Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.

Вложенные файлы: 1 файл

философия права государство.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Таким образом, функции государства – это  основные направления деятельности, выражающие сущность, цели и задачи государства по управлению обществом6.

Формы осуществления  функций государства — это  деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.

Различают правовую и организационную формы. Первая, в отличие от второй, есть деятельность государственных органов, связанная  с принятием правовых актов и  влекущая юридические последствия. К правовой форме относят:

  1. правотворческую деятельность (по подготовке и изданию нормативных актов);
  2. правоприменительную деятельность (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
  3. правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационной  форме относят:

1)организационно-регламентирующую  деятельность (работа структур по  обеспечению функционирования органа)-государства,  связанную с подготовкой проектов  документов, организацией выборов  и т.п.);

2)организационно-хозяйственную  деятельность (оперативно-техническая  и хозяйственная, связанная с  бухгалтерским учетом, статистикой,  снабжением и т.д.);

3)организационно-идеологическую  деятельность (по идеологическому  обеспечению выполнения различных  функций государства, связанная  с разъяснением издаваемых нормативных  актов и пр.).

Методы осуществления  функций государства — это  способы и приемы, с помощью  которых органы государства реализуют  его функции. Среди подобных методов  выделяют убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

Государ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тьправовой

3. Форма государства: понятие, сущность, элементы

Форма государства  — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория  «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как  правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические образования с государством в  целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы  государства в значительной степени  зависит политическая жизнь в  обществе, устойчивость государственных  институтов.

Элементами  формы государства выступают:

  1. форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
  2. форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные);
  3. политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемовгосударственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Таким образом, форма государства — это его  структурное, территориальное и  политическое устройство, взятое в  единстве трех вышеназванных составляющих.

1. Форма государственного  правления — это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

К верховной  государственной власти относят  главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия взять положение  главы государства, то формы правления  подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки  монархии:

  1. власть передается по наследству;
  2. бессрочна;
  3. не зависит от населения.

Монархии  бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики:

1) выборность  власти;

2)срочность;

3) зависимость  от избирателей.

В зависимости  от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В  президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент. В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства7.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

2. Форма государственного  устройства — это элемент формы  государства, характеризующий его  внутреннюю структуру, способ  политического и территориального  деления, обусловливающий определенные  взаимоотношения органов государства  с органами его составных частей.

На основе данного критерия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах.

Различают следующие  формы государственного устройства:

  1. унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);
  2. федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов).

Конфедерация - форма объединения государств, сохраняющих свой суверенитет. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815—1848 гг., трансформировалась в федерацию).

3. Политический (государственный) режим — это  система методов, способов и  средств осуществления политической  власти. Всякие изменения, происходящие  в государстве, прежде всего,  отражаются на его режиме, а  он влияет на форму правления  и форму государственного устройства.

Политический  режим является ключевым понятием для  формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического  режима, судят о подлинной картине  принципов организации политического  устройства общества. Политический режим  характеризует определенный политический климат, существующий в той или  иной стране в конкретный период ее исторического развития. Политический режим обеспечивает стабильность и  определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов  политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

Выделяют демократический  и антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский) режимы

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие,  т.е. признание народа единственным  источником государственной власти;

2) свобода  личности в экономической сфере,  т.е. свобода предпринимательства  и признание частной собственности;

3) реальная  гарантированность прав и свобод  человека и гражданина;

4) осуществление  государственной власти на основе  принципа разделения властей;

5) выборность  и сменяемость органов государственной  власти;

6) децентрализация  государственной власти;

7) наличие  политико-правовых механизмов, обеспечивающих  реальную возможность участия  граждан в формировании, деятельности  органов государства и в контроле  за ними;

8) учет интересов  и мнения меньшинства, использование  метода согласования при принятии  решений;

9) политический  плюрализм, т.е. отсутствие единой  общеобязательной официальной идеологии;  многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие  легальной оппозиции.8

Тоталитарный  режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой  всеобъемлющий контроль государства  над населением, всеми формами  и сферами жизни общества и  опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного  режима характерны следующие черты:

1) идеологизация  всей общественной жизни: на  государственном уровне введена  единая общая официальная для  всей страны идеология;

2) нетерпимость  ко всякому инакомыслию;

3) монополия  на информацию;

4) подавление  человеческой индивидуальности, массовый  террор против своего населения;

5) слияние  государственного и партийного  аппарата;

6) жесткая  централизация власти, иерархию  которой возглавляет вождь (идеи  вождизма);

7) упразднение  местного самоуправления;

8) отрицание  частной жизни и частной собственности,  доминирующее положение государственной  собственности.

Авторитарный  режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его  главная специфика состоит в  том, что государством руководит  узкий круг — правящая элита, которая  возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

Информация о работе Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления