Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм в современной России, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать нормативно-законодательную базу таможенно-тарифного регулирования;
- провести мониторинг мер тарифного регулирования, предпринимаемых Россией и иностранными государствами после мирового финансового кризиса;
- проанализировать современные направления совершенствования таможенно- тарифного регулирования в России;

Содержание

Введение……. ………………………….стр.2-4
Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России
1.1. Сущность, цели, функции и основные средства таможенно¬тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России ..стр. 5-8
1.2. Средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД ........ .стр. 8-23
1.3. Современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ..........стр. 23-27
Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития
2.1. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторг овой
безопасности стр. 28-31
2.2. Показатели применения тарифных средств регулирования ВЭД в
России после финансового кризиса .стр. 31 -32
Глава III. Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
3.1. Проблемы таможенно-тарифного регулирования .............стр. 33-34
3.2. Основные направления и планы, принятые в целях противодействия
негативным последствиям мирового финансового кризиса стр. 34-38
Заключение .стр. 39
Список используемой литературы .стр. 40-41
Приложение ....стр. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Ксю.doc

— 120.09 Кб (Скачать файл)
  1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также экономического суверенитета РФ;
    1. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за его реализацией;
    2. Единство таможенной территории РФ и единство таможенной политики на всей территории РФ;
    3. Равенство и недискриминация участников внешнеэкономической деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
    4. Основополагающее начало государственного воздействия во внешнеэкономической деятельности, направленное на обеспечение прав и законных интересов лиц, реализующих право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
    5. Взаимность в отношениях с другими государствами;
  1. Недопустимость необоснованного вмешательства органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов исходя из степени достаточности государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность;
    1. Приоритетность экономических методов воздействия государства на различные виды внешнеэкономической деятельности;
    2. Гласность при разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    3. Соблюдение международных обязательств Российской Федерации.

В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 многочисленными редакционными правками и принятыми изменениями, оформленными соответствующими федеральными законами (21 закон). Наиболее значимые поправки в действующий таможенный тариф внесены Федеральным законом «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ. Основные поправки затронули методологию определения таможенной стоимости с учетом международной практики.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимодействии с мировым рынком. В нем содержатся правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

В соответствии со ст. 1 этого  Закона основными целями являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
  • защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • облегчение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Федеральный закон «О таможенном тарифе» состоит из принципов  применения тарифного воздействия  на внешнеторговую деятельность, видов  таможенной пошлины и их ставок, принципов формирования базы для  обложения и, в частности, таможенной стоимости ввозимых товаров, а также  методов ее определения, установление тарифных льгот и преференций.

К базовым принципам, формирующим  тарифную политику, можно ел нести следующее:

  1. Таможенный тариф является единым документом для всей территории РФ.
  1. Таможенный тариф применяется к товарам, ввозимым на таможенную территорию и вывозимым с этой территории.
  1. Ставки таможенных пошлин едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.
  1. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
  1. При введении таможенных пошлин действуют правила базовой ставки, которая применяется в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования.

Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития.

2.1. Таможенно-тарифное  регулирование и обеспечение  внешнеторговой безопасности.

Основой таможенного регулирования  внешнеторговой деятельности является институт таможенного тарифа с помощью  изменения, которого должно достигаться  оптимальное соотношение между  экспортом и импортом товаров. Значение внешнеэкономической безопасности как составляющей общеэкономической  безопасности трудно переоценить, учитывая значительность влияния внешнеэкономической  деятельности на экономику в целом. Объем внешнеторговых операций увеличивается  стремительно в зависимости от внешнеторговой политики Российской Федерации, установленного режима благоприятствования и установленных  таможенных пошлин. Так внешнеторговый оборот за 2011 г. составил 468,4 млрд дол. США, в том числе экспорт товаров - 304,5 млрд дол., импорт - 163,9 млрд дол.США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное — 140,7 млрд дол. США. По сравнению с 2010 г. внешнеторговый оборот возрос на 27,0 %, экспорт - на 25,0, импорт - на 30,8 %. На долю стран дальнего зарубежья приходится 85,3 % всего внешнеторгового оборота. В товарной структуре экспорта преобладали топливно-энергетические ресурсы (65,2 %), Ведущее место в импорте занимали машины, оборудование и транспортные средства (47,7 %). При этом следует отметить, что несмотря на критерии экономической безопасности направленные на увеличение доли машиностроения и перерабатывающих отраслей, во внешней торговле в экспорте преобладающими являются сырьевые товары, а в импорте — товары машиностроительной направленности. История возникновения и развития института таможенно-тарифного регулирования, как и таможенной деятельности в целом, тесно связана с историей возникновения и развития

Российского государства. Постепенно таможенные пошлины наряду с фискальной начинают осуществлять протекционистскую  и балансировочную функции. Развитие института таможенно-тарифного регулирования  в России связано с тремя направлениями  таможенной политики государства: использование  строго охранительной тарифной системы, более умеренный протекционизм  и, наконец, экономический либерализм - выбор которых зависел от учета интересов развития промышленности, внешней торговли и даже внешней политики. Причем безоговорочное лидерство таможенных сборов от всех налоговых поступлений казны чаще всего являлось следствием, как развития внешней торговли России, так и результатом целенаправленной умеренно-протекционистской политики правительства.

