Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является изучение процессов проведения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы форм таможенного контроля;
- раскрыть понятие рисков, возникающих при таможенном контроле товаров и транспортных средств;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения таможенного контроля на практике;
- на основе полученных теоретических и практических знаний выявить проблемные вопросы применения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками и предложить меры по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................
ГЛАВА 1. Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками ……………………………………………………
1.1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. ….….……
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками при проведении форм таможенного контроля
1.3. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля. ………..........
ГЛАВА 2. Анализ деятельности структурных подразделений Даге-станской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле, в рамках применения системы управления риска-ми...................
2.1. Роль отдела применения системы управления рисками таможни, в повышении эффективности проводимых форм таможенного контроля, в рамках применения СУР ..………..……..…………..………….….
2.2. Деятельность структурных подразделений таможни по разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска. ……………………………………….………………....….……..
.2.3. Анализ применения профилей риска при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.………...........
ГЛАВА 3. Основные проблемы и перспективы применения системы управления рисками при таможенном контроле товаров и транс-портных средств……………………………………………………………..
3.1. Международные стандарты по применению СУР как способы обес-печения надлежащего применения таможенного законодательства при таможенном контроле товаров и транспортных средств …………
3.2. Механизмы (этапы) внедрения системы управления рисками по улучшению качества проводимых форм таможенного контроля ……………………….………………………………………………….…..
3.3. Меры по совершенствованию форм таможенного контроля на базе применения системы управления риска-ми………………….……...…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...

Вложенные файлы: 1 файл

Глава12.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от сроков действия профили рисков делятся  на виды:

-  краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);

-  среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);

-  долгосрочный (от 3 до 6 месяцев);

-  постоянный (более  6 месяцев).

Конкретный профиль  риска исполняется на бланке установленной  формы, в электронном виде исполняется  в среде Microsoft Word с использованием функции создания форм. Информация, представленная в профиле риска условно делится на четыре раздела: «Общие сведения», «Область риска», «Прямые меры по минимизации рисков» и «Контактная информация» (приложение 2).

Прямые меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом России, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:

-  формы таможенного  контроля;

- использование средств  идентификации товаров и транспортных средств;

- принятие мер по  обеспечению законодательства в  соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;

- сбор информации о  лицах, осуществляющих деятельность  по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;

-  иные меры (экспертиза  товаров, транспортных средств  и документов, требование о предъявлении  товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).

К формам таможенного  контроля4, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:

-   проверка документов  и сведений;

-   устный опрос;

-   получение пояснений;

- таможенное наблюдение;

-  таможенный осмотр  товаров, транспортных средств, физических лиц и багажа;

-   таможенный досмотр  товаров и транспортных средств;

-   личный досмотр;

-  проверка маркировки  товаров, специальными марками,  наличия на них идентификационных знаков;

-   осмотр помещений  и территорий;

-   таможенная ревизия  в общей и специальной формах.

Использование средств  идентификации товаров и транспортных средств предполагает:

____________________

Таможенный кодекс РФ (статья 366)

 

-  наложение таможенных  форм и печатей на транспортное  средство, контейнер или съемный кузов;

- нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;

-   проставление  штампов;

-   взятие проб  и образцов;

-   описание товаров  и транспортных средств;

- использование чертежей, изготовленных (или составленных должностными лицами таможенных органов)  масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций;

-  другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.

Использование средств  идентификации транспортных (перевозочных) документов и иных коммерческих документов на товары включает:

-   проставление  на документах печатей и штампов;

-   нанесение специальных  наклеек и защитных приспособлений;

- помещение документов  в грузовые отделения транспортных  средств, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;

-  помещение документов  в сейф - пакеты.

К мерам по обеспечению  соблюдения законодательства при применении процедуры внутреннего таможенного транзита5 относятся:

-  обеспечение уплаты  таможенных платежей путем внесения залога товаров и иного имущества, представления банковской гарантии, внесения денежных средств в кассу или на депозит таможенных органов, а также путем поручительства;

-  таможенное сопровождение;

__________________________________________

5 Приказ ГТК России от 08.09.2003 № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров»

 

 

-  определение маршрута  перевозки товаров в соответствии  с процедурой внутреннего таможенного транзита.

