Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

Вопрос 19. Таможни и таможенные посты: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура.

Организационный фундамент системы  таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного  дела. 
Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России. 
Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного оформления и др.) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни — далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией аж на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Следует также отметить, что в порядке, предусмотренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы подведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен. 
Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либерализация внешнеэкономической деятельности обусловила необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например, Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз и т. д. 
Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным. 
Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства. 
Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России. 
Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост. 
По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной. 
Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более. Так, например, на таможенном посту «Марцево» Таганрогской таможни штатная численность составляет более ста тридцати человек. 
Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов пропуска через таможенную границу сочетается с размещением их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности. 
Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона. 
Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции. 
Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики; таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в подведомственном регионе; осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств; осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей; осуществляют контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами; осуществляют контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств; начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков; выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с контрабандой, иными преступлениями, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов и др. 
Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов; обобщает и анализирует практику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную практику; осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделениями таможни и нижестоящими таможенными постами; осуществляет проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства; осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов; организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций; вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов; проводит аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и др. 
Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами. 
Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней. 
Таможенный пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит. 
Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом. 
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня. 
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, — ГТК России.

Вопрос 20. Специализированные таможенные органы и учреждения системы таможенных органов.

В системе таможенных органов России, как уже упомянуто, существует также  ряд «специализированных» региональных таможенных управлений и иных «специализированных» таможенных органов. Особенность специализированных РТУ заключается, прежде всего, в  том, что они создаются для  организации и непосредственного  руководства теми или иными направлениями  деятельности таможенных органов. Их особенностью является также и то, что регионом деятельность таких РТУ является вся территория Российской Федерации, а не отдельно взятый ее регион. 
Первое специализированное РТУ — Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями — было создано Приказом ГТК России от 30 ноября 1995 г. № 722 в целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. Данное РТУ является центральным структурным подразделением таможенных органов России по борьбе с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил. Его деятельность, включая подчиненность ему правоохранительных подразделений таможенных органов, достаточно подробно регулируются нормативно-правовыми актами ГТК России. 
Позже время стали появляться и другие специализированные региональные таможенные управления. Так, например, Приказом ГТК России от 23 июня 1997 г. № 371 в целях реализации задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, противодействия техническому проникновению на них и для обеспечения комплекса мероприятий по защите конфиденциальной таможенной информации создано Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры. В целях повышения надежности таможенного контроля, совершенствования форм и методов оперативно-служебной деятельности, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, а также обеспечения надлежащего оперативного управления таможенными органами, расположенными в международных аэропортах России Приказом ГТК РФ от 9 марта 1998 г. № 474 создано Региональное таможенное управление воздушного транспорта. Существует еще Региональное таможенное управление специальных программ, Региональное информационно-техническое таможенное управление, Региональное таможенное управление тылового обеспечения и ряд других. 
Территориальный принцип организации и функционирования также таможен не исключает возможность их специализации — специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области. Энергетическая таможня, правовой статус которой определяется соответствующим положением о ней, специализируется на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации. В системе таможенных органов создана также Центральная акцизная таможня, специализирующаяся на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. Практика такова, что весьма актуальным на сегодняшний день стало создание таможен, специализирующихся на таможенном оформлении и контроле за перемещением через таможенную границу ряда иных специфических товаров (например, алмазов и драгоценных металлов, радиоактивных материалов и пр.). 
Не занимаются таможенным оформлением и контролем, но являются также специализированными созданные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и ряде других) так называемые «оперативные» таможни. Эти таможни созданы в целях реализации Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями. 
Среди таможенных постов также возможна специализация на осуществлении таможенного оформления и контроля за перемещением отдельных видов товаров. Так, например, в структуру некоторых таможенных управлений входят Акцизные таможенные посты, основное назначение которых — проведение таможенного оформления и осуществление таможенного контроля за ввозом и реализацией на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками, а также контроль за своевременным и полным поступлением в доход федерального бюджета средств, подлежащих уплате за ввоз в страну подакцизных товаров.

Вопрос 21. Правоохранительная деятельность таможенных органов.

Основными функциями таможенных органов  любого государства являются: 
1) пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и 
2) борьба с правонарушениями и преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности (правоохранительная функция). 
И Россия в этом плане не исключение. 
Современный этап развития экономики России характеризуется расширением криминального предпринимательства, в том числе и во внешнеторговой сфере. Наибольший экономический ущерб государству наносят такие противоправные действия участников внешнеэкономической деятельности, как: 
• недекларирование перемещаемых через таможенную границу товаров; 
• оформление в соответствии с требованиями норм таможенного законодательства только части перемещаемых через таможенную границу товаров, то есть недостоверное декларирование товара либо оформление только его первой партии, а осуществление дальнейших внешнеторговых поставок по уже оформленным документам; 
• оформление товаров не под своим наименованием, а в качестве товаров, подлежащих обложению таможенными платежами по более низким ставкам; 
• занижение таможенной стоимости товаров путем предъявления либо заведомо подложных документов, либо только части требуемых документов. 
В силу этого доходная часть государственного недополучает около 40 % таможенных платежей, которые могла и должна была бы получать. Эти и ряд иных весьма важных причин выдвигают на первый план не только и не столько регулятивные и экономические функции таможенно-правового регулирования, сколько ее правоохранительную составляющую. 
Прежде чем перейти к изложению сущности правоохранительной деятельности таможенных органов, рассмотрим вопрос: что же вообще следует понимать под правоохранительной деятельностью? 
В юридической литературе под правоохранительной деятельностью принято считать такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Причем, ее можно рассматривать в широком и в узком смысле слова. 
Правоохранительная деятельность в широком смысле — это деятельность государственных органов по защите норм права от нарушений. Так или иначе этим занимается большой круг государственных органов в пределах своей компетенции. Например, органы гостехнадзора, органы рыбоохраны, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор и пр. А правоохранительная деятельность в узком смысле слова — это деятельность специализированных государственных органов (правоохранительных органов) по правовой охране общественных отношений в различных сферах государственного управления. К ним относятся, например, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Департамента налоговой полиции РФ и др. 
Правоохранительными следует именовать органы, которые всей своей деятельностью на основе закона и в соответствующих формах на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать, пресекать правонарушения и применять государственное принуждение или воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок. 
Анализ законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность наиболее типичных правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и др.) позволяет сделать вывод о том, что мы относим эти органы к числу правоохранительных скорее по логике, по совокупности всех выполняемых ими функций, а не потому, что так записано в нормативно-правовом акте, определяющим их компетенцию. 
К числу правоохранительных относятся и таможенные органы Российской Федерации. Правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен законом (ст. 8 ТК РФ). В этом, т. е. в том, что их правоохранительный статус прямо закреплен в законе, отличительная особенность таможенных органов — как органов правоохранительных, поскольку далеко не весь перечень отнесенных к компетенции таможенных органов функций носят явно правоохранительный характер. 
Таким образом, под «правоохранительной деятельностью таможенных органов» следует понимать такую их деятельность, которую они, являясь частью единой системы правоохранительных органов Российской Федерации, на основе закона и в соответствующих формах осуществляют с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела. 
Как уже отмечалось, эффективность любой таможенной службы оценивается во всем мире по двум критериям: как служба справляется с реализацией фискальных функций и как эффективно она реализует свои правоохранительные функции. В тех или иных странах (в зависимости от уровня их экономического состояния) приоритеты в таможенной политике отводятся или фискальным, или правоохранительным функциям. В нашей стране в настоящее время ситуация такова, что от правоохранительной деятельности таможенных органов ждут пополнения федерального бюджета, т. е., иными словами, правоохранительная деятельность таможенных органов России имеет некий фискальный оттенок. В этом еще одна особенность деятельности таможенных органов как органов правоохранительных. 
Для уяснения сущности правоохранительной деятельности таможенных органов представляется целесообразным проанализировать их правоохранительные функции, а также, с целью выявления взаимосвязи между управляющими и управляемыми звеньями системы таможенных органов, определить: какие функции и в каком объеме выполняются на местном уровне (т. е. на уровне таможен и таможенных постов), какие — на уровне региональных таможенных управлений, а какие — только на уровне ГТК России. При этом следует отметить, что рассматривать отдельные функции таможенных органов как самостоятельные направления их деятельности можно только с учетом тесной взаимосвязи всех функций между собой. Например, реализация мер по осуществлению таможенного контроля является средством предупреждения и выявления нарушений таможенных правил; ведение специальной таможенной статистики позволяет проанализировать тенденции роста тех или иных видов преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела в зависимости от изменения ставок таможенных пошлин и т. д. 
Многообразие возложенных на таможенные органы функций отражает и многообразие направлений их правоохранительной деятельности. Важнейшим из них является деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела, которые, в свою очередь, подразделяются на нарушения таможенных правил и на административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. 
Деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела — это комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических, оперативно-розыскных и кадровых мер. Она связана с выявлением преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела, их пресечением, проведением расследования (по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела) либо проведением дознания (по делам о преступлениях в сфере таможенного дела), а также с применением к виновным лицам мер административной ответственности (по делам о нарушениях таможенных правил). Причем деятельность эта должна осуществляться на основе принципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев. 
Действующим законодательством (ст. 222 ТК РФ, ст. 117 УПК РСФСР) таможенные органы отнесены к числу органов дознания. В их компетенцию входит производство дознания по делам о контрабанде (ст. 188 УК РФ) и иным преступлениям в сфере таможенного дела — преступлениями, предусмотренными статьями 189, 190, 193 и 194 УК РФ. 
Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России и защиты ее экономической безопасности. Дознание должно вестись оперативно и в строгом соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, действующим во время проведения дознания. Всякое отступление от требований уголовно-процессуального кодекса рассматривается как нарушение законности и влечет за собой негативные правовые последствия. 
За таможенными органами закреплено также присущее только правоохранительным органам специфическое право осуществления оперативно-розыскной деятельности. Такая деятельность может осуществляться таможенными органами только в пределах их полномочий, установленных Таможенным кодексом РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о таможенном деле. Глава 36 ТК РФ определяет цели и область применения таможенными органами методов оперативно-розыскной деятельности, а также механизм ее правового регулирования в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Общая характеристика, правовая база, виды, задачи и условия ведения оперативно-розыскной деятельности таможенными органами будут рассмотрены в соответствующей главе настоящего учебного пособия. 
В самостоятельную правоохранительную функцию таможенных органов выделена функция контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при производстве дознания по уголовным делам и при производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении. Вышестоящие таможенные органы обязаны осуществлять контроль за ходом дознания и производства по делам о нарушении таможенных правил в целях: 
• проверки правильности квалификации правонарушений; 
• соблюдения сроков производства; 
• соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к ответственности; 
• соблюдения иных процессуальных требований; 
• установления полноты, всесторонности и объективности производства дознания по уголовным делам и производства по делам о нарушении таможенных правил. 
Немаловажным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов России является также и деятельность службы таможенной охраны, которая путем осуществления комплекса необходимых мер призвана обеспечить: 
• охрану таможенной границы Российской Федерации, административных зданий, учреждений, организаций и предприятий, подчиненных ГТК России, и других объектов таможенной инфраструктуры; 
• соблюдение режима зоны таможенного контроля; охрану объектов ГТК России; 
• таможенное сопровождение грузов и транспортных средств и таможенный надзор; 
• защиту должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных посягательств. 
Деятельность службы таможенной охраны осуществляется на основе положения о ней, утвержденного Приказом ГТК России от 27 сентября 1993 г. № 365. 
И, наконец, еще одним важным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов занимает деятельность по обеспечению собственной безопасности. 
Никогда прежде условия, в которых таможенным органам надлежит выполнять возложенные на них функции, не были столь сложны, противоречивы, а порой, и по-настоящему опасны, как в настоящее время. Причин этому много: политическая нестабильность в обществе, обострение социальных проблем, беспрецедентный рост организованной преступности и пр. 
