Возникновение и развитие древнерусского феодального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение возникновения древнерусского права, изучение его основных источников и их значение.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
1. Выявить и рассмотреть основные источники древнерусского права, показать их роль и соотношение в регулировании общественных отношений.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Возникновение и развитие древнерусского права, его источники.---------------------------
1.1. Обычное право------------------------------------------------------------------------------------------
1.2. Влияние и рецепции чужого права: договоры с немцами и Византией-------------------------
1.3. «Закон Русский»----------------------------------------------------------------------------------------
1.4. Княжеские договоры и уставы-----------------------------------------------------------------------
1.5. Церковные уставы-------------------------------------------------------------------------------------
1.6. Кормчие книги-------------------------------------------------------------------------------------------
2. Русская Правда как памятник права и ее редакции-------------------------------------------
2.1 Право собственности и обязательственное право. (русская правда)----------------------
2.2. Виды договоров. (русская правда)-------------------------------------------------------------------------
2.3. Брачно-семейное право. (русская правда)----------------------------------------------------------------
2.4. Наследование по закону и завещанию. (русская правда)-----------------------------------------
2.5. Преступления и наказания.(русская правда)-----------------------------------------------------------
2.6. Суд и судопроизводство. Виды судебных доказательств. (русская правда)--------------------
2.7.Значение Русской Правды в становлении отечественной правовой традиции------------------
Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников---------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 103.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.5.  Церковные уставы

В Древнерусском государстве, кроме собственных правовых источников, применялись сборники византийских церковных правил и законов, определяющих права церкви и указывающих на взаимоотношения церкви и государства.

Поскольку церковь была на Руси наделена официальными полномочиями и поскольку она стремилась расширить эти полномочия, возникла необходимость оговорить сферу ее компетенции. Если держаться категорий географии и демографии, границы ее влияния установились при самом акте обращения в христианство: предполагалось, что христианами стали все жители страны, в какой бы ее части они ни проживали.

По традиции «конституирующими» признаются два документа, в которых обозначена специфика церковной власти и границы ее действия. Эти документы названы «церковными уставами» и приписываются двум князьям, пользовавшимся на Руси, в первое время после ее обращения, наибольшим почетом: первый — Владимиру Святославичу (ум. в 1015 г.), крестителю Руси, а второй — его сыну Ярославу (ум. в 1054 г.).

УСТАВ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО. Древнейший из многочисленных списков этого устава мы находим в той же самой новгородской Кормчей конца XIII в., которая сберегла нам и древнейший известный список Русской Правды. Время сильно попортило этот памятник, покрыв первоначальный его текст густым слоем позднейших наростов. В списках этого устава много поправок, переделок, вставок, подновлений, словом, вариантов - знак продолжительного практического действия устава. Устав определяет положение церкви в новом для неё государстве. С одной стороны, церкви была предоставлена широкая юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела по нарушению святости и неприкосновенности христианских храмов и символов, дела о вероотступничестве, об оскорблении нравственного чувства, о противоестественных грехах, о покушениях на женскую честь, об обидах словом. Так церкви предоставлено было устроять и блюсти порядок семейный, религиозный и нравственный. С другой стороны, под её особое попечение было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы и получившее название церковных или богадельных людей. Общество это во всех делах церковных и нецерковных ведала и судила церковная власть. Разумеется, в ведомстве церкви состояли и те духовные и благотворительные учреждения, в которых находили убежище церковные люди: монастыри, больницы, странноприимные дома, богадельни. Весь этот разнообразный состав церковного ведомства определён в уставе Владимира лишь общими чертами, часто одними намёками; церковные дела и люди обозначены краткими и сухими перечнями.

УСТАВ ЯРОСЛАВА. Практическое развитие начал церковной юрисдикции, намеченных в уставе Владимира, находим в церковном уставе его сына Ярослава. Это уже довольно пространный и стройный церковный судебник. Он повторяет почти те же подсудные церкви дела и лица, какие перечислены в уставе Владимира, но сухие перечни последнего здесь разработаны уже в казуально расчленённые и отчётливо формулированные статьи со сложной системой наказаний и по местам с обозначением самого порядка судопроизводства. Эта система и этот порядок построены на различении и соотношении понятий греха и преступления. Грех ведает церковь. преступление - государство. Всякое преступление церковь считает грехом, но не всякий грех государство считает преступлением. Грех - нравственная несправедливость или неправда, нарушение божественного закона; преступление - неправда противообщественная, нарушение закона человеческого. Преступление есть деяние, которым одно лицо причиняет материальный вред или наносит нравственную обиду другому. Грех - не только деяние, но и мысль о деянии, которым грешник причиняет или может причинить материальный или нравственный вред не только своему ближнему, но и самому себе. Церкви подсудны грехи всех христиан и противозаконные деяния людей особого церковного ведомства.

Эти два устава дошли лишь в очень поздних рукописях, и ученые высказывают серьезные сомнения насчет того, сколь точно каждый из них отражает свой предположительно существовавший оригинал. Значит, названные уставы, хотя их и нельзя рассматривать как надежный источник сведений о постановлениях, какие могли составлять содержание кодексов, издававшихся в промежутке от конца X до сер. XI в., показывают все же, что именно стали считать главнейшим при определении авторитета власти, по крайней мере к концу интересующего нас периода.

Что касается содержания уставов, то они дополняют друг друга. Устав Владимира оговаривает, какие материальные средства гарантируются церкви в качестве источника для ее существования, выделяет те категории людей, которые будут находиться исключительно в юрисдикции церкви, и перечисляет те разряды преступлений, которые подлежат церковному суду.

Устав Владимира и Устав Ярослава размывают границу между церковным и светским правом, затрудняя понимание того и другого. Это гибриды, составители которых пытаются срастить две самостоятельные традиции и при этом, на пересечении заимствованных норм и местных обычаев, определить свою собственную сферу предусмотренной в правилах правовой деятельности. С одной стороны, оба документа специально подчеркивают свою связь с каноническим правом.

Церковные уставы соотносили большую часть канонических правонарушений с общей структурой мирских санкций, применявшихся на Руси в тех или иных казусах. Санкции эти были одинаково выгодны и для церкви, и для князя. Церковь приобретала формальный статус в качестве экономического и юридического целого, за ней были закреплены источники дохода, а ее духовные наставления подкреплялись материальными мерами пресечения, которые обеспечивала княжеская власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Кормчие книги

Но  особое   влияние  на развитие  права  древней   Руси,  оказало   принятие  Русью   христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.

В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников изучаемого мною правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными из них являются:

а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав;

б) Номоканон 14 титулов;

в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение;

г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;

д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

В Греческой Церкви «Кормчая книга» называется Номоканоном, что в переводе на славянский язык означает «законоправило», «законоправильник». В России Номоканон сильно изменился, пополнившись правилами чисто русского происхождения, составленными на церковных Соборах русских епископов или же написанных митрополитами русскими по поводу частных церковных вопросов. Номоканон на Руси получил свой особенный характер, отличный от греческого; в него вошли кроме греческих узаконений и церковные правила, составленные русским духовенством, и Русская Правда, и другие законодательные памятники Древней Руси.

Кормчая— это перевод греческого слова «номоканон», дошла до нас во множестве списков, и состав ее по этим спискам большей частью неодинаков, тем не менее все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 отделов.

В 1-м отделе русских Кормчих большей частью помещается «Слово о святых Вселенских Соборах, где, когда и почему который собор был собран». Это краткая история Вселенских Соборов без изложения их правил. Кроме Вселенских Соборов в ней, по некоторым рукописям, кратко упоминается и о Поместных Соборах Греческой Церкви, с показанием, когда и почему они были созываемы.

Во 2-м отделе полагается изложение правил апостольских и отеческих по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома Константинопольской Церкви, известного византийского законотолкователя XII в. Это изложение начинается приведением апостольских правил и их изъяснением, потом следуют правила соборные и их толкования. В иных рукописях правила эти излагаются более или менее полно по сборнику известного византийского законоведа Зонары.

3-й отдел  составляют «Правила Василия  Великого», относящиеся к церковным  законам. Эти правила собраны  из разных посланий св. Василия  Великого, всего 91 правило. В некоторых  рукописях в этом отделе вместе  с правилами Василия Великого  помещены правила церковные и  других отцов и учителей Церкви. Все эти правила размещены  в рукописях неодинаково, так  что их нельзя подвести под  один порядок.

4-й отдел  составляют церковно-гражданские  узаконения греческих императоров. Они в наших Кормчих известны  под следующими названиями:

1. «Заповеди  царя Юстиниана, или от различных  титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избраны различны». Так оглавляются в Кормчей различные статьи, извлеченные из Юстиниановых новелл патр. Фотием в его Номоканоне.

2. «Юстиниана  царя 6 собора узаконение, коего подобает  поставляти в епископы и клирики». Это собственно отрывок из Юстиниановой новеллы о постановлении епископов и клириков.

3. «От  книг божественных повелений  блаженныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Этот сборник приписывается Иоанну Схоластику. В нем помещены узаконения о церковном устройстве, управлении и имуществе.

4. «Леона  царя премудраго и Константина вернаго царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так здесь названа эклога имп. Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739—741. Здесь кроме узаконений о браке и о гражданских обязанностях брачующихся помещены узаконения об опеке, об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях.

5. «Законы  градскаго главы различны в 40 гранях». Под этим заглавием в Кормчей помещены в переводе статьи Прохирона Василия Македонянина.

6. «Новая  заповедь царя Алексея Комнена». Она составляет первую статью 43-й главы печатной Кормчей. В ней говорится об уравнении брака рабов с браками свободных, а именно, чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, что и браки свободных. Это первое узаконение христианского царя о признании брака рабов.

7. «Царя  Алексея Комнена от новых заповедей». Так названы две новеллы Алексея Комнина; в них помещены узаконения о браках.

8. «Изложение  бывшаго церковнаго соединения при Константине и Романе в лето 6428». Под этим заглавием в наших Кормчих помещены постановления о третьем и четвертом браках, сделанные на соборе в Константинополе в 920 при имп. Константине и Романе. В этих постановлениях отвергается четвертый брак, а для третьего назначаются годы, старше которых брак не может быть совершен.

9. Статьи  «об усыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество». В печатной Кормчей они помещены под заглавием «О тайне супружества, си есть законнаго брака, и о беззаконных брацех, или взбраненных». 5-й отдел в русских Кормчих составляют разные церковные и гражданские узаконения русских князей. Сюда относятся: 1) «Устав князя Владимира, крестившаго Русскую землю, о церковных судех и десятинах»; 2) «Правило о церковных людех, о десятинах и о судех епископских, о мерилах градских и о прочих вещех» Владимира же; 3) Устав Ярослава «О судех церковных»; 4) «Суд Ярославль Володимирич Правда Русская»; 5) «Устав князя Новгородскаго Святослава о десятинах», данных новгородской Софийской церкви. Кроме этих узаконений, изданных собственно князьями русскими, здесь же помещены и памятники, изданные русским духовенством.

 Наконец, в 6-м отделе помещаются некоторые  статьи не юридического содержания, греческие и русские, напр. «Никифора, патриарха Цареградскаго, летописец вскоре», т. е. краткая летопись, пополненная в России разными русскими известиями; «Речь жидовскаго языка, переложенная на русское, неразумное — на разум», т. е. объяснение еврейских слов, встречающихся в Св. Писании;

 Вообще  состав Кормчих, хотя носит более  или менее одинаковый характер, преимущественно юридического сборника, очень разнообразен. В Кормчих  русское духовенство, а может  быть и сами князья, видели  общий юридический кодекс законов, не только церковных, но и гражданских; к ним прибегали для решения  разных юридических вопросов, не  только церковных, но и светских. При перечислении статей, встречающихся  в Кормчих, мы видели не только  Русскую Правду, но и Литовский  Судебник царя Казимира и разные  привилегии его русскому духовенству, дворянству и др. классам Западной  Руси; следовательно, в Кормчих по  месту, где они составлялись, помещались  все местные узаконения, как светские, так и духовные.

Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского феодального права