Сбор информации о  лицах, осуществляющих деятельность, связанную  с перемещением товаров через  таможенную границу либо в области  таможенного дела состоит из следующих элементов:

- направление в таможенный  орган назначение запроса о наличии получателя товаров;

- получение от налоговых  органов, осуществляющих регистрацию  юридических лиц, а также от  иных органов сведений о субъектах  внешнеторговой деятельности;

-  получение коммерческих  документов, документов бухгалтерского учета и отчетности, и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами;

-  получение от банков  и иных кредитных организаций  справок, связанных  с внешнеторговой деятельностью и уплатой таможенных платежей, об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков, а также лиц, имеющих право владения, пользования  и распоряжения товарами от своего имени6.

Иные меры по минимизации  рисков включают:

-  экспертизу товаров,  транспортных средств и документов;

- принятие структурными  подразделениями таможни решения  по отдельным видам документального контроля;

-  требование о предъявлении  при  декларировании товаров  групп риска, для которых правовыми актами ФТС России установлены отдельные места декларирования, а также групп «риска» и «прикрытия», перечень которых доводится;

 

__________________________________________

6 Таможенный кодекс РФ (статья 16)

 

-  проведение дополнительного  таможенного контроля, в том числе  до выпуска товаров, должностными лицами (ОТО и ТК) РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;

-  направление требования  о представлении дополнительных  документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, уста-

новленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;

-   выгрузка товаров  на складе временного хранения;

принятие решения о  выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;

указание во всех случаях  в электронном уведомлении о  направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;

решение о выпуске  принимает начальник таможенного  поста (начальник ОТО и ТК таможни);

направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых  к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;

направление после выпуска  товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;

проведение предварительной  проверки подлинности документов и  сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТО и ТК таможен).

Основной составляющей прямых мер по минимизации является таможенный досмотр. При этом необходимо отметить, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ) таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. В этой связи далеко не каждый профиль риска требует такой меры по минимизации риска. Все данные о предусмотренном конкретным профилем риска таможенном досмотре являются последней и, пожалуй, основной информацией, содержащейся в нем и ориентирующей должностных лиц таможенных органов на его применение при осуществлении таможенного контроля. Профилем риска предусматриваются следующие элементы проводимого досмотра:

-   время проведения  досмотра (до или после выпуска товаров);

-   подразделения,  проводящие досмотр;

-   цель досмотра (идентификация, выборочная проверка, прочее)7;

-   объем досмотра  в % (10, 50, 100, любой из предложенных);

-   степень досмотра;

-   применение ТСТК;

-   частота и периодичность проведения досмотра.

Срочные профили риска  разрабатываются с учетом Инструкции по работе с рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России. Указанные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на

_______________________

7 Приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1166  «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».

 

основе результатов  осуществляемого мониторинга таможенного  оформления. Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОПСУР РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ФТС России.

Проект срочного профиля  риска составляется должностными лицами в произвольной форме и может содержать следующие сведения:

- о дате перемещения  товара через государственную  границу Российской Федерации;

- о лицах, участвующих  в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);

- о перемещаемых товарах  и номерах транспортных средств;

- о таможенных органах,  совершающих таможенные операции  с товарами;

- о номерах таможенных  документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);

- иные сведения, необходимые  для формирования и издания  срочного профиля риска.

Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска  подготавливаются ГУОТК совместно  со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня и доводятся до таможенных органов в установленном порядке.

Срочные профили риска  разрабатываются, как правило, в  следующих случаях:

- если какая-либо рисковая  ситуация не попадает под действие уже имеющегося профиля рисков (например, экспорт);

- если какая-либо рисковая  ситуация требует скорейшего  применения мер по минимизации  риска, а ранее разработанный  проект обычного профиля риска еще не утвержден;

- если какая-либо рисковая  ситуация по своему характеру (области действия) должна быть минимизирована в регионе деятельности нескольких таможенных органов и не может быть оперативно разрешена.

Следует отличать срочный профиль риска от ориентировки. Срочный профиль риска предназначен для оперативного доведения до должностных лиц таможенных органов информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска. Ориентировка направляется в подчиненные таможенные органы с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеторговой деятельности. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

Косвенные меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного оформления товаров и осуществляемых путем разработки и (или) модернизации таможенных и  (или) информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования и прочих.

Прямые меры по минимизации рисков могут не применяться либо применяться не в полном объеме в отношении отдельных категорий товаров, а также лиц, имеющих соответствующие коэффициенты таможенной и коммерческой устойчивости. Порядок установления таких категорий товаров, лиц и коэффициентов определяется соответствующими нормативными актами ФТС России.

Информация о работе Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками