- Обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также экономического суверенитета РФ;
- Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за его реализацией;
- Единство таможенной территории РФ и единство таможенной политики на всей территории РФ;
- Равенство и недискриминация участников внешнеэкономической деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- Основополагающее начало государственного воздействия во внешнеэкономической деятельности, направленное на обеспечение прав и законных интересов лиц, реализующих право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
- Взаимность в отношениях с другими государствами;
- Недопустимость необоснованного вмешательства органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов исходя из степени достаточности государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность;
- Приоритетность экономических методов воздействия государства на различные виды внешнеэкономической деятельности;
- Гласность при разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- Соблюдение международных обязательств Российской Федерации.
В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 многочисленными редакционными правками и принятыми изменениями, оформленными соответствующими федеральными законами (21 закон). Наиболее значимые поправки в действующий таможенный тариф внесены Федеральным законом «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ. Основные поправки затронули методологию определения таможенной стоимости с учетом международной практики.
В Законе РФ «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимодействии с мировым рынком. В нем содержатся правила
обложения товаров пошлинами при их перемещении
через таможенную границу России.
В соответствии со ст. 1 этого
Закона основными целями являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
- защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- облегчение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Федеральный закон «О таможенном
тарифе» состоит из принципов
применения тарифного воздействия
на внешнеторговую деятельность, видов
таможенной пошлины и их ставок,
принципов формирования базы для
обложения и, в частности, таможенной
стоимости ввозимых товаров, а также
методов ее определения, установление
тарифных льгот и преференций.
К базовым принципам, формирующим
тарифную политику, можно ел нести следующее:
- Таможенный тариф является единым документом для всей территории РФ.
- Таможенный тариф применяется к товарам, ввозимым на таможенную территорию и вывозимым с этой территории.
- Ставки таможенных пошлин едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.
- Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
- При введении таможенных пошлин действуют правила базовой ставки, которая применяется в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования.
Глава
II. Анализ таможенно-тарифных средств
регулирования внешнеэкономической деятельности
в России на современном этапе развития.
2.1. Таможенно-тарифное
регулирование и обеспечение
внешнеторговой безопасности.
Основой таможенного регулирования
внешнеторговой деятельности является
институт таможенного тарифа с помощью
изменения, которого должно достигаться
оптимальное соотношение между
экспортом и импортом товаров. Значение
внешнеэкономической безопасности
как составляющей общеэкономической
безопасности трудно переоценить, учитывая
значительность влияния внешнеэкономической
деятельности на экономику в целом.
Объем внешнеторговых операций увеличивается
стремительно в зависимости от внешнеторговой
политики Российской Федерации, установленного
режима благоприятствования и установленных
таможенных пошлин. Так внешнеторговый
оборот за 2011 г. составил 468,4 млрд дол. США,
в том числе экспорт товаров - 304,5 млрд
дол., импорт - 163,9 млрд дол.США. Сальдо торгового
баланса сложилось положительное — 140,7
млрд дол. США. По сравнению с 2010 г. внешнеторговый
оборот возрос на 27,0 %, экспорт - на 25,0, импорт
- на 30,8 %. На долю стран дальнего зарубежья
приходится 85,3 % всего внешнеторгового
оборота. В товарной структуре экспорта
преобладали топливно-энергетические
ресурсы (65,2 %), Ведущее место в импорте
занимали машины, оборудование и транспортные
средства (47,7 %). При этом следует отметить,
что несмотря на критерии экономической
безопасности направленные на увеличение
доли машиностроения и перерабатывающих
отраслей, во внешней торговле в экспорте
преобладающими являются сырьевые товары,
а в импорте — товары машиностроительной
направленности. История возникновения
и развития института таможенно-тарифного
регулирования, как и таможенной деятельности
в целом, тесно связана с историей возникновения
и развития
Российского государства. Постепенно
таможенные пошлины наряду с фискальной
начинают осуществлять протекционистскую
и балансировочную функции. Развитие
института таможенно-тарифного регулирования
в России связано с тремя направлениями
таможенной политики государства: использование
строго охранительной тарифной системы,
более умеренный протекционизм
и, наконец, экономический либерализм
- выбор которых зависел от учета интересов
развития промышленности, внешней торговли
и даже внешней политики. Причем безоговорочное
лидерство таможенных сборов от всех налоговых
поступлений казны чаще всего являлось
следствием, как развития внешней торговли
России, так и результатом целенаправленной
умеренно-протекционистской политики
правительства.
Формированию и применению
таможенно-тарифного регулирования
в постсоветской России предшествовал
общий процесс либерализации
внешнеэкономической деятельности. И
только 21 мая, с принятием Закона РФ «О
таможенном тарифе» были определены законодательные
основы формирования и применения таможенного
тарифа. Впоследствии была сформирована
нормативно-правовая основа и в отношении
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности в целом. Система международной
торговли, подстегиваемая процессом глобализации
и интернационализации производства,
стала гораздо более сложной. Генеральное
соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
не покрывало целого ряда новых важных
направлений: торговли услугами, зарубежного
инвестирования, торговли сельскохозяйственной
продукцией, текстилем и одеждой; отсутствовала,
обязательная к исполнению, система урегулирования
торговых споров. В этих условиях, а также
в условиях спада промышленного производства
в России, становится все труднее придерживаться
таких критериев экономической безопасности
как соотношение экспорта и импорта, соотношение
объема импорта к объему ВВП и Т.д. Создание
ВТО 1 января 2011 г. явилось знаменательным
шагом в развитии международной торговой
системы за последние полвека. Идея создания
Международной торговой организации (МТО)
в усовершенствованном виде — стала реальностью.
