Таможенная политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: рассмотрение таможенной политики России в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие «таможенная политика» и его особенности;
- рассмотреть цели, методы ее осуществления, этапы формирования таможенной политики;
- рассмотреть субъекты и структуру таможенной политики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенной политики в РФ……………..5
1.1. Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования……………………………………………………………………..5
1.2. Субъекты и структура таможенной политики…………………………15
Глава 2. Стратегия развития таможенной политики РФ………………….19
2.1 Анализ основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год...........................................................................................................................19
2.2. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов………………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиография………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Таможенная политика.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов [21].

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта [8, c.276].

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны [25, c.145].

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура  таможенного оформления и таможенного  контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Таможенная политика должна быть: относительно стабильна  и предсказуема; прозрачна для  деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается – оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности [22, с. 290].

Основными этапами формирования и реализации являются:

  1. Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.
  2. Реализация и мониторинг, осуществление мероприятий по разрешению проблем, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или иных мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.
  3. Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности реализуемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также последствий продолжения ее осуществления с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.

Оценивая уровень разработанности  таможенной политики Российской Федерации  в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, в частности  в сфере внешней торговли, т.е. за последние десять лет, следует  отметить, что ее направленность и ориентация, а также механизмы и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выжать" максимум денег для наполнения федерального бюджета, без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и физический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные "ворота", а за рубежом оседают значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая политики остается неразвитой, ориентированной на преследование, а не на предупреждение и предотвращение нарушении таможенных правил. Существенным является также то, что реализуемая таможенная политика живет своей жизнью, а таможенное ведомство своей. Они практически оторваны друг от друга. Формированием, введением и отменой таможенных пошлин, составляющих основные экономические инструменты таможенной политики, занимается узкий круг высокопоставленных чиновников Минторга, Минэкономики, Минфина при участии ГТК под эгидой соответствующей правительственной комиссии, т.е. таможенные пошлины формируют, вводят, отменяют, организуют взимание и одновременно взимают органы исполнительной власти [1, c.126].

Принимая во внимание направления генезиса и эволюции, особенности исторического опыта  отечественной таможенной политики, а также специфику того внешне- и внутриполитического положения, в котором оказалась Россия, можно  более четко определить те рамки, в которых развертывается таможенная политика в нашей стране, а также те задачи, которые стоят перед ней в современных условиях. При определении влияния глобального контекста развертывания таможенной политики России на ее содержание целесообразно рассмотреть характер данного влияния на нескольких уровнях. Во-первых, следует принимать во внимание внешне- и внутриэкономическое положение страны (таможенная политика – составная часть государственной экономической политики). Во-вторых, следует учитывать необходимость выбора внешнеполитической стратегии государства.

На данный момент таможенная политика нашей страны развивается  во многом в традиционном русле, в  связи с чем можно констатировать определенный недоучет этих проблем  и вызовов. Соответственно, принимая во внимание и исторический опыт, и современные реалии, ключевой проблемой таможенной политики России в настоящее время, является правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Государственное регулирование должно привести к оптимальным результатам в таком выборе. Необходима предельная концентрация политической воли и материальных ресурсов на ряде направлений, где у России имеются серьезные научно- технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках [3].

Кроме того, как показывает анализ специфических черт таможенной политики современной России, взявшей курс на построение сильного экономического общества как «главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы», в первую очередь можно выделить такие приоритеты, как:

1) открытость таможенной  политики (открытое обсуждение всех  основных мероприятий таможенной  политики Российской Федерации);

2) равенство участников  таможенной сферы деятельности (таможенная  политика должна в равной степени учитывать законные интересы всех участников таможенной сферы деятельности независимо от их финансового потенциала, формы собственности, государственной принадлежности);

3) поддержка мероприятий  таможенной политики со стороны  государства (таможенная политика Российской Федерации должна иметь преимущественно государственные источники финансирования своих основных мероприятий, что позволит избежать субъективных трактовок общественно значимых целей таможенной политики, зависимостипроцесса ее реализации от текущей конъюнктуры, узкокорпоративных интересов). [4, с.108]

Основными задачами таможенной политики России, которые поставлены перед ней глобализацией в  целом и местом России в глобализационных процессах в частности, можно  считать:

- защиту экономического  суверенитета России и национальной  безопасности в целом; осуществление  продуманной таможенной политики  на путях построения суверенной  демократии; защиту и реализацию  национальных интересов России;

- обеспечение участия  нашей страны в международных экономических отношениях;

- реализацию национальных  приоритетов внутренней политики; осуществление региональной политики, стимулирование развития регионов, региональной инфраструктуры, обеспечение  сокращения регионального неравенства;

- решение существующих проблем таможенной системы России (проблемы технического характера – нехватка необходимого оборудования, необустроенность границ; проблемы, обусловленные «человеческим фактором» – нехватка кадров, коррупция).

Последние события («пятидневная война» в Южной Осетии, пересмотр позиции России по отношению к ВТО, мировой финансовый кризис и т.д.) с необходимостью подталкивают российскую элиту к формированию четкой и взвешенной государственной политики по всем ключевым направлениям, причем торговая и таможенная политика занимают среди них отнюдь не последнее место. При формировании таможенной политики в условиях обострения отношений между Россией и Западом, с одной стороны, и рядом стран ближнего зарубежья, с другой, в условия мирового экономического кризиса следует принимать во внимание то, что:

- особенности таможенной  политики требуют отношения к  ней как к определенной сфере  деятельности политических институтов  общества, его граждан, причем  самостоятельной и самоценной (тогда  как по большей части преобладает отношение к таможенной политике как к средству решения тех или иных внутри- и внешнеполитических проблем);

- таможенная политика  должна быть сферой прежде  всего государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на двух уровнях – федеральном и региональном;

- таможенная политика  должна вырабатываться с учетом  интересов субъектов Федерации  и должна быть направлена на  оптимизацию отношений между  ними;

- федеральные органы  власти должны оставлять часть  таможенных платежей субъекту Федерации [11, с. 104].

Таким образом, последние два принципа особенно актуальны в условиях мирового кризиса, их реализация может способствовать смягчению его негативных последствий как для отдельных отечественных производителей, так и для целых регионов страны.

 

1.2. Субъекты и структура таможенной политики

К субъектам таможенной политики относятся законодательные  и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.

К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся:

А. Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).

Б. Специальные государственные  органы:

1. Министерство торговли  РФ и институт уполномоченных Минторга в регионах, в функции которых входят:

  • государственное регулирование ВЭД (формирование нормативно-правовой базы, организация импортных поставок для государственных нужд, контроль за обеспечением государственных интересов);
  • координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);
  • оценка состояния и прогноз ВЭД;
  • создание благоприятного режима для внешнеэкономического сотрудничества.

2. Министерство экономики  РФ

3. Министерство финансов РФ

4. Министерство науки и технологий  РФ

5. Министерство транспорта РФ

6. МПС РФ

7. Государственный таможенный комитет РФ и его система

8. Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю (контроль  лицензирования и аудиторские  проверки).

В. Содействующие организации:

1. Торгово-промышленная палата  с входящими в нее региональными  отделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешнеэкономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский банк реконструкции и развития.

3. Ассоциации делового сотрудничества  с зарубежными странами.

Информация о работе Таможенная политика России в современных условиях