Формированию и применению таможенно-тарифного регулирования  в постсоветской России предшествовал  общий процесс либерализации  внешнеэкономической деятельности. И только 21 мая, с принятием Закона РФ «О таможенном тарифе» были определены законодательные основы формирования и применения таможенного тарифа. Впоследствии была сформирована нормативно-правовая основа и в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом. Система международной торговли, подстегиваемая процессом глобализации и интернационализации производства, стала гораздо более сложной. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) не покрывало целого ряда новых важных направлений: торговли услугами, зарубежного инвестирования, торговли сельскохозяйственной продукцией, текстилем и одеждой; отсутствовала, обязательная к исполнению, система урегулирования торговых споров. В этих условиях, а также в условиях спада промышленного производства в России, становится все труднее придерживаться таких критериев экономической безопасности как соотношение экспорта и импорта, соотношение объема импорта к объему ВВП и Т.д. Создание ВТО 1 января 2011 г. явилось знаменательным шагом в развитии международной торговой системы за последние полвека. Идея создания Международной торговой организации (МТО) в усовершенствованном виде — стала реальностью. ВТО полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 2011 года. Процесс присоединения Российской Федерации к ВТО длится уже более 10 лет. Сразу после подачи официального заявления Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ, в соответствии с установленными правилами этой организации, была создана рабочая группа (РГ) для изучения заявки Правительства РФ о присоединении и представления Генеральному Совету рекомендаций, которые могут включать проект Протокола о присоединении.

В законе таможенно-тарифное регулирование было определено как  метод государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Система тарифных мер регулирования включает применение комплекса средств, основным среди них является ввозная пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок и вывозная пошлина, применяемая для удорожания стоимости товаров на мировом рынке, по 132 которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремиться ограничить вывоз данного товара. Вспомогательными средствами являются:

  • разный уровень ставок таможенных пошлин, применяемый в отношении отдельных стран или в определенное время года (последнее обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла), введение таможенных квот на отдельные виды товаров;
  • метод идентификации товара, выступающего предметом таможенного регулирования, путем присвоения ему кода в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (от места товара в ТН ВЭД зависит выбор ставки таможенного тарифа);
  • метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины;
  • правила, устанавливающие происхождение товара (для получения тарифных преференций).

Инструментом таможенно-тарифного  регулирования является тариф, который представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также определяется как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком.

Россия присоединилась к  конвенции о гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (Брюссельской конвенции). Основой  Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности РФ являются: Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров (ГС), Комбинированная номенклатура Европейского союза (КН ЕС), а также  ТН ВЭД СНГ. Согласно ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. В РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида.

Соглашение по правилам происхождения  товара содержит основные обязательства  сторон и вводит основы регулирования  этого круга вопросов в систему  ВТО. В частности, подтверждены три  критерия для определения страны-происхождения  товара, ранее установленные Международной  конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур критерий переработки 2) критерий процентного содержания; 3) установления перечня товаров. Данные критерии определения страны-происхождения  товара нашли свое отражение в  ст, 29 - 38 гл. 6 Таможенного Кодекса РФ от 2011 г. № 61-ФЗ. При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу России в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз в отношении сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации; освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин в отношении товаров происходящих из: 

  • государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза
  • развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

2.2. Показатели применения тарифных  средств регулирования ВЭД в  России после финансового кризиса.

Минэкономразвития в своей  концепции развития таможенно-тарифной политики на 2010-2014 годы предлагает на время  глобального кризиса ввести тарифные меры во внешней торговле для защиты внутренних производителей.

На первом этапе реализации концепции развития таможенно-тарифной политики в 2011 г. министерство предлагает применять ставки таможенных пошлин с фискальной целые, поддерживать и стимулировать экспорт, повышать ввозные пошлины на готовые товары, снижать пошлины на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов. Максимальный эффект эти меры дадут в сочетании с нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, среди которых первоочередное значение имеет возможное введение мер по ограничению внешней торговли товарами и услугами.

Минэкономразвития предлагает на время кризиса воздержаться от резких изменений таможенно-тарифного  регулирования по таким товарам, как нефть, газ, уголь, нефтепродукты, кокс, электроэнергия, руды и концентраты  металлов, стальные полуфабрикаты, цветные  металлы, драгоценные металлы и  камни, горнохимическое сырье, химические полупродукты и ряду других. Увеличивать фискальную нагрузку на эту группу ведомство предлагает осторожно, учитывая интересы потребителей и возможные инфляционные эффекты.

Информация о работе Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования