Таможенная политика и таможенные пошлины РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..….6
1.1. Теоретические основы таможенной политики………………………….….6
1.2. Функции и субъекты таможенной политики………………………….…..10
Глава 2. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.……18
2.1. Сущность таможенной пошлины…………………………………..……...18
2.2. Таможенный тариф…………………………………………………………20
Глава 3. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА НА АВТОМОБИЛИ………...……31
3.1.Таможенные платежи на транспортные средства, ввозимые физическими лицами………………………………………………..…………………………31
2.2. Пример расчета таможенной пошлины…………………………………39
Заключение …………………………………………………………….………..41
Библиографический список…………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

1 ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА И ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА - КУРСОВАЯ РАБОТА-.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

- скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ.

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Таможенное регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным. Следует привести таможенные процедуры в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов таможенного оформления и контроля, сокращения дифференциации штрафных санкций.

В связи с этим большое внимание должно быть уделено более детальной отладке таможенно-контрольных инструментов, так как от надежности их функционирования в значительной мере зависят результаты экономической деятельности. Однако в современном обществе всё более значительной становится тенденция к росту таможенных правонарушений, что снижает экономическую безопасность страны.

Таможенные органы призваны выявлять и предотвращать нарушения таможенных правил. Основными способами совершения таможенных правонарушений, наносящих наиболее серьезный ущерб экономической безопасности государству, являются недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, а также их перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля.

В I полугодии 2000 г. таможенными органами Южного региона выявлено 9 157 нарушений таможенных правил (НТП), что на 9 % меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, заведено 4 030 дел о НТП и составлено 5127 актов (44 и 56% в общем числе НТП соответственно).

Учитывая правовой вакуум, создавшийся из-за отсутствия в настоящее время законодательных актов, регламентирующих судебную процедуру рассмотрения дел о НТП и наложения судами взысканий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, недостаточные численность и подготовленность (в плане владения спецификой таможенного дела) судейского корпуса, а также крайне низкий процент реального взыскания денежных средств по иным, нежели конфискация, видам санкций (8,6 %), возможно спрогнозировать резкое уменьшение сумм, поступающих в федеральный бюджет от таможенных органов в результате их деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений.

Не менее опасна коррупция в органах таможенного управления, которая чревата целым рядом негативных последствий. Отечественный производитель, стремящийся расширить рынок сбыта своей продукции до мирового уровня и столкнувшийся с коррумпированностью работников таможенной службы, неформальные расходы, которые ему приходится осуществить на подкуп, относит на издержки, что неизменно повышает цену экспорта. Как следствие, падает конкурентоспособность продукции на мировом рынке и снижается спрос на нее. Это ведет к сокращению экспорта, а, значит, и к некоторому падению отечественного производства и, соответственно, объема ВВП. Кроме того, снижаются тарифные поступления от экспорта – один из основных источников формирования доходной части бюджета.

Проблемы эффективного таможенного контроля непосредственно связаны с соблюдением правил доставки товаров от границы до таможенных органов назначения, с несовершенством процедуры представления товаров и транспортных средств в местах доставки для таможенного контроля. Количество складов временного хранения и таможенных складов должно быть сокращено с одновременным радикальным повышением технических требований к складам, заключающихся в обязательном оснащении их современной досмотровой техникой, высокоточными измерительными приборами большой производительности, компьютерной системой учета товаров, подключенной к локальной сети таможенного органа, модемными каналами связи, наличии достаточных для проведения таможенного оформления площадей.

Следует формализовать процесс выборочного контроля, т.е. процесс выбора объектов полного досмотра. При этом необходимо осуществить специализацию складов временного хранения, таможенных складов и таможен. Важным направлением является профессионализация процесса таможенного оформления.

Для усиления контроля над повсеместным соблюдением таможенных процедур за счет упрощения процедур следует значительно увеличить численность рядового инспекторского состава и правоохранительного блока таможни за счет сокращения административных должностей. Важным шагом в процессе упрощения таможенных процедур могло бы быть введение института “добросовестного участника внешнеэкономической деятельности”, по отношению к которым таможенные органы могут применять упрощенную процедуру досмотра.

Т.о., таможенное регулирование так или иначе сказывается на свободе обмена, отражаясь в величине трансакционных издержек как в легальном, так и теневом секторах. Снижение таможенных пошлин и ликвидация дискриминирующих протекционистских мер еще не являются залогом повышения экономической эффективности национальной экономики. Здесь уместно привести замечание М. Олсона о том, что большинство количественных исследований выигрыша от более свободной торговли, как и потерь от монополии обычно обнаруживают гораздо меньшие эффекты, чем экономисты ожидают. Стратегия более открытой или протекционистской экономической политики должна учитывать институциональную структуру национальной экономики, а также структуру внешних экономик, включенных в международные отношения. В противном случае открытость экономики может привести к консервации эволюционных институциональных преобразований взамен импорта институтов, что, в частности, может привести к разрастанию неформальных экономических отношений и теневого сектора.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.      Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2.      Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.

3.      Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.

4.      Таможенное законодательство. СЗА -М., 1994 г.

5.      Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2,

6.      Бахин С.В. Международная составляющая правовой системы России // Правоведение. 2007. N 6.

7.      Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. –М.: Книга и бизнес, 2001

8.      Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 1993 г.

9.      Габричидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г.

10. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 1998

11. ЕврАзЭС: правовые проблемы формирования общего рынка и перспективы интеграции правовых систем // Доклад Евразийского научно-исследовательского центра сравнительного и международного финансового права. Екатеринбург: Изд. дом "Уральская государственная юридическая академия", 2007. 46 с.Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России».

12. Ванин М. Переходный период российского импорта // Ведомости. № 41 (364). 7 марта 2001г.

13. Вобликов В.Ю. Таможенная политика России и интеграционные процессы на постсоветском пространстве // Вобликов Виктор Юрьевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, лауреат конкурса "Новые имена в публично-правовой науке - 2008" (3-е место).

14. Экономика таможенного дела / под ред, И.А. Малмыгин.- М.: РИО РТА, 2004

15. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. –С Петербургский филиал РТА, 1996. –56с

16. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова.-М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004

17. Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России// Внешняя торговля.—2003.-№4-6.—С. 34-36.

18. Овчинников, С. Н. Материалы региональной научно практической конференции, 29 ноября 2003 г. - Владивосток : Издательство ВГУЭС, 2004. - С. 105 – 109

19. Таможенное право России. Курс лекций Косаренко Н.Н. 2005

20. Программа и рекомендации Двенадцатого Российского экономического форума "Развитие экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС" (Екатеринбург, 18 - 19 мая 2007 г.). С. 7 - 11.

 

7



Информация о работе Таможенная политика и таможенные пошлины РФ