ВТО полностью заменила ГАТТ после годового
переходного периода 2011 года. Процесс
присоединения Российской Федерации к
ВТО длится уже более 10 лет. Сразу после
подачи официального заявления Правительства
Российской Федерации о намерении присоединиться
к ГАТТ, в соответствии с установленными
правилами этой организации, была создана
рабочая группа (РГ) для изучения заявки
Правительства РФ о присоединении и представления
Генеральному Совету рекомендаций, которые
могут включать проект Протокола о присоединении.
В законе таможенно-тарифное
регулирование было определено как
метод государственного регулирования
внешней торговли товарами, осуществляемый
путем применения ввозных и вывозных
таможенных пошлин. Система тарифных мер
регулирования включает применение комплекса
средств, основным среди них является
ввозная пошлина, делающая импортный товар
менее конкурентоспособным и тем самым
ограничивающая его ввоз на внутренний
рынок и вывозная пошлина, применяемая
для удорожания стоимости товаров на мировом
рынке, по 132 которым страна обладает монопольным
преимуществом, или в тех случаях, когда
государство стремиться ограничить вывоз
данного товара. Вспомогательными средствами
являются:
- разный уровень ставок таможенных пошлин, применяемый в отношении отдельных стран или в определенное время года (последнее обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла), введение таможенных квот на отдельные виды товаров;
- метод идентификации товара, выступающего предметом таможенного регулирования, путем присвоения ему кода в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (от места товара в ТН ВЭД зависит выбор ставки таможенного тарифа);
- метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины;
- правила, устанавливающие происхождение товара (для получения тарифных преференций).
Инструментом таможенно-тарифного
регулирования является тариф, который
представляет собой свод ставок таможенных
пошлин (таможенного тарифа), применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу России и систематизированным
в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности, а
также определяется как инструмент торговой
политики и государственного регулирования
внутреннего рынка товаров Российской
Федерации при его взаимосвязи с мировым
рынком.
Россия присоединилась к
конвенции о гармонизированной
системе описания и кодирования
товаров (Брюссельской конвенции). Основой
Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности РФ являются: Гармонизированная
система описания и кодирования
товаров (ГС), Комбинированная номенклатура
Европейского союза (КН ЕС), а также
ТН ВЭД СНГ. Согласно ставки таможенных
пошлин являются едиными и не подлежат
изменению в зависимости от лиц, перемещающих
товары через таможенную границу Российской
Федерации, видов сделок и других факторов,
за исключением случаев, предусмотренных
самим Законом. Ставки ввозных и вывозных
таможенных пошлин определяются Правительством
РФ. В РФ применяются следующие виды ставок
таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые
в процентах к таможенной стоимости облагаемых
товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида.
Соглашение по правилам происхождения
товара содержит основные обязательства
сторон и вводит основы регулирования
этого круга вопросов в систему
ВТО. В частности, подтверждены три
критерия для определения страны-происхождения
товара, ранее установленные Международной
конвенцией об упрощении и гармонизации
таможенных процедур критерий переработки
2) критерий процентного содержания;
3) установления перечня товаров. Данные
критерии определения страны-происхождения
товара нашли свое отражение в
ст, 29 - 38 гл. 6 Таможенного Кодекса РФ от
2011 г. № 61-ФЗ. При осуществлении торгово-политических
отношений Российской Федерации с иностранными
государствами допускается установление
преференций по таможенному тарифу России
в виде установления тарифных квот на
преференциальный ввоз в отношении сельскохозяйственных
товаров, аналоги которых производятся
(добываются, выращиваются) в Российской
Федерации; освобождения от оплаты пошлиной,
снижения ставок пошлин в отношении товаров
происходящих из:
- государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза
- развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
2.2. Показатели применения тарифных
средств регулирования ВЭД в
России после финансового кризиса.
Минэкономразвития в своей
концепции развития таможенно-тарифной
политики на 2010-2014 годы предлагает на время
глобального кризиса ввести тарифные
меры во внешней торговле для защиты
внутренних производителей.
На первом этапе реализации
концепции развития таможенно-тарифной
политики в 2011 г. министерство предлагает
применять ставки таможенных пошлин с
фискальной целые, поддерживать и стимулировать
экспорт, повышать ввозные пошлины на
готовые товары, снижать пошлины на комплектующие
и сырье, не имеющие отечественных аналогов.
Максимальный эффект эти меры дадут в
сочетании с нетарифными мерами защиты
внутреннего рынка, среди которых первоочередное
значение имеет возможное введение мер
по ограничению внешней торговли товарами
и услугами.
Минэкономразвития предлагает
на время кризиса воздержаться от
резких изменений таможенно-тарифного
регулирования по таким товарам,
как нефть, газ, уголь, нефтепродукты,
кокс, электроэнергия, руды и концентраты
металлов, стальные полуфабрикаты, цветные
металлы, драгоценные металлы и
камни, горнохимическое сырье, химические
полупродукты и ряду других. Увеличивать
фискальную нагрузку на эту группу ведомство
предлагает осторожно, учитывая интересы
потребителей и возможные инфляционные
эффекты.