Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат
Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.
Содержание
Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.
Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в том, что ВЭД осуществляется не на межгосударственном уровне, а на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, именуемыми участниками ВЭД. Участники ВЭД (предприятия, организации, учреждения, физические лица) различаются по их регистрации, организационно-правовой форме, количеству, территориальному нахождению, содержанию деятельности, и т.д. Так, например, в зависимости от соотношения к государственной принадлежности и территории нахождения участники ВЭД могут быть квалифицированы в качестве резидентов и нерезидентов. Участники ВЭД имеют полную самостоятельность в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуре экспортируемых или импортируемых товаров и услуг, цены и стоимости контракта, сроков и объемов поставок, формы расчетов и т.п.
Таким образом, внешнеэкономические связи относятся к уровню как бы макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность – к микроуровню (уровню отдельных предприятий и фирм).
В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность, под которой следует понимать предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Внешнеторговые операции представляют собой комплекс как основных, так и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи товаров, технологий, услуг.
К основным внешнеторговым операциям относятся экспортно-импортные операции, т.е. операции, направленные на продажу какого-либо товара, технологии и услуг иностранному партнеру с последующим вывозом из страны для передачи их в собственность иностранному покупателю (экспортные операции), либо связанные с закупкой у иностранного партнера и ввозом в страну иностранных товаров, технологий или услуг для последующей их реализации на внутреннем рынке (импортные операции).
К разновидности экспортно-импортных операций основного характера относятся также реэкспортные (обратный вывоз ранее ввезенных из-за границы товара без какой-либо его там переработки). Подробно об этих операциях идет речь в главе 3 в разделе «Виды таможенных режимов».
К обеспечивающим внешнеторговым операциям принято относить всевозможные транспортные, страховые, финансово-расчетные, таможенные операции, а также подачу заявки на торговую марку и оказание посреднических услуг по доставке грузов, по проведению рекламных компаний и др.
Многообразие внешнеторговых операций в мировой торговле зависит от следующих факторов:
При этом внешнеторговые сделки могут заключаться как напрямую между экспортером и импортером, так и через специализированные посреднические фирмы.
Неотъемлемым атрибутом ВЭД является международный контракт. Под международным (внешнеторговым) контрактом следует понимать договорное соглашение между двумя и более сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества товаров (работ и услуг) на заранее согласованных условиях. Внешнеторговый контракт, чтобы быть официально признанным в качестве такового, должен содержать ряд обязательных атрибутов и разделов, расположенных в определенной последовательности. Требования к оформлению внешнеэкономических контрактов представлены в письме ЦБ РФ от 15 сентября 1996 года №300 « О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».
При заключении внешнеторгового договора очень важно определить базисные условия поставки и разделить обязанности сторон. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в странах-контрагентах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для устранения подобных проблем Международная торговая палата впервые в 1936 г. опубликовала международные правила толкования торговых терминов, известных как Инкотермс 1936. Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 г. с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой. Современные правила называются ИНКОТЕРМС 2000.
Все термины в ИНКОТЕРМС разделены на четыре категории, начиная со случая, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы "Е" - E term - EX works), согласно терминам второй группы продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы F - FCA, FAS и FOB), согласно терминам третьей группы "С" продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара (термины группы C - CFR, CIF и CIP) и, наконец, термины группы D, согласно которым продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения иных мер обеспечивает защиту российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, а также пополнение доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Одним из важнейших законов в Российской Федерации является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.
В данном законе раскрываются основные понятия, используемые во внешнеторговой деятельности и принципы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации, к которым относятся:
Данный закон определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, методы ее регулирования (таможенно-тарифные и нетарифные), запрещение иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Система государственного регулирования включает в себя:
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, согласно ч.1 ст.12 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) осуществляется посредством:
Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности (таможенным делом в современной трактовке) следует понимать сферу деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений, связанных с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля.
Методы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности основаны на использовании влияния ценового фактора на внешнеэкономический оборот. Это влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности тесно связано с понятием «таможенное дело» и включает в себя те его институты, которые непосредственно связаны с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В таможенном деле применяются меры таможенного тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации.
Запреты – это возложение прямых юридических обязанностей на субъекты ( в основном это касается участников ВЭД, но в ряде случаев – и должностных лиц таможенных органов) не совершать тех или иных строго оговоренных действий, если они стали причастны к условиям, предусмотренным правовой нормой (например, запрет для участников ВЭД на пользование транспортными средствами, таможенное оформление которых не завершено, без разрешения таможенных органов).
Ограничения – это правила, определяющие границы дозволенного или условия. Например, количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам или группам стран. Ограничения на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу могут устанавливаться как в российских нормативно-правовых актах, так и в международных договорах и решениях межправительственных организаций.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственные органы, осуществляющие регулирование отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, принято называть таможенными органами. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации