Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в итоге отказался от этого намерения. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». Высшая бюрократия, большая часть чиновничества, а также в консервативно настроенная часть общества была убеждена в необходимости самодержавия для России. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Причины и предпосылки появления Государственной Думы в России…………......3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы (Будыгинская Государственная Дума)
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……7
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………….……9
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..……….11
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..13
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат по истории.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Питаем уверенность, что избранные доверием всего  населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с Правительством, покажут себя пред всей Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от Нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия Государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение  Господне на труды учреждаемого Нами государственного установления, Мы с  непоколебимою верою в милость  Божию и в непреложность великих  исторических судеб, предопределенных Божественным Промыслом дорогому Нашему Отечеству, твердо уповаем, что с помощью Всемогущего Бога и единодушными усилиями всех своих сынов, Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетней ее историей могуществе, величии и славе. [...]

УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

6 августа 1905 г.

I. О СОСТАВЕ И УСТРОЙСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1. Государственная  Дума учреждается для предварительной  разработки и обсуждения законодательных  предположений, восходящих, по силе  основных законов, через Государственный Совет, к Верховной Самодержавной Власти.

2. Государственная  Дума образуется из членов, избираемых  населением Российской Империи  на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах  в Думу.

3. По Указу  Императорского Величества Государственная Дума может быть распущена до истечения пятилетнего срока (ст. 2). Тем же Указом назначаются новые выборы в Думу.

4. Продолжительность  ежегодных занятий Государственной  Думы и сроки их перерыва  в течение года определяются  Указами Императорского Величества.

5. В составе  Государственной Думы образуются  Общее Собрание и Отделы.

6. Отделов в  Государственной Думе должно  быть не менее четырех и  не более восьми. Членов в каждом  отделе полагается не менее  двадцати. Ближайшее установление  числа отделов Думы и состава ее членов, а также распределение дел между отделами зависит от Думы.

7. Для законного  состава заседаний Государственной  Думы требуется присутствие: в  общем собрании – не менее  одной трети всего числа членов  Думы, а в отделе – не менее половины входящих в его состав членов.

8. Расходы по  содержанию Государственной Думы  относятся на счет Государственного  Казначейства. [...]

V. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

33. Ведению Государственной  Думы подлежат:

а) предметы, требующие  издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) финансовые сметы  Министерств и Главных Управлений и государственная роспись доходов  и расходов, равно как и денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, – на основании особых по сему предмету правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной  росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов  или имуществ, требующем Высочайшего  Соизволения;

д) дела о постройке  железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем  испрашиваются изъятия из действующих  законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению  Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о возвышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими Думами [...].

34. Государственной  Думе предоставляется возбуждать  предположения об отмене или  изменении действующих и издании  новых законов (ст. ст. 54 – 57). Предположения  эти не должны касаться начал  государственного устройства, установленных  законами основными.

35. Государственной  Думе предоставляется заявлять  Министрам и Главноуправляющим  отдельными частями, подчиненным  по закону Правительствующему  Сенату, о сообщении сведений  и разъяснений по поводу таких,  последовавших со стороны Министров  или Главноуправляющих, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, коими нарушаются, по мнению Думы, существующие законоположения (ст. ст. 58 – 61).

VI. О порядке производства дел в Государственной Думе

36. Подлежащие  обсуждению Государственной Думы  дела вносятся в Думу Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, а также Государственным Секретарем.

37. Внесенные  в Государственную Думу дела  обсуждаются в отделах ее и  затем поступают на разсмотрение  Общего ее Собрания.

38. Заседания  Общего Собрания и отделов Государственной Думы назначаются, открываются и закрываются их председателями.

39. Председатель  останавливает того из членов  Государственной Думы, который уклоняется  от соблюдения порядка или  уважения к закону. От Председателя  зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

40. В случае  нарушения порядка членом Государственной  Думы он может быть удален  из заседания или устранен  на определенный срок от участия  в собраниях Думы. Член Думы  удаляется из заседания по  постановлению Отдела или Общего  Собрания Думы, по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок по постановлению Общего ее Собрания.

41. В заседания  Государственной Думы, по Общему  ее Собранию и по отделам,  посторонние лица не допускаются.

42. Председателю  Думы предоставляется разрешать присутствовать в заседаниях Общего ее Собрания, кроме заседаний закрытых, представителям повременной печати в числе не более одного от отдельного издания.

43. Закрытые  заседания Общего Собрания Государственной  Думы назначаются по постановлению Общего Собрания или по распоряжению Председателя Думы. По его же распоряжению назначаются закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы и в том случае, когда Министр или Главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коего касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявит, что оно составляет государственную тайну.

44. Отчеты о  всех заседаниях Общего Собрания  Государственной Думы составляются  присяжными стенографами и, по  одобрении Председателя Думы, допускаются  к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

45. Из отчета  о закрытом заседании Общего  Собрания Государственной Думы  могут подлежать оглашению в  печати те части, опубликование  которых сочтет возможным либо  Председатель Думы, если заседание  было объявлено закрытым по его распоряжению или по постановлению Думы, либо Министр или Главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие о том его заявления.

46. Министр или  Главноуправляющий отдельною частью  может взять обратно внесенное им в Государственную Думу дело во всяком его положении. Но дело, внесенное в Думу, вследствие возбуждения ею законодательного вопроса (ст. 34), может быть взято обратно Министром или Главноуправляющим не иначе, как с согласия на то Общего Собрания Думы.

47. Заключением  Государственной Думы по разсмотренным  ею делам признается мнение, принятое  большинством членов Общего Собрания  Думы. В этом заключении должно  быть определительно указано  согласие или несогласие Думы  с внесенным предположением. Предполагаемые Думою изменения должны быть выражены в точно установленных положениях.

48. Законодательные  предположения, разсмотренные Государственной  Думою, вносятся с ее заключением  в Государственный Совет. По  обсуждении дела в Совете, положение  его, кроме случая, указанного в статье 49, представляется на Высочайшее благовоззрение в порядке, установленном учреждением Государственного Совета, вместе с заключением Думы.

49. Законодательные  предположения, отклоненные большинством  двух третей членов в Общих  Собраниях как Государственной Думы, так и Государственного Совета, возвращаются подлежащему Министру или Главноуправляющему.для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное разсмотрение, если на это последует Высочайшее соизволение.

50. В тех случаях, когда Государственный Совет встретит затруднение принять заключение Государственной Думы, дело может быть по постановлению общего собрания Совета передано для согласования мнения Совета с заключением Думы в комиссию из равного числа членов от обоих установлений, по выбору Общих Собраний Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует Председатель Государственного Совета или один из председателей департаментов Совета.

51. Согласительное  заключение, выработанное в комиссии (ст. 50), вносится в Общее Собрание Государственной Думы, а затем в общее собрание Государственного Совета. Если согласительного заключения не будет выработано, то дело возвращается в общее собрание Государственного Совета.

52. В тех случаях,  когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежащее разсмотрению дело назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. Если в течение этого срока дело к слушанию назначено не будет или заседание Думы вновь не состоится по неприбытию положенного числа его членов, то подлежащий Министр или Главноуправляющий отдельной частью может, если признает необходимым, внести дело в Государственный Совет для разсмотрения его без заключения Думы.

53. Когда Императорскому Величеству благоугодно будет обратить внимание на медленность разсмотрения Государственной Думою внесенного в нее дела, Государственный совет назначает срок, к которому должно последовать заключение Думы. Если Дума не сообщит к назначенному сроку своего заключения, то Совет разсматривает дело без заключения Думы.

54. Члены Государственной  Думы об отмене или изменении  действующего или издания нового  закона (ст. 34) подают письменное  заявление Председателю Думы. К  заявлению должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение подлежащего отдела.

55. О дне слушания в отделе Государственной Думы заявления об отмене или изменении действующего или издания нового закона извещаются Министры и Главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, а также в подлежащих случаях Государственный Секретарь, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений, не позднее, как за месяц до дня слушания.

56. Если Министр  или Главноуправляющий отдельною  частью или же Государственный  Секретарь (ст. 55) разделяет соображения  Государственной Думы о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то дает делу движение в законодательном порядке.

57. Если Министр  или Главноуправляющий отдельною  частью или же Государственный  Секретарь (ст. 55) не разделяет  соображений о желательности изменения или отмены действующего или издания нового закона, принятых в отделе, а затем и большинством двух третей членов в Общем Собрании Государственной Думы, то дело представляется Председателем Думы в Государственный Совет, через который и восходит установленным порядком на Высочайшее благовоззрение. В случае Высочайшего повеления о направлении дела в законодательном порядке, ближайшая его разработка возлагается на подлежащего

Министра или  Главноуправляющего отдельною частью или же на Государственного Секретаря.

58. О сообщении  сведений и разъяснений по  поводу таких последовавших со  стороны Министров или Главноуправляющих  отдельными частями, а равно  подведомственных им лиц и  установлений, действий, в которых  усматривается нарушение существующих законоположений (ст. 35), члены Государственной Думы подают письменное заявление Председателю Думы. Заявление это должно заключать в себе указание, в чем усматривается нарушение закона и какого именно. Если заявление подписано не менее, чем тридцатью членами, то Председатель Думы вносит его на обсуждение Общего ее Собрания.

59. Принятое  большинством голосов Общего  Собрания Государственной Думы  заявление (ст. 58) сообщается подлежащему  Министру или Главноуправляющему  отдельной частью.

60. Министры и Главноуправляющие отдельными частями, не далее одного месяца со дня передачи им заявления (ст. 59), сообщают Государственной Думе надлежащие сведения и разъяснения или же извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

61. Если Государственная  Дума большинством двух третей  членов Общего ее собрания  не признает возможным удовлетвориться  сообщением Министра или Главноуправляющего  отдельною частью (ст. 60), то дело  восходит, через Государственный  Совет, на высочайшее Благовоззрение. [...]

Печатается  по: Законодательные акты переходного времени. СПб., 1906

ИЗ  ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ  ДУМУ

6 августа 1905 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Выборы в  Государственную Думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишиневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.

Примечание. Выборы в Государственную Думу от губерний Царства Польского, областей Уральской  и Тургайской и губерний и областей: Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и Наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности