Возникновение и развитие древнерусского феодального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение возникновения древнерусского права, изучение его основных источников и их значение.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
1. Выявить и рассмотреть основные источники древнерусского права, показать их роль и соотношение в регулировании общественных отношений.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Возникновение и развитие древнерусского права, его источники.---------------------------
1.1. Обычное право------------------------------------------------------------------------------------------
1.2. Влияние и рецепции чужого права: договоры с немцами и Византией-------------------------
1.3. «Закон Русский»----------------------------------------------------------------------------------------
1.4. Княжеские договоры и уставы-----------------------------------------------------------------------
1.5. Церковные уставы-------------------------------------------------------------------------------------
1.6. Кормчие книги-------------------------------------------------------------------------------------------
2. Русская Правда как памятник права и ее редакции-------------------------------------------
2.1 Право собственности и обязательственное право. (русская правда)----------------------
2.2. Виды договоров. (русская правда)-------------------------------------------------------------------------
2.3. Брачно-семейное право. (русская правда)----------------------------------------------------------------
2.4. Наследование по закону и завещанию. (русская правда)-----------------------------------------
2.5. Преступления и наказания.(русская правда)-----------------------------------------------------------
2.6. Суд и судопроизводство. Виды судебных доказательств. (русская правда)--------------------
2.7.Значение Русской Правды в становлении отечественной правовой традиции------------------
Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников---------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 103.17 Кб (Скачать файл)

Рег. №_________

_______________

(дата)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени П.М. МАШЕРОВА»

 

Юридический факультет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по курсу: « История государства и права Зарубежных стран»

 

ВАРИАНТ № 12

 

 

Работа __________________

 

Выполнила:

к защите

 

студентка 13 группы

«____» ____________ 2012 г.

 

заочной формы обучения

________________________

   

(подпись)

   

 

 

 

Витебск 2013

 

 

 

 

 

Возникновение и развитие древнерусского феодального права

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 
  1. Возникновение и развитие древнерусского права, его источники.---------------------------
 
    1. Обычное право------------------------------------------------------------------------------------------
 
    1. Влияние и рецепции чужого права: договоры с немцами и Византией-------------------------
 
    1. «Закон Русский»----------------------------------------------------------------------------------------
 
    1. Княжеские договоры и уставы-----------------------------------------------------------------------
 
    1. Церковные уставы-------------------------------------------------------------------------------------
 
    1. Кормчие книги-------------------------------------------------------------------------------------------
 
  1. Русская Правда как памятник права и ее редакции-------------------------------------------
 
    1. Право  собственности  и  обязательственное  право. (русская правда)----------------------
 

2.2. Виды договоров. (русская правда)-------------------------------------------------------------------------

 

2.3. Брачно-семейное право. (русская правда)----------------------------------------------------------------

 

    2.4. Наследование по закону и завещанию. (русская правда)-----------------------------------------

 
    1. Преступления и наказания.(русская правда)-----------------------------------------------------------
 
    1. Суд и судопроизводство. Виды судебных доказательств. (русская правда)--------------------
 

2.7.Значение Русской  Правды в становлении отечественной правовой традиции------------------

 

Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Список использованных источников---------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление права Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.

Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в., оно внесло изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре.

В написании данной контрольной работы были использованы следующие источники:  

  1. История Государства и права России. Учебник для вузов. Под ред. С.А. Чибиряева
  2. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.;
  3. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды
  4. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное

издательство, 2000

  1. Сырых В.М. История государства и права России- М.: Юристъ, 1999.
  2. Титов Ю.П. История государства и права России - М.: Былина, 1999.
  3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1999.

  Целью контрольной работы является изучение возникновения древнерусского права, изучение его основных источников и их значение.

Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:

    1. Выявить и рассмотреть основные источники древнерусского права, показать их роль и соотношение в регулировании общественных отношений.

 

 

  1. Возникновение и развитие древнерусского права, его источники

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития.

Государство и право появились в результате возникновения частной собственности и эксплуатации человеком человека, разделения общества на бедных и богатых. Государство феодального типа обеспечивало диктатуру феодалов, охраняло их привилегии, собственность на средства производства, и в первую очередь на землю, устанавливало неполную собственность на производителей материальных благ - крестьян.

Вместе с государством появилось и право.  Со словом «право» мы встречаемся часто. Обычно оно употребляется для обозначения возможностей, которые имеет (или не имеет) тот или иной человек. Право является необходимым и неизбежным результатом экономического строя данного классового общества. Без права, как и без государства, господствующий класс не может сохранить и упрочить свое господство. Право позволяет

закрепить, ввести в ранг неприкосновенных господствующие отношения собственности, основные устои данного социального строя, обеспечить охрану общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса. Причины, которые привели к возникновению права, обычаи, выражавшие ранее волю всего рода, перерождались, изменялись по своему содержанию.

Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе до государственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах).Они стали выражать волю господствующего класса. Одновременно государство снабдило обычаи принудительной санкцией, стало поддерживать их своей силой. [4, стр. 50]

Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало. Источником права в этот период было, прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права.

Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 и 944 годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правила регистрации отдельных товаров «наволок».

Третий источник древнерусского права – право византийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера.

От церковных уставов князей пошла история церковного законодательства. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людом» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги - византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

 

 

    1. Обычное право

Древнейшим  источником  любого  права,  в том  числе  и  русского,  является  обычай , то  есть  такое  правило,  которое  исполнялось  в  силу  многократного  применения  и  вошло  в  привычку  людей. В  родовом  обществе  не  было  антагонизмов,  потому  обычаи  соблюдались   добровольно. Отсутствовали  специальные  органы  для  охраны  обычаев  от  нарушения. Обычаи  изменялись  очень  медленно,  что  вполне   соответствовало  темпам  изменения  самого  общества. Первоначально  право  складывалось  как  совокупность  новых  обычаев, к соблюдению  которых  обязывали  зарождающиеся  государственные  органы, и прежде всего суды. Позднее  правовые  нормы  (правила  поведения ) устанавливались  актами  князей. Когда  обычай  санкционируется  государственной  властью,  он  становится  нормой  обычного  права.

Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться от положения, что реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в до государственный период имелись нормы, регулировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались, прежде всего, благодаря авторитету традиций, общественного мнения и религиозных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы наказания со стороны государства. Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти народа. Подобно обычаям племенного строя, нормы обычного права были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний, в сфере уголовного права нормы обычного права действовали достаточно долго. В начале XI века Ярослав законодательным путем закрепил правовой обычай кровной мести, внеся в него свои изменения и дополнения. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение достаточно длительного времени, поскольку государство не спешило вмешиваться в сферу частных отношений. Купцы были связаны единством профессиональных интересов. Внутри их сообщества складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, взаимном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. Так складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать эти обычаи, а суды опираться на них при разрешении споров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создавалось торговое обычное право. В ряде случаев государство издает специальные нормативно-правовые акты, включающие нормы торговых обычаев. Из обычаев торгового оборота, нормативно-правовых актов, принятых на их основе, постепенно начинает складываться торговое право, являющееся подотраслью гражданского, семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались исключительно обычным правом. Христианство с его серьезным отношением к браку и семье вступило в непримиримую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества.

Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского феодального права