Виды политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…….…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности………………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………..……………8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»………………………………………………………………….….……….12
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов………...……….15
2.1 Демократический государственно-политический режим….…………….…16
2.2 Авторитарный государственно-политический режим……….…..........……23
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………..…..28
2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов……...36
Заключение…………………………………………………………………..……..40
Список литературы…………………………………………………...……...…….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 84.28 Кб (Скачать файл)

Это далеко не полный перечень свидетельствует  о том, что тоталитарные режимы могут  возникать на различной социально-экономической  базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

Западные политологи К. Фридрих  и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" первыми  выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные  режимы от демократии и авторитаризма:

  1. всеобщая государственная идеология;
  2. одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  3. монополия государства на средства массовой информации;
  4. монополия государства на все средства вооружения;
  5. особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  6. жестко централизованный контроль над экономикой.22

Отдельные из приведенных признаков  того или другого тоталитарного  государственного режима сложились, как  уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло  окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели  качества всеобщего 


(22)Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию – 4-е изд., - М.: Аспект Пресс, 2002. Стр.174

(21)Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура  и автократия,1965. Стр.88

характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в  Германии и Советском Союзе 30-х  годов превращать политические режимы власти (но не "общество" и не "мышление") в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сравнении его  с авторитарным режимом. Главное  заключается не в том, насколько  часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы  им также не пренебрегают. Не может  служить достаточным критерием  однопартийность, поскольку она  встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при  авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению  к государству, то в условиях тоталитаризма  она игнорируется, отвергается. Государство  стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно  демонстрируются социально-классовые  барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес" населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.23

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское  общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих  социальных функций саморегуляции  и саморазвития. Отсюда особенности  организации тоталитарной системы  государственной власти:

  1. глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  2. господство репрессивных аппаратов;
  3. управление представительных органов власти;
  4. монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной

 


(23)Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. — 2-е изд., доп. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Стр.125

  1. власти и превращение последних в своеобразные "приводные ремни" (средства) тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии  и личной приверженности граждан  вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком  тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика  властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают  на базе антагонизма средних классов  и даже широких масс по отношению  к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об "идейном абсолютизме" тоталитарной власти. С ним связано  во-первых, распространение в таких  странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени  режимов широкие массы.

Во-вторых, духовная подготовка населения  к определенным жертвам во имя  решения "возвышенных героических  задач", идеологическое прикрытие  корыстных интересов правящей номенклатуры.24

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения  гитлеровского и сталинского  политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку  с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или 

 


(24)Свободная мысль, Выпуск 13-18, Изд-во «Правда», 1993. Стр.8

 

иных политических сил, существование  которых разрешено режимом. Такая  партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными  мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским  путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя  к власти, такая партия становится государственной партией, партийные  и государственные структуры  объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами тоталитарного  режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток.

На гитлеровское гестапо и советские  органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов  и политических партий. В зависимости  от конкретной страны такими врагами  общества, режима могли быть объявлены  евреи, коммунисты, капиталисты и  т.п.

Массовое истребление целых  групп населения во время тотального контроля показывает огромную власть государства и беспомощность  рядовых граждан. Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль над  средствами информации. С помощью  СМИ и институтов духовной сферы  обеспечиваются политическая мобилизация  и почти стопроцентная поддержка  правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над  экономикой - важная черта тоталитарного  режима. Здесь контроль служит двоякой  цели. Во-первых, возможность распоряжаться  производительными силами общества создает необходимую политическому  режиму материальную базу и опору, без  которой тоталитарный контроль в  остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика  служит в качестве средства политического  управления. Например, люди насильно могут  быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где  не хватает рабочей силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах: Россия, Китай и другие, где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые  в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном  обществе существующий порядок без  коренной его ломки, посредством  возвеличивания роли государства, упразднения  отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как  Гитлер прилагал все усилия, чтобы  уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган, создать некое новое  общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими  элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических  интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят  либо к либерально-демократическим  системам: Германия, Испания, Италия и  др., либо к социалистической демократии: Китай и др.

 

2.4 Сравнение общих  характеристик основных политических  режимов

 

В зависимости от задач  политологического анализа можно  выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наибольшее распространение  получила типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем, который выделил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.25

 

 

 

 

 


(25)Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник – МГИМО, Проспект, 2011. Стр. 134

 

Характеристика

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Посттоталитарный

Султанистский

Политический плюрализм

Ответственный плюрализм

Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция

Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)

Нет (партия все еще формально  монополизирует власть)

Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового  порядка

Социальный и экономический  плюрализм

Да

Может быть

Нет возможности для параллельного  общества или теневой экономики

Ограничен ный, но ответствен ный (в зрелых режимах оппозиция  часто создает «вторую культуру», «параллельное общество» или  теневую экономику)

Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические  вмешательства

Идеология

Приверженность гражданским  принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности

Нет четко разработанной руководящей идеологии

Наличие руководящей и  направляющей идеологии, описывающей  достижимую в будущем утопию

Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента  с идеологии на прагматический консенсус

Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей  идеологии

Мобилизация

Низкая мобилизация, при  понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей  правила оппозиции

Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев

Экстенсивная мобилизация  в большое число созданных  режимом организаций; мобилизация  основана на энтузиазме

Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация  в госорганизации поддерживает необходимые  конформизм и покорность

Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия  над группами, указанными султаном

Лидерство

Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно

Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами

Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизматического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации

Высшие лидеры практически  не бывают харизматиками; их рекрутируют  из официальной партии, а деятельность в основном ограничивается партструктурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии»

Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рациональнолегальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его  окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция

Информация о работе Виды политических режимов