Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа
Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…….…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности………………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………..……………8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»………………………………………………………………….….……….12
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов………...……….15
2.1 Демократический государственно-политический режим….…………….…16
2.2 Авторитарный государственно-политический режим……….…..........……23
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………..…..28
2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов……...36
Заключение…………………………………………………………………..……..40
Список литературы…………………………………………………...……...…….41
Это далеко не полный перечень свидетельствует
о том, что тоталитарные режимы могут
возникать на различной социально-
Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего
(22)Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию – 4-е изд., - М.: Аспект Пресс, 2002. Стр.174
(21)Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия,1965. Стр.88
характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не "общество" и не "мышление") в тоталитарные.
Существенные признаки тоталитаризма
выявляются при сравнении его
с авторитарным режимом. Главное
заключается не в том, насколько
часто практикуется здесь прямое
насилие (террор). Иные авторитарные системы
им также не пренебрегают. Не может
служить достаточным критерием
однопартийность, поскольку она
встречается и при
Следовательно, тоталитаризм принудительным
образом снимает проблемы: гражданское
общество - государство, народ - политическая
власть. Государство полностью
(23)Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. — 2-е изд., доп. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Стр.125
Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.
Рассмотрим подробнее
Прежде всего, об "идейном абсолютизме"
тоталитарной власти. С ним связано
во-первых, распространение в таких
странах мессианской
Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения "возвышенных героических задач", идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.24
В соответствии с установками тоталитарных
режимов все граждане призваны были
выражать поддержку официальной
государственной идеологии, тратить
время на ее изучение. Инакомыслие
и выход научной мысли
Без понимания всего этого
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или
(24)Свободная мысль, Выпуск 13-18, Изд-во «Правда», 1993. Стр.8
иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.
Специфическими чертами
На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.
Массовое истребление целых
групп населения во время тотального
контроля показывает огромную власть
государства и беспомощность
рядовых граждан. Для тоталитарных
режимов характерно монополия власти
на информацию, полный контроль над
средствами информации. С помощью
СМИ и институтов духовной сферы
обеспечиваются политическая мобилизация
и почти стопроцентная
Жесткий централизованный контроль над
экономикой - важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества
создает необходимую
Леворадикальные политические режимы
для повышения
Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах: Россия, Китай и другие, где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.
Праворадикальные тоталитарные режимы
в Италии и Германии решали задачи
тотального контроля над экономикой
и другими сферами жизни
Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на рассово-этнической.
Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган, создать некое новое общество.
Тоталитарные политические режимы,
следовательно, создаются власть имущими
элитами для реализации идеологических
доктрин и корыстных
2.4 Сравнение общих
характеристик основных
В зависимости от задач
политологического анализа
(25)Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник – МГИМО, Проспект, 2011. Стр. 134
Характеристика |
Демократический |
Авторитарный |
Тоталитарный |
Посттоталитарный |
Султанистский |
Политический плюрализм |
Ответственный плюрализм |
Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция |
Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) |
Нет (партия все еще формально монополизирует власть) |
Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка |
Социальный и экономический плюрализм |
Да |
Может быть |
Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики |
Ограничен ный, но ответствен
ный (в зрелых режимах оппозиция
часто создает «вторую |
Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства |
Идеология |
Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности |
Нет четко разработанной руководящей идеологии |
Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию |
Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус |
Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии |
Мобилизация |
Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции |
Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев |
Экстенсивная мобилизация в большое число созданных режимом организаций; мобилизация основана на энтузиазме |
Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность |
Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном |
Лидерство |
Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно |
Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами |
Неопределенные границы,
большая непредсказуемость |
Высшие лидеры практически не бывают харизматиками; их рекрутируют из официальной партии, а деятельность в основном ограничивается партструктурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии» |
Лидерство сильно персонифицировано;
отсутствуют |