Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Духовно-культурный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в специальной литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-культурным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных и культурных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру имеет для российского общества огромное значение.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность основ конституционного строя РФ ……………….…. 6
1.1. Становление основ конституционного строя ………………………………
1.2. Система основ конституционного строя РФ ………………………………
2. Содержание духовно-культурных основ конституционного строя РФ …
2.1. Понятие духовности. Духовно-культурные взаимоотношения в обществе ………………………………………………………………………………………
2.2. Принципы духовных основ конституционного строя РФ ………………..
2.3. Значение культурных прав человека и гражданина и их место в основах конституционного строя РФ ……………………………………………..…..
Заключение ……………………………………………………………………..
Библиографический список ………………………
Духовно-культурные основы конституционного строя РФ.
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Понятие и сущность основ конституционного строя РФ ……………….…. 6
1.1. Становление основ
1.2. Система основ конституционного строя РФ ………………………………
2. Содержание духовно-культурных основ конституционного строя РФ …
2.1. Понятие духовности. Духовно-культурные
взаимоотношения в обществе ………………………………………………………………………………
2.2. Принципы духовных основ конституционного строя РФ ………………..
2.3. Значение культурных прав человека и гражданина и их место в основах конституционного строя РФ ……………………………………………..…..
Заключение …………………………………………………
Библиографический список ……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Духовно-культурный облик современной России обусловлен социально-экономическими, политическими преобразованиями, модернизацией общественных отношений, порождающих разнообразные явления как положительные, так и негативные. Как отмечается в специальной литературе, Россия в современный период находится в самом начале реального конституционного обеспечения закрепленных в Конституции основ, поэтому, привлечение внимания к духовно-культурным основам конституционного строя Российской Федерации, как к гаранту удовлетворения духовных и культурных потребностей личности, и морально-нравственному ориентиру имеет для российского общества огромное значение.
В главе Конституции РФ об основах конституционного строя закрепляются наиболее общие и важные принципы и положения Конституции, являющиеся исходными, основополагающими для других ее статей, законов и всей нормативно-правовой системы государства.
Духовность выражается во внутренней потребности человека в осуществлении своих нравственных, культурных, интеллектуальных интересов, потребностей в саморазвитии, творческой реализации в сфере науки, искусства, образования, культуры, религии. В Преамбуле заложена общая духовная идея Конституции в целом, содержатся базовые общечеловеческие ценности, выступающие нравственным ориентиром для государства.
Осознание личностью адресованных ей конституционных предписаний позволяет ей действовать в соответствии с предоставляемыми индивиду правами в рамках законности. Для этого необходим собственный внутренний духовный опыт. Человек, находящийся на любом уровне умственного и духовного развития, по-разному судит о понятии и сущности конституционного строя. Государственные реформы, распад страны, постоянная борьба наций, национальная преступность постепенно разлагают психологию личности, заставляют жить человека вразрез с конституционными принципами.
Воспитание личностью
Объектом исследования в данной работе являются основы конституционного строя Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Предмет изучения. Духовно-культурные основы конституционного строя Российской Федерации.
Целью работы является выявление и раскрытие содержания духовно-культурных основ конституционного строя Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить какое место в структуре Конституции Российской Федерации занимают основы конституционного строя;
2. Определить понятие основ конституционного строя;
3. Выявить понятие духовности, охарактеризовать духовно-культурные отношения в современном обществе;
4. Раскрыть принципы
духовно-культурных основ
Работа структурно разделена на две главы, каждая из которых разбита на пункты. В первой анализируется само понятие и сущность основ конституционного строя Российской Федерации. Вторая глава – это анализ принципов духовно-культурных основ конституционного строя Российской Федерации, определение понятия духовности, духовно-культурных взаимоотношений в обществе.
Методологическая база. При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы – диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы исследования правовых явлений.
Литература. Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области конституционного права, теории и истории государства и права.
В частности, данному исследованию посвящены труды таких выдающихся российских ученых: Румянцева О.Г., Сукало А.Е., Кудрявцева Ю.В., Баглая М.В. и других.
1. Понятие и сущность основ конституционного строя Российской Федерации
1.1. Становление основ конституционного строя
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе1. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеют строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством2.
Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.
Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие «основы конституционного строя». Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие «общественное устройство» и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие «основа общественного строя и политики».
Термин «основы конституционного строя» является достаточно новым для российского конституционного права. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепив основополагающие политические, идеологические, экономические, социальные общественные отношения, тем самым определила основные принципы устройства государства и общества. Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Для развития Российского государства исключительно важно определение понятий и характеристик понятий используемых в Конституции Российской Федерации. Только развитие понимания положений Конституции может помочь сохранению исторически сложившегося государственного единства, установлению гражданского мира и согласия – стержневым идеям российской Конституции.
Начиная с 1993 года, в Российской Федерации произошли разительные и масштабные перемены во всех сферах общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе национального законодательства. После заключения в 1992 г. Федеративного договора и принятия новой Конституции РФ, распространившими принцип федерализма на всю территорию России, все субъекты федерации получили право на собственное законодательство3. Это привело к значительному расширению законодательной базы конституционного права РФ, которая в связи с изменившимися условиями также требует своего изучения.
Принятие Конституции
само по себе означает установление обязанности
государства следовать конститу
Отсюда вытекает теоретическая и практическая значимость рассмотрения конституционного строя РФ, его закрепления в Конституции РФ, основы конституционного строя.
Конституционный строй — разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. Конституционный строй — это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении конституционный строй понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях5.
Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства6.
В российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового государства. Государство провозгласило, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом (ст. 18 Конституции РФ).
Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод7.
Конституция 1993 г. исходит из того, что прочность, незыблемость основ нового конституционного строя России определяется не его «монолитностью», недопустимостью столкновения и противоборства идей и интересов, а, напротив, наличием внутренних противоречий и конфликтов между несовпадающими конституционными ценностями институтов государственной и муниципальной организации публичной власти, федерализма, правового положения личности и, соответственно, закреплением уже на уровне основ конституционного строя системы сдержек и противовесов как правовых механизмов разрешения соответствующих противоречий8.
Основы конституционного строя - находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования9.
В настоящее время многие исследователи отмечают, что кризис конституционализма закономерно обернулся кризисом научной отрасли, призванной «обслуживать интересы» данной сферы права10. В результате, в Конституции России, как, впрочем, и в законах, ничего не сказано, например, о качестве федеративных отношений, как ничего не сказано и о сущности правового государства, и о многих других «базовых» понятиях, которыми активно оперирует действующее законодательство. Они, по сути, приняты на веру, как «не подлежащие сомнению истины». По их поводу можно размышлять как бы post factum.
Информация о работе Духовно-культурные основы конституционного строя РФ