Осуществляя деятельность по защите экономических интересов и экономической безопасности страны, таможенные органы сегодня в большинстве случаев имеют дело уже не со случайными контрабандистами, а со структурами, занимающимися противоправной деятельностью в сфере таможенного дела в рамках хорошо организованного преступного бизнеса. Причем, к сожалению, перестали быть единичными случаи вовлечения в эту противоправную деятельность и отдельных сотрудников таможенной службы. Более того, в отдельных звеньях таможенной системы были случаи формирования целых преступных групп, действовавших иногда под покровительством руководителей таможен или их структурных подразделений. 
В этой связи в системе таможенной службы на базе действовавшей ранее службы профилактики правонарушений среди личного состава и была создана специальная служба — служба собственной безопасности, занимающаяся не только и не столько профилактикой как ранее, а непосредственно борьбой с коррупцией в таможенной системе и наделенной правом ведения оперативно-розыскной деятельности по делам о служебных правонарушениях. 
В соответствии с Таможенным кодексом РФ и Положением об отделе собственной безопасности, утвержденном Приказом ГТК России от 15 марта 1994 г. № 99, задачами службы собственной безопасности являются: 
• предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и проступков в таможенных органах; 
• проведение служебных расследований по фактам должностных преступлений и проступков, совершенных должностными лицами таможенных органов; 
• анализ, оценка и прогнозирование оперативной и криминогенной обстановки в таможенных органах и выработка мер по предотвращению правонарушений; 
• организация взаимодействия с другими правоохранительными органами России по вопросам предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц таможенных органов; 
• предупреждение покушений на таможенные объекты, имущество, материальные и финансовые средства, покушений на жизнь сотрудников таможенных органов, членов их семей и их имущества. 
Собственная безопасность системы таможенной службы обеспечивается не только силами и средствами службы собственной безопасности. Решать поставленные перед ней задачи эта служба должна в тесном взаимодействиями со всеми структурными подразделениями таможенных органов. Координирующую роль при этом выполняет кадровая служба таможенных органов, в структуре которой действуют специализированные подразделения — инспекции по личному составу. 
Таким образом, обеспечение собственной безопасности можно определить как сферу правоохранительной деятельности таможенных органов России, включающую комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией и другими должностными преступлениями в таможенных органах в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач.

 

Вопрос 22. Контроль и надзор за деятельностью  таможенных органов.

Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы. Он имеет под собой конституционную  основу и означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных  лиц должна осуществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского  законодательства. 
Законность в деятельности таможенных органов проявляется: 
• в верховенстве законов над издаваемыми ГТК России и иными таможенными органами правовыми актами; 
• в необходимости единообразного применения норм таможенного права всеми таможенными органами независимо от каких-либо условий (кроме оговоренных в законодательстве) ; 
• в недопустимости противопоставления требований норм законодательства и целесообразности их применения; 
• в открытости форм и методов реализации таможенными органами своих задач и функций и возможности обжалования их решений и действий. 
Верховенство законов как признак законности в деятельности таможенных органов означает, что все формы и методы реализации таможенными органами своей компетенции должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Издаваемые таможенными органами в процессе реализации ими своей компетенции правовые акты управления в сфере таможенного дела не должны выходить за рамки законов. В противном случае они признаются ничтожными. 
Единство правореализации норм таможенного права является одним из важнейших признаков законности в деятельности таможенных органов. Он означает, что на территории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство и оно должно иметь единообразное применение со стороны таможенных органов, независимо от того, возникают ли таможенно-правовые отношения в регионе деятельности Центрального, Южного, Сибирского или иного регионального таможенного управления. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законодательстве. Например, технология таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу железнодорожным транспортном несколько отличается от аналогичной технологии в отношении перемещаемых автомобильным транспортом товаров. А вот применяться эти технологии в различных таможенных органах должны одинаково, что, к сожалению, далеко не всегда случается на практике. 
