Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:56, реферат
Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.
Таким образом, функции государства – это основные направления деятельности, выражающие сущность, цели и задачи государства по управлению обществом6.
Формы осуществления
функций государства — это
деятельность органов государства,
посредством которой
Различают правовую и организационную формы. Первая, в отличие от второй, есть деятельность государственных органов, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовой форме относят:
К организационной форме относят:
1)организационно-
2)организационно-
3)организационно-
Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
Государ
тьправовой
3. Форма государства: понятие, сущность, элементы
Форма государства
— это способ организации политической
власти, охватывающий форму правления,
форму государственного устройства
и политический режим. Если категория
«сущность государства» отвечает на
вопрос: в чем заключается главное,
закономерное, определяющее в государстве,
то категория «форма государства» трактуют
вопросы в том, кто и как
правит в обществе, как устроены
и действуют в нем
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Элементами формы государства выступают:
Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
1. Форма государственного
правления — это элемент формы
государства, характеризующий
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики:
1) выборность власти;
2)срочность;
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства7.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
2. Форма государственного
устройства — это элемент
На основе данного критерия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Различают следующие формы государственного устройства:
Конфедерация - форма объединения государств, сохраняющих свой суверенитет. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815—1848 гг., трансформировалась в федерацию).
3. Политический
(государственный) режим — это
система методов, способов и
средств осуществления
Политический
режим является ключевым понятием для
формирования представлений об основных
системах власти. Именно исходя из политического
режима, судят о подлинной картине
принципов организации
Выделяют демократический и антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский) режимы
Для демократического режима характерны следующие черты:
1) народовластие,
т.е. признание народа
2) свобода
личности в экономической
3) реальная
гарантированность прав и
4) осуществление
государственной власти на
5) выборность
и сменяемость органов
6) децентрализация государственной власти;
7) наличие
политико-правовых механизмов, обеспечивающих
реальную возможность участия
граждан в формировании, деятельности
органов государства и в
8) учет интересов
и мнения меньшинства,
9) политический
плюрализм, т.е. отсутствие
10) наличие легальной оппозиции.8
Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.
Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Для тоталитарного режима характерны следующие черты:
1) идеологизация
всей общественной жизни: на
государственном уровне
2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;
3) монополия на информацию;
4) подавление
человеческой индивидуальности, массовый
террор против своего
5) слияние государственного и партийного аппарата;
6) жесткая
централизация власти, иерархию
которой возглавляет вождь (
7) упразднение местного самоуправления;
8) отрицание
частной жизни и частной
Авторитарный
режим считается более мягким
по сравнению с тоталитарным. Его
главная специфика состоит в
том, что государством руководит
узкий круг — правящая элита, которая
возглавляется лидером и
Информация о работе Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления