Выборы Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение развития института президентских выборов в России, определение основных моментов проведения выборов Президента.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Рассмотреть понятие «президент», становление института президентства в России.
Проанализировать форму правления в Российской Федерации ее взаимосвязь с институтом президентства.
Рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации, выдвижения и регистрации кандидатов
Проанализировать организационное обеспечение и подготовки выборов Президента Российской Федерации
Рассмотреть порядок голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации

Содержание

Глава 1 Понятие и развитие института Президента в Российской Федерации
1.1 Понятие «Президент», становление института президентства в России………………………………………………………………………..6
1.2 Форма правления в Российской Федерации и её взаимосвязь с институтом Президента…………………………………………………..13
1.3 Место Президента РФ в системе разделения властей…………...17

Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
2.1 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………….21
2.2 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации……………………………………………………27
2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый вариант курсовой Анки.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Учитывая все сказанное можно констатировать, что конституционный статус Президента РФ отражает, во-первых, традиционное понимание президента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра», обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов, гаранта конституции и государства; в-третьих, его определяющее положение по отношению к исполнительной власти, права по ее осуществлению, его роль как фактического главы исполнительной власти.

Для построения демократически работающей государственной власти необходимы не изменения формы правления и урезание полномочий главы государства, а чёткая регламентация компетенции и ответственности каждого органа, включая Президента Российской Федерации.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации

 

2.1 Назначение выборов Президента  Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов

 

Порядок назначения выборов Президента Российской Федерации подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Основными нормативно - правовыми актами регламентирующими процесс выборов Президента Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента Российской Федерации назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. К уполномоченным на то органам в соответствии с действующим законодательством (п. "д" ч.1 ст. 102 Конституции) относятся10:

- Совет Федерации Федерального  Собрания.

- Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации.

Решение о назначении выборов должно быть принято Советом Федерации не позднее чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования, кроме случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, тогда выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Центральная избирательная комиссия назначает выборы Президента Российской Федерации только в случаях:

- Если Совет Федерации в установленные законом сроки не назначил выборы Президента Российской Федерации.

- Если Совет Федерации не  назначил досрочные выборы Президента  Российской Федерации.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. В таком случае днем голосования будет являться следующее воскресенье.

Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации

Теперь - о порядке выдвижения и регистрации кандидатов. Анализ законодательства позволяет выделить два порядка выдвижения кандидатуры на пост Президента: в порядке самовыдвижения и выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком.

Право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации имеет каждый гражданин, достигший 35 лет и проживающий постоянно в течение не менее 10 лет на территории Российской Федерации.

Далее осуществляется11:

  • Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата
  • Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками
  • Представление избирательных документов для регистрации кандидата
  • Регистрация кандидата

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Законность данного положения оспаривалось в Конституционном Суде РФ гражданкой Пеуновой С.М, которой было отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации, поскольку ею было представлено недостаточное количество подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка С.М. Пеунова оспаривает конституционность пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2012 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"), согласно которому кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия  в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей; при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации; если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение устанавливает непреодолимое препятствие для реализации пассивного избирательного права гражданами, которые были выдвинуты кандидатами на должность Президента Российской Федерации в порядке самовыдвижения, и тем самым несоразмерно ограничивает их конституционное право быть избранными в органы государственной власти, а также вопреки принципу равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям ставит таких граждан в неравное положение по сравнению с гражданами, выдвинутыми в качестве кандидатов на должность Президента Российской Федерации политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов в федеральном парламенте, которые в соответствии с законом освобождены от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах Президента Российской Федерации. В Определении  Конституционного Суда от 05 июня 2012 года № 1058-О говорится о том, что  пункт 1 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения заявительницы с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации) - как сам по себе, так и во взаимосвязи с иными нормами права - не может рассматриваться как нарушающий конституционное право граждан быть избранными в органы государственной власти, поскольку закрепленное в нем регулирование объективно обусловлено потребностью подтверждения кандидатом на должность Президента Российской Федерации, выдвинутым в порядке самовыдвижения, наличия у него поддержки необходимого количества избирателей, соразмерного общей численности граждан, обладающих активным избирательным правом на президентских выборах, не создает непреодолимых препятствий для реализации гражданами своего пассивного избирательного права на выборах главы государства и не нарушает конституционный принцип равенства граждан при определении условий выдвижения и регистрации кандидатов на выборах Президента Российской Федерации.12

 Представление избирательных документов для регистрации кандидата. В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок от 80 до 45 дней до дня голосования предоставляются документы для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации. Срок подачи документов истекает в 18 часов по московскому времени 45 дня до дня голосования.

Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации должна проверить соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата: соблюдение порядка сбора подписей, соблюдение порядка оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные листы и иные принятые в соответствии с Федеральным законом документы в течение 10 дней со дня их приема.

О результатах проверки подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока извещаются не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Регистрация кандидата. В течение 10 дней с момента принятия документов, необходимых для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:

- о регистрации кандидата. В  этом случае каждому зарегистрированному  кандидату выдается удостоверение  о регистрации с указанием  даты регистрации и сведения  о зарегистрированных кандидатах  в течение 48 часов после регистрации передаются в средства массовой информации.

В решении о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, делается отметка о том, что кандидат был выдвинут политической партией или избирательным блоком.

- об отказе в регистрации кандидата.

Если было принято решение об отказе в регистрации кандидата, то в течение суток с момента принятия такого решения выдается его копия с изложением оснований отказа кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата.

Выборы Президента Российской Федерации могут быть отложены для дополнительного выдвижения кандидатов на срок до 60 дней по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов.

Таким образом, выборы Президента Российской Федерации назначаются не позднее чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования специально уполномоченными органами: Советом Федерации Федерального Собрания и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации как исключение, в случаях, если выборы не назначил Совет Федерации. Днем голосования всегда является воскресенье. Кандидаты выдвигаются в порядке самовыдвижения и политической партией, избирательным блоком. Регистрацию осуществляет Центральная избирательная комиссия.

 

2.2 Организационное обеспечение  и подготовка выборов Президента  Российской Федерации

 

Организационное обеспечение и подготовка выборов президента включает в себя:

  1. Создание избирательных комиссий
  2. Финансирование выборов
  3. Предвыборную агитация и информирование избирателей

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют13:

–Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

–избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

–территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"14, в качестве территориальных избирательных комиссий;

–участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации (далее - избирательные комиссии) устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона.15

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.16

Информирование избирателей и предвыборная агитация

Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.17

Информация о работе Выборы Президента Российской Федерации