Следующее проявление законности — в недопустимости противопоставления норм законодательства и целесообразности их применения. Нередко на практике возникают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, либо не в полной мере регулируют те или иные общественные отношения. Например, нормами УПК РСФСР и таможенного законодательства на сегодняшний день нельзя в полной мере урегулировать вопрос о хранении товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, являющихся одновременно вещественными доказательствами по уголовному делу в отношении физического лица и по делу о нарушении таможенных правил в отношении юридического лица. В этой связи предпринимаются различные попытки «оцелесообразить» законодательство в процессе его применения путем издания всевозможных ведомственных и межведомственных инструкций (в частности, в Северо-Кавказском регионе 22 мая 1996 г. была издана соответствующая межведомственная инструкция) вместо отвечающей требованиям законности разработки и внесению в органы законодательной власти инициативных предложений по совершенствованию действующего законодательства на федеральном уровне. 
И, наконец, открытость форм и методов реализации задач и функций таможенных органов как форма проявления законности их деятельности. Все формы и методы деятельности таможенных органов, за исключением прямо оговоренных в законе случаев (например, осуществление таможенными органами оперативно-розыскных мероприятий) носят открытый, гласный характер. 
В действующем Таможенном кодексе РФ имеется специальный раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения», нормы которого регламентируют процесс обеспечения всех заинтересованных лиц информацией по таможенным вопросам, включая получение информации о причинах принимаемых таможенными органами решений, совершении ими определенных действий или о причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц в тех или иных конкретных ситуациях. Эти нормы Таможенного кодекса, а также нормы утвержденного Приказом ГТК России от 15 мая 1995 г. № 318 Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам представляют собой важную юридическую гарантию защиты участников таможенно-правовых отношений от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов и как следствие — гарантию законности деятельности последних. 
Эффективность управления в сфере таможенного дела зависит не только от строгого и неуклонного соблюдения государственными таможенными служащими требований законности при осуществлении своей деятельности, но и от строгой служебной дисциплины в каждом таможенном органе или организации таможенной службы. 
Служебная дисциплина состоит в обязательном для всех государственных таможенных служащих выполнении своих должностных обязанностей, установленных нормами федерального законодательства, нормативно-правовыми актами ГТК России, правилами внутреннего распорядка таможенного органа или организации таможенной службы, должностными инструкциями, приказами начальников, а также условиями контракта о службе в таможенных органах. 
Служебная дисциплина в деятельности таможенных органов обеспечивается за счет: 
1. личной ответственности каждого таможенного служащего за выполнение им своих должностных обязанностей; 
2. строгого соблюдения таможенными служащими правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной документацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения как по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, так и во взаимоотношениях с сослуживцами; 
3. поддержания каждым таможенным служащим уровня квалификации, необходимой для исполнения им своих должностных обязанностей; 
4. постоянного контроля начальниками таможенных органов за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения в ходе осуществления ими контрольных функций за состоянием служебной дисциплины в коллективе. 
Нарушение служебной дисциплины, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей, влечет за собой применение к нему мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения из таможенных органов. И наоборот, за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей к государственным таможенным служащим могут применяться меры поощрения. 
Персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе несет его начальник. Он же обязан справедливо поощрять достойных и налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются приказами. Права, обязанности и ответственность начальников таможенных органов по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения ими поощрений и дисциплинарных взысканий установлены Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396, а также разработанным во исполнение требований статей 28, 29 и 30 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и требований Дисциплинарного устава таможенной службы Положением о правах начальников по применению мер дисциплинарного воздействия, утвержденным Приказом ГТК России от 3 декабря 1998 г. № 816. 
Служебная дисциплина в таможенных органах и законность их деятельности тесно взаимосвязаны. Законность служит основой дисциплины, поскольку одним из обязательных требований последней является соблюдение государственными таможенными служащими законов и других нормативно-правовых актов. В то же время, эти понятия не тождественны и их нельзя путать. Содержание понятия дисциплины значительно шире понятия законности. Дисциплина включает в себя выполнение таможенными служащими своих служебных обязанностей и реализацию предоставленных им для этого прав, основанных на требованиях не только правовых, но и ряда иных социальных норм, в то время как законность требует строгого соблюдения предписаний именно норм права.

Вопрос 23. Обжалование решений, действий и  бездействий таможенных органов  и их должностных лиц как элемент  обеспечения законности их деятельности.

Одним из гарантов обеспечения законности в деятельности таможенных органов  является наличие в таможенном праве  института обжалования. В соответствии со ст. 405 ТК РФ любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право  обжаловать решения (в том числе  нормативные акты), действия или  бездействие таможенных органов  России и их должностных лиц, если считает ущемленными (т. е. нарушенными  либо нереализованными) свои права  и законные интересы (естественно  — в сфере таможенного дела) и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. Причем последняя фраза имеет особый смысл и значение, поскольку подчеркивает, что общее несогласие лица с тем или иным решением, действием или бездействием таможенных органов и их должностных лиц, когда такое решение, действие или бездействие непосредственно и индивидуально не затрагивает это лицо, не может служить основанием для его обжалования. 
Наличие в Таможенном кодексе РФ специального раздела (раздела XIII), посвященного институту обжалования, свидетельствует о демократизме таможенного дела в России в целом и процедуры осуществления таможенной деятельности в частности. 
Институт обжалования является одной из гарантий соблюдения законности (а в случае ее нарушения — и гарантией восстановления законности) в сфере государственного управления, в том числе и в сфере управления таможенным делом. И распространяется он на все формы реализации таможенными органами и их должностными лицами своей компетенции — на их решения, действия или бездействие. 
Обжалование решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц нельзя путать с другими видами обращений в таможенные органы участников таможенно-правовых отношений, такими как внесение предложений и подача заявления. 
Внесение предложений — это привлечение внимания на несовершенство организации и деятельности таможенных органов и указание на пути их устранения. Подача заявлений — это вид обращения участника таможенно-правовых отношений в таможенный орган по поводу реализации своего права или законного интереса, не связанного с его нарушением. А вот обжалование — это обращение по поводу нарушенного права или законного интереса, причем право на обжалование может реализовываться как через обращение в таможенные органы, так и путем обращения в суд. 
Законодательство позволяет различать общее право обжалования и специальное право обжалования. Правом на общее обжалование обладают все участники таможенно-правовых отношений, обладающие общей правосубъектностью, а правом на специальное обжалование — лишь те из них, кто наделен специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Так, например, правом обжалования постановления по делу о нарушении таможенных правил обладает лишь то лицо, в отношении которого оно вынесено. 
Таможенным законодательством предусмотрен двухступенчатый порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: первоначальное (досудебное) обжалование через обращение в вышестоящие таможенные органы или к вышестоящим должностным лицам и вторичное обжалование — через обращение в суд. Причем нормы раздела XIII ТК РФ применяются при обжаловании любых решений, действий или бездействия таможенных органов, за исключением обжалования постановлений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил, порядок обжалования которых предусмотрен главой 49 раздела X ТК РФ и который будет рассмотрен нами в Особенной части курса. 
Внесудебное обжалование нисколько не умаляет конституционного права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Порядок такого обращения урегулирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Однако реальное осуществление права граждан на обращение с жалобой в суд нередко осложнено сильной бюрократизацией в их разрешении, сложностью судебных процедур (например, в получении доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалобы), неизбежной потерей значительного количества времени, тратой денег на уплату судебных пошлин и прочими объективно существующими препятствиями. Поэтому наличие в таможенном праве двухступенчатой системы обжалования нисколько не усложняет, а наоборот, на наш взгляд, упрощает процесс обжалования, когда жалоба подавшего ее лица может быть удовлетворена в административном порядке. 
Первоначальное обжалование состоит в подаче жалобы вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу и предполагает: 
1. Соблюдение сроков обжалования и возможности их восстановления. 
