Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:24, дипломная работа
Целью дипломного исследования является изучение процессов проведения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы форм таможенного контроля;
- раскрыть понятие рисков, возникающих при таможенном контроле товаров и транспортных средств;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения таможенного контроля на практике;
- на основе полученных теоретических и практических знаний выявить проблемные вопросы применения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками и предложить меры по ее совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................
ГЛАВА 1. Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками ……………………………………………………
1.1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. ….….……
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками при проведении форм таможенного контроля
1.3. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля. ………..........
ГЛАВА 2. Анализ деятельности структурных подразделений Даге-станской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле, в рамках применения системы управления риска-ми...................
2.1. Роль отдела применения системы управления рисками таможни, в повышении эффективности проводимых форм таможенного контроля, в рамках применения СУР ..………..……..…………..………….….
2.2. Деятельность структурных подразделений таможни по разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска. ……………………………………….………………....….……..
.2.3. Анализ применения профилей риска при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.………...........
ГЛАВА 3. Основные проблемы и перспективы применения системы управления рисками при таможенном контроле товаров и транс-портных средств……………………………………………………………..
3.1. Международные стандарты по применению СУР как способы обес-печения надлежащего применения таможенного законодательства при таможенном контроле товаров и транспортных средств …………
3.2. Механизмы (этапы) внедрения системы управления рисками по улучшению качества проводимых форм таможенного контроля ……………………….………………………………………………….…..
3.3. Меры по совершенствованию форм таможенного контроля на базе применения системы управления риска-ми………………….……...…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...
В рекомендациях Всемирной таможенной организации о применении положений Киотской конвенции о таможенном контроле приводятся следующие основные определения, относящиеся к системе управления рисками:
• риск – вероятность несоблюдения таможенного законодательства;
• анализ рисков – систематическое использование имеющейся в наличии информации для определения частоты возможного возникновения ранее определенных рисков и оценки масштабов последствий в случае их возникновения;
• оценка рисков систематическое
определение приоритетов в
• управление рисками – систематическое применение процедур и методов управления, обеспечивающих таможенную службу необходимой информацией для принятия соответствующих мер в отношении перемещений или отдельных товаров, которые представляют риск.
Всемирная таможенная организация исходит из того, что применение подхода к таможенному контролю, основанного на применении методов управления рисками, позволит таможенным службам:
• сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы;
• повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства;
• предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия;
• ускорить торговлю и передвижения.
На реализации системы управления рисками основан и принцип выборочности таможенного контроля. В соответствии с этим принципом пределы контроля, применяемого в целях обеспечения соблюдения законов и правил, регулируемых таможенной службой, должны быть пропорциональны уровню оцененного риска.
Действующим российским таможенным законодательством воспринята приведенная выше философия таможенного контроля.
Согласно пунктам 1-4 статьи 358 ТК РФ о принципах проведения таможенного контроля предусмотрены:
• выборочность таможенного контроля;
• ограничение при проведении таможенного контроля только теми его формами, которые достаточны для обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации;
• использование при выборе объектов, форм и пределов таможенного контроля системы анализа и управления рисками;
• определение стратегии таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
Таким образом, в соответствии с ТК РФ основой регулирования таможенного контроля является принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки.
Несмотря на то, что институту анализа и управления рисками в ТК РФ посвящена только одна статья, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе РФ системы управления рисками.
В соответствии со статьей 358 ТК РФ определение стратегии таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков, осуществляется федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. Основой системы управления рисками является Концепция системы управления рисками в таможенной службе РФ (приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069). Концепция устанавливает основные понятия, задачи, принципы построения и управления, а также элементы системы управления рисками.
Следующим важным принципом таможенного контроля, предусмотренным Киотской конвенцией, является принцип таможенного контроля на основе методов аудита.
Из определения 4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимается совокупность мер, при помощи которых таможенная служба убеждается в правильности заполнения деклараций на товары и достоверности указанных в них сведений, проверяя имеющиеся у причастных к декларированию лиц соответствующие книги учета счетов, документы, учетную документацию и коммерческую информацию.
Всемирная таможенная организация исходит из того, что пост-аудит (проверка товаров после выпуска) является важной частью современного таможенного контроля и содействия развитию торговли. С одной стороны, он позволяет справиться с растущим объемом перемещений товаров, с другой – создает благоприятные условия для участников внешней торговли.
Пост-аудит обычно проводится в целях подтверждения соответствия сведений в отношении таможенной стоимости, происхождения товаров, тарифной классификации, освобождения от уплаты таможенных пошлин, возврата/возмещения сумм таможенных пошлин и т.д., однако, при необходимости, может затрагивать и другие области.
