Законотворчество государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и виды подзаконных НПА.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Высшее место в иерархической  структуре нормативных правовых актов государства занимают законы. Законы государства характеризуются  следующими признаками:

- они создаются в процессе  законотворчества представительным (законодательным) органом государственной  власти – парламентом, который  формируется из представителей  народа (депутатов). Этим объясняется  легитимность законов;

- законы имеют высшую юридическую  силу по отношению к другим  нормативно-правовым актам. Закон  занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему;

- законы принимаются при строгом  соблюдении процессуального порядка.  Особый процессуальный порядок  принятия законов предусмотрен  Конституцией РФ, конституциями,  уставами субъектов, а также  регламентами органов, в компетенцию  которых входит принятие законов;

- законы регулируют наиболее  значимые сферы общественной  и государственной жизни. К  ним относятся:

1) принципы организации и деятельности  законодательных, исполнительных  и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

2) основные права и обязанности  граждан, способы их охраны  и обеспечения;

3) вопросы уголовной ответственности  и уголовного процесса, а также  порядок исполнения уголовных  наказаний;

4) основные положения правового  статуса партий и других общественных  организаций;

5) федеральные налоги и сборы,  порядок формирования и расходования  государственного бюджета;

6) правовой статус средств массовой  информации;

7) вопросы обороны и безопасности;

8) международные отношения.

Итак, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый органами представительной (законодательной) власти в особом процессуальном порядке или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные отношения общественной и государственной жизни.8

 

2.2 Структура закона

 

Закон имеет особую структуру, которую  составляют следующие элементы:[12]

- закон имеет название, указывающее  на предмет правового регулирования,  то есть на круг регулируемых  общественных отношений;

- закон должен содержать наименование  органа, принявшего данный нормативно-правовой  акт. Юридическая сила данного  закона зависит:

1) от го места в иерархической  структуре системы законодательства  и

2) от органа, в компетенцию которого  входит принятие соответствующего  нормативного акта;

- каждый закон имеет номер  и дату его принятия, которые  помогают индивидуализировать законы  и определить их место в  иерархии нормативных правовых  актов;

- закон имеет нормативно-правовое  содержание. Закон обычно делится  на статьи, в которых содержатся  нормы права (правила предписания). Статьи имеют нумерацию и могут  быть объединены в главы и  разделы;

- закон должен быть подписан  соответствующим должностным лицом  (федеральный закон – Президентом  Российской Федерации).

 

2.3 Основные  виды законов в Российской  Федерации

 

Основными видами законов в Российской Федерации являются:

- Конституция РФ;

- федеральные конституционные  законы;

- федеральные законы;

- законы субъектов Федерации.

Конституция – это основной закон  государства, который принимается  в особом порядке, имеет высшую юридическую  силу и прямое действие. Он принимается  референдумом или же Конституционным  Собранием. Конституционные нормы  обладают верховенством по отношению  к другим законодательным актам. Это означает, во-первых, что нормы  всех иных правовых актов должны соответствовать  конституционным нормам и не противоречить  им. Во-вторых, что в случае расхождения  норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные  нормы. В-третьих, Конституция является основой всей законодательной базы Российской Федерации, возглавляет  иерархию нормативно-правовых актов.

Правовое значение прямого действия Конституции состоит в том, что  ее нормы непосредственно порождают  права и обязанности субъектов  правоотношений и при защите своих  прав граждане могут апеллировать к  нормам Конституции. Порядок организации  и деятельности высших органов государственной  власти также определяется на основании  конституционных норм.

Федеральные конституционные законы – это такие законы, которые  вносят изменения и дополнения в  Конституцию, а также законы, которые  принимаются для регулирования  вопросов, прямо предусмотренных  Конституцией РФ (ч.1 ст. 108). Они занимают особое место в российском законодательстве, так как имеют высшую юридическую  силу и призваны обеспечить стабильность Конституции, закрепляющей основы его  конституционного строя. В Конституции  указаны конкретные предметы ведения  России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами. Путем издания  федеральных конституционных законов  определяются: порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека; осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации; утверждается описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна российской Федерации; устанавливаются судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного Собрания РФ; порядок изменения Конституции в связи с изменением состава РФ.

Федеральные конституционные законы имеют прямое действие (применяются  непосредственно всеми субъектами права без подтверждения со стороны  каких-либо органов государственной  власти) и верховенство (все иные юридические акты, входящие в федеральную  правовую систему, издаются в соответствии с федеральными конституционными законами и не должны им противоречить) на всей территории Российской Федерации.