Жалоба подается в течение трех месяцев со дня уведомления лица о принятии решения либо совершения действия. При неуведомлении лица о принятом решении жалоба может быть подана в течение шести месяцев с даты принятия решения. А при бездействии — в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами письменной просьбы о принятии решения, либо в течение трех месяцев с момента возникновения юридического факта (фактов), образующего обязанность должностных лиц таможенных органов действовать должным образом. В случае пропуска указанных сроков для подачи жалобы по уважительным причинам эти сроки по заявлению лица, подавшего жалобу, могут быть восстановлены соответственно вышестоящим должностным лицом, вышестоящим таможенным органом либо ГТК России. 
2. Соблюдение сроков рассмотрения жалобы. 
Законом установлен месячный срок для рассмотрения первоначальной жалобы, который по письменному ходатайству таможенного органа, рассматривающего жалобу, может быть продлен вышестоящим таможенным органом либо ГТК России еще на два месяца. Таким образом, максимальный срок рассмотрения первоначальной жалобы может составлять три месяца. 
3. Соблюдение формы жалобы. 
Жалоба подается в письменной форме и направляется соответствующему таможенному органу или должностному лицу. 
4. Наступление предусмотренных законом последствий подачи жалобы. 
Юридические последствия, обусловленные подачей жалобы, наступают только при условии соблюдения ее письменной формы. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 412 ТК РФ случаев, когда таможенный орган или должностное лицо, которым подана жалоба, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Причем следует отметить, что довольно часто используемая в законодательстве формулировка «имеет достаточные основания полагать» является оценочной категорией. Наполнение ее конкретным содержанием — вопрос факта, зависящий от обстоятельств каждого конкретного дела. 
Решение таможенного органа или его должностного лица по первоначальной жалобе принимается в письменной форме и доводится до сведения лица, ее подавшего (причем для лица, подавшего жалобу, решение по ней может быть и менее благоприятным, чем обжалуемое решение). А в случаях, когда решение по жалобе имеет общее значение, т. е. когда оно адресовано неопределенному кругу лиц, такое решение подлежит опубликованию в соответствующих органах печати. 
Лицо, подавшее первоначальную жалобу, может изъять или аннулировать ее в любой момент до принятия решения по жалобе. Изъятие или аннулирование жалобы производится по письменному заявлению лица, ее подавшего, и лишает это лицо права на повторную подачу первоначальной жалобы, за исключением случаев, когда откроются новые обстоятельства по делу. В этих случаях подача первоначальной жалобы производится в пределах сроков, установленных для ее подачи. 
Если решение таможенного органа или его должностного лица по первоначальной жалобе не удовлетворяет заявителя, то в этом случае он обладает правом на вторичное обжалование. Закон устанавливает различную подведомственность вторичного обжалования в зависимости от его существа. 
Так, вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, связанные с проведением таможенного контроля, производством таможенного оформления, ведением производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрением, а также по другим, не затрагивающим экономической политики государства вопросам подаются в районные (городские) суды по месту нахождения таможенного органа либо по месту работы должностного лица таможенного органа, чьи решения, действия или бездействие обжалуются. Срок подачи вторичных жалоб — один месяц со дня получения письменного уведомления вышестоящего таможенного органа об отказе в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока со дня подачи жалобы при неполучении письменного ответа. Рассмотрение таких жалоб осуществляется в соответствии с правилами гражданского судопроизводства, регламентированными нормами ГПК РСФСР и в порядке, определенном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». 
Вторичные жалобы от предприятий, учреждений, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица подаются в арбитражные суды. Порядок предъявления подобных исков к таможенным органам и порядок их рассмотрения подробно урегулирован арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. 
Вторичные жалобы на нормативные акты ГТК России, адресованные неопределенному кругу лиц, а также жалобы на правоприменительную практику в деятельности таможенных органов, затрагивающую экономическую политику страны, подаются в Конституционный суд РФ. Порядок рассмотрения таких жалоб установлен Федеральным конституционным законом РФ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». 
Иные вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, т. е. жалобы, не подведомственные судам общей юрисдикции, арбитражным судам и Конституционному суду РФ, могут быть поданы Генеральному прокурору РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"