Без развитой системы пост-контроля, т.е. отнесения контроля на время после выпуска товаров, говорить об ускорении таможенных формальностей и упрощении процедур немыслимо.
Принцип проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств отражен в статье 361 ТК РФ, в соответствии с которой после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Формой реализации принципа таможенного контроля, выраженного в статье 361 ТК РФ о проверке достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (пост-аудит), является таможенная ревизия (статья 376 ТК РФ). Согласно статье 376 таможенная ревизия, являющаяся одной из форм таможенного контроля, – это, в том числе, проверка достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц.
В соответствии со ст. 376 ТК РФ таможенная ревизия проводится и еще с одной целью – целью проверки факта выпуска товаров как такового, т.е. легальности (с точки зрения таможенного оформления) нахождения товаров у проверяемого лица.
Помимо названных выше принципов таможенного контроля (выборочность, анализ и управление рисками, пост-аудит), которые относятся к основе современного таможенного контроля, в главе 6 Генерального приложения к Киотской конвенции указаны еще две составляющих современного таможенного контроля: сотрудничество таможенных служб и заключение ими соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования таможенного контроля, а также сотрудничество таможенных служб с участниками внешней торговли и заключение с ними меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля.
Обмен информацией, полученной на основе взаимной административной помощи таможенных служб, может, в частности, содействовать и в управлении рисками. Информация, предоставленная таможенной службой другого государства, по собственной инициативе или по запросу, является дополнительным, очень точным источником, на котором можно базировать анализ рисков.
Что касается сотрудничества таможенных служб с участниками внешнеэкономической деятельности, то в деле достижения надлежащего баланса между эффективностью контроля и упрощением условий для торговли таможенные службы в качестве своих партнеров видят законопослушных участников внешней торговли.
Оба названных принципа таможенного контроля, предусмотренных Киотской конвенцией, нашли закрепление в ТК РФ.
Первый из них отражен в пункте 5 статьи 358 ТК РФ, предусматривающем сотрудничество с таможенными органами иностранных государств и заключение с ними соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования таможенного контроля.
Принципу Киотской конвенции о сотрудничестве таможенных служб с участниками внешней торговли соответствует пункт 6 статьи 358 ТК РФ о взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, в целях повышения эффективности таможенного контроля.
Говоря о новых подходах к организации таможенного контроля, нельзя не упомянуть и о значении, придаваемом Киотской конвенцией применению информационных технологий при таможенном контроле (как, впрочем, и во всех иных областях таможенного дела).
Конвенция предусматривает, что для совершенствования таможенного контроля должны, где это возможно, использоваться информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п.
Общие принципы применения информационных систем и информационных технологий установлены в главе 40 ТК РФ, в частности, статьей 423.
Кроме того, ТК РФ в целом ряде норм предусматривает использование информационных технологий на разных этапах таможенного оформления и таможенного контроля, что создает правовые предпосылки для применения этих технологий на практике.
Подводя итог, можно сказать, что сопоставление положений Киотской конвенции, относящихся к таможенному контролю, и ТК РФ 2003 г. показывает, что в части принципов проведения таможенного контроля ТК РФ удалось в значительной степени приблизиться к международным стандартам – Киотской конвенции. Кодекс закрепил правовые предпосылки к тому, чтобы система тотального таможенного контроля ушла в прошлое.
3.2. Механизмы (этапы) внедрения системы управления рисками по улучшению качества проводимых форм таможенного контроля.
Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.
Первый этап внедрения системы управления рисками – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.
Второй этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).
Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:
- систематизация деятельности подразделений ФТС России по внедрению системы управления рисками;
- стандартизация оборота документов и информации при применении системы управления рисками;
- упорядочение проводимой работы по анализу информации;
- выявление причин
и фактов несоблюдения
- применение мер по
повышению эффективности
- установление механизма
взаимодействия структурных
- формирование профилей рисков и системы контроля за их применением;
- разработка единообразных
методик анализа информации
- разработка и
При этом, в основе мероприятий организационно - правового характера лежали разработка положения об отделе координации и применения системы управления рисками ГУОТК ФТС России и типовых положений координирующих подразделений РТУ и таможен, а также внесение изменений в положения о подразделениях ФТС России и соответствующие должностные инструкции в части прав, обязанностей и ответственности при применении системы управления рисками. Одновременно осуществлялись мероприятия направленные на:
- проведение анализа существующих правовых актов в области таможенного дела на предмет их актуальности при применении системы управления рисками;
- разработку технологии
взаимодействия таможенных
- разработку форм доведения профилей рисков до таможенных органов, также способы обратной связи (информирование вышестоящих органов о применении соответствующих форм таможенного контроля);
- оптимизацию существующих и разработку новых методик обработки информации в целях выявления рисков, в том числе с использование новых программных средств;
Информация о работе Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками