Гражданское общество как основа государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы предполагает постановку следующих задач:
Раскрыть сущность и структуру гражданского общества.
Охарактеризовать правовое государство.
Выявить взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение
1. Гражданское общество как основа государства
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Этапы развития государства и права в гражданском обществе
2 Роль гражданского общества в формирования правового государства
2.1. Понятие и признаки правового государства
2.2. Условия формирования правового государства
3 Соотношение правового государства и гражданского общества.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское общество как основа государства.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства  и бедности. Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на его выводах, что капитализм к середине XIX в. стал тормозом развития производительных сил, а нищающий пролетариат должен разрушить буржуазное общество, осуществив коммунистическую революцию. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса создало механизм противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело справиться с экономическими кризисами и породить многочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом.

На втором этапе истории гражданского общества продолжалось оформление современного представительного государства, развитие тенденций все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. Во-первых, расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; во-вторых, рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами; в-третьих, возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества.

Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж XIX-XX вв. К этому времени ведущее  место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональные союзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели и на защиту интересов которого притязает ряд влиятельных политических партий и движений. В защиту демократических и социальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лиц свободных профессий, деятелей науки, культуры и искусства, научная интеллигенция, студенты, молодежь.

Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать  буржуазным. Многие социологи относят  капитализм к уже изжившей себя первой фазе индустриального общества. Гибкое соединение в современной экономике  различных форм собственности, существование мощных организаций рабочего класса, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий - все это поставило пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило экономически сильный класс считаться с общенациональными интересами, идти на компромиссы с другими классами.

Нормальное, цивилизованное государство  современности - правовое и социальное государство с развитыми институтами  представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Через институты демократии, через  законодательство, основанное на признании  и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы давления и свободную прессу гражданское общество стремится подчинить и подчиняет себе государство, которое становится не только орудием классового господства, но и средством достижения общественного компромисса, снятия или смягчения социальных противоречий, механизмом управления делами общества.

Созданное и охраняемое таким государством право отличается от права первой половины XIX в. тем, что оно, во-первых, содержит уже не только возведенную  в закон волю буржуазии6, но и волю, интересы, требования других общественных классов, групп, общества в целом; во-вторых, это уже не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.

В развитии главной тенденции гражданского общества - устранении всех видов неравенства, расширении и углублении равноправия людей - намечаются и осуществляются перспективы новых прав и свобод, гарантированных материально. Среди перспектив дальнейшего прогресса гражданского общества - более тесное общение народов на основе всемирного рынка, возрастание реальной роли международных пактов о правах человека, повышение авторитета ООН и других международных организаций, повсеместное развитие демократии с перспективой замены государства общественным самоуправлением7.

Однако путь человечества никогда не был прямым и ровным. История знает не только рывки, скачки (вперед), но и стремительные откаты назад. Гражданское общество не гарантировано  от разрушения, свертывания горизонтальных связей автономных субъектов, их перестройки в вертикальные связи зависимостей от государства. Поэтому наряду с оптимистическими прогнозами и предположениями о перспективах развития гражданского общества нет недостатка в противоположных по содержанию прогнозах.

Во многих странах  гражданское общество переживает опасный  период. В одних регионах оно существует лишь в потенции, как выражение  общей тенденции развития мировой  цивилизации; в других оно находится  в стадии становления, но его формированию препятствуют влиятельные общественные группы, способные привлечь и повести за собой значительную часть народа; в третьих, уже существующее гражданское общество подвергается нападкам внешних и внутренних сил. XX век знает не только явные успехи демократии и пакты о правах человека, но и торжество тоталитарных режимов, упразднявших права и свободы, разрушавших гражданское общество, устанавливавших вертикальные структуры, подобные военно-феодальным.

2 Роль  гражданского общества в  формирования правового государства

2.1. Понятие и признаки правового государства

Характеризуя правовое государство, следует иметь в  виду, что, несмотря на специфические  особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством.

Это означает, во-первых, то, что оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций. А, во-вторых, что оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, общеродовыми признаками и чертами.

В современной  юридической литературе правовое государство определяется как демократическое государство, т.е. в таком государстве действует примат права над всеми государственными институтами, а в основу такого государства заложены демократические принципы и приоритеты, такие как законность, гуманизм, справедливость, равенство и т.п.

Рассмотрим более подробно признаки правового государства.

Прежде всего, нужно  выделить верховенство закона. В соответствии с данным признаком ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

В настоящее время, как свидетельствует  практика, положение таково, что  закон во многих государствах, формально, будучи основным юридическим актом, на деле же фактически «растворяется» в системе других подзаконных, ведомственных актов. Об этом много говорилось в научной литературе. Факты подтверждают справедливость данного утверждения.

Следует особо подчеркнуть, что  формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

В условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений.

Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.

В России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными8.

Среди других черт и особенностей правового государства следует указать на реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с данным признаком в правовом государстве законодательно закрепляется правовой статус личности (права и обязанности), а также гарантии между понятием права и свободы человека и права и свободы гражданина. К первой категории прав принадлежат так называемые естественные права человека (право на жизнь, свобода передвижения и др.), т.е. принадлежащие ему в силу рождения. Ко второй категории относятся только те права, которые связаны с фактом гражданства (избирательные права, право охрану здоровья и т.д.). В Конституциях современных государств, как правило, закрепляются следующие виды прав и свобод: личные права и свободы (категория естественных прав – неприкосновенность частной жизни, право на физическую и психическую свободу и личную неприкосновенность и т.п.); политические права и свободы (право на объединения, избирательны права и др.); а также социально-экономические права и свободы (свобода труда и право на труд, право частной собственности и др.). Демократические государства, помимо закрепления прав и свобод в законодательных актах, обеспечивают их непосредственное осуществление и реализацию. Этому способствуют экономические, политические, а также юридические гарантии со стороны государства9.

Согласно признаку разделения властей, власть в правовом демократическом государстве делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Суть данного принципа состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица либо определенной социальной группы и тем самым предотвратить злостное пользование властью в интересах отдельных категорий  лиц. Последовательное проведение данного принципа в жизнь обеспечивает согласованное взаимодействие всех государственных органов, а также гарантирует гражданское общество от любых попыток органов взять на себя всю  полноту власти и установить в стране антидемократический режим.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Разделение властей - это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это - законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. Исполнительная - правительству. И судебная - суду.

Суть этой теории в  том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или  небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.

Идеи теории разделения властей оказали огромное воздействие  на умы людей и их политическое мировоззрение. Они были отражены, например, в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»10.

В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Помимо названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового. Их достаточно много и они весьма разнообразны. Ряд авторов, например, выделяют в самостоятельные признаки правового государства взаимную ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами, соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам и другие.

Особое внимание следует  уделить тому, что некоторые авторы указывают отдельным признаком  правового государства – наличие  в нем гражданского общества.

В своей совокупности все это дает общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.

2.2. Условия  формирования правового государства

 

Рассмотрение условий формирования правового государства является принципиально важным, особенно для современных стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных структур правового государства. Ибо если в стране нет реальных – объективных и субъективных условий для создания, а затем – нормального функционирования правового государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.

Информация о работе Гражданское общество как основа государства