательно-правовой базы статистики, как следствие –  значительное изменение масштабов  теневой экономики в условиях переходного периода и неспособности  прежней статистической системы  выполнять новые функции потребовали  введения изменений в процедуру  охвата и методы сбора внутренних и внешних источников данных.

Логическим продолжением работ  по совершенствованию информационной базы статистики является разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего  информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию  независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и  видов деятельности, а также сведения о местоположении (юридическом и  физическом) хозяйственных единиц, отнесении их к определенной отрасли  народного хозяйства, численности  ППП, показатели валового выпуска, а  также ряд учетных данных предприятий, являющихся составной частью более крупных единиц.

Также, в целях управлениями обследованиями, регистр предполагает вести учет о статусе участия предприятия  в каждом экономическом обследовании Госкомстата РФ и по необходимости содержать информацию о степени полноты ответов по вопросам обследования.

Сложность состоит в получении  необходимой информации для создании компьютеризированной системы, охватывающей 89 региональных управлений Госкомстата РФ и согласованного управления всеми субрегистрами.

Кроме того, немаловажное значение имеют  проблемы отражения в учете связей головных предприятий с их филиалами, расположенными в различных областях и осуществляющими единую хозяйственную  деятельность.

Поэтому для того, чтобы можно  было производить региональные обследования без особых трудностей, необходимо иметь и использовать информацию не из общего государственного реестра, а с мест.

Несоответствие общегосударственного и региональных регистров влечет проблемы подготовки вспомогательных  данных для СНС в результате возможно дублирование или пропуска данных о  предприятиях.

В перспективе предполагается использование  государственного регистра как полного, регулярно актуализируемого многоцелевого  регистра с разветвленной структурой субрегистров, которая наряду с учетной функцией позволит проводить выборочные обследования, осуществлять накопление и предусмотрение пользователям необходимой информации о деятельности предприятий различных отраслей.

Сегодня в целом разработан весь комплекс организационно- методологических и программно-технологических средств с применением пересмотренных классификаторов технико-экономической и социальной информации, необходимых для ведения ЕГРПО по полной программе.

Внедрение их в промышленную эксплуатацию позволит обеспечить учет всех хозяйствующих  субъектов изменений, происходящих в экономике.

Составной частью ЕГРПО является АБК. Он создается для обеспечения  информационно-технологического взаимодействия классификаторов разных категорий и их ведения на базе информационно вычислительной сети Госкомстата России, содержащей распределенный автоматизированный банк классификаторов и территориальные банки для сбора, обработки и хранения статистических данных.

При переходе на СНС встал вопрос о несоответствии данных существующих форм отчетности с определениями  новой системы, что послужило  причиной разработки и внедрения  отечественной системы классификаций  и кодирования (ЕСКК). Данная система является важной составной частью реформирования российской статистики, так призвана обеспечить сопоставимость и достоверность данных, осуществлять адаптацию общероссийских классификаторов к современным условиям и широко использовать международные стандарты в этой отрасли.

Информация о работе Сущность системы национальных счетов