Верховенство федеральных конституционных  законов по отношению ко всем другим юридическим актам, включая и  федеральные законы, обусловливает  особую, более сложную процедуру  их принятия. Федеральный конституционный  закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа  членов Совета Федерации и не менее  двух третей голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы, в от время как принятие федеральных  законов достаточно простого большинства  голосов.

Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации  и по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обязательное издание некоторых федеральных законов предусмотрено в самой Конституции. Это, например, законы о гражданстве Российской Федерации, об условиях и порядке пользования землей, о сведениях, составляющих государственную тайну, об альтернативной военной службе, о государственных займах, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, о полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры РФ и так далее.

Федеральные законы не могут противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным конституционным  законам и должны строго им соответствовать.

Федеральные законы, принятые в сфере  ведения Российской Федерации, действуют  непосредственно и подлежат применению на всей ее территории.

Законы субъектов Федерации  принимаются представительными (законодательными) органами субъектов Федерации. Порядок  и процедура принятия данных законов  определяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а  также регламентами представительных (законодательных) органов субъектов  Федерации.

Для федеративной государственности  непреложным является принцип, согласно которому законодательные акты субъектов  Российской Федерации должны соответствовать  общефедеральным законам.

Недопустимым является тот факт, когда в федеративном государстве  нормативные правовые акты составляющих его субъектов находятся в  противоречии с федеральным законодательством, когда эти субъекты “вводят свои принципы построения правовой системы” вопреки действующим общефедеральным принципам.9

Подзаконный нормативно-правовой акт. В научной литературе подзаконный  акт – это правовой акт органа государственной власти, имеющий  более низкую юридическую силу, чем  закон.10

К подзаконным нормативно-правовым  актам относятся: нормативные постановления  представительных органов (парламента); нормативные указы и распоряжения Президента; нормативные постановления  и распоряжения Правительства; нормативные  указы глав субъектов в составе  Федерации; нормативные постановления  правительств субъектов в составе  Российской Федерации; нормативные  приказы и инструкции министерств  и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы краевой, областной и иной местной администрации.

Все подзаконные нормативные акты издаются на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов  и должны строго соответствовать  принципам и нормам, содержащимся в них.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как акты главы государства  издаются по широкому кругу полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации  являются нормативными правовыми актами, а распоряжения, как правило, - актами индивидуального характера, касающимися  конкретных отношений либо определенных лиц.

Указы Президента Российской Федерации  не могут противоречить Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам.

Это означает, что нормативные акты Президента носят подзаконный характер. Они обязательны для  исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции РФ), имеют прямое действие и приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Если нормативно-правовые акты субъектов  Российской Федерации, изданные по предметам  ведения Российской Федерации и  ее субъектов, противоречат нормативным  актам Президента Российской Федерации, то действуют акты Президента Российской Федерации.

Если же нормативные акты президента Российской Федерации противоречат нормативно-правовым актам субъектов  Российской Федерации, изданным по предметам  исключительного ведения субъектов  Российской Федерации, то действуют  акты субъектов Федерации.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации вступают в  силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим  нормативным актом установлен другой срок введения его в действие.11

Указы Президента Российской Федерации  наряду с федеральными конституционными законами служат нормативной базой  для стабильного функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации согласно Конституции  Российской Федерации издаются на основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов президента Российской Федерации  и регулируют отношения в различных  отраслях общественной и государственной  жизни.

Они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными  объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.

Акты правительства Российской Федерации носят подзаконный  характер и не могут противоречить  федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

В случае их противоречия Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию  в “Российской газете” и в “Собрании законодательства Российской Федерации” в течение десяти дней после их подписания.

Нормативные акты Правительства, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус федеральных органов  исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней со дня их опубликования.

Нормативные акты федеральных органов  исполнительной власти обычно определяют порядок деятельности внутриведомственных  отношений для органов, должностных  лиц и работников учреждений и  предприятий данного ведомства.

В некоторых случаях федеральные  органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями. Они регулируют межотраслевые, межведомственные отношения. Эти акты обычно называют “надведомственными актами”. Например, нормативные правовые акты Министерства финансов, Министерства транспорта, Налоговой службы и ряда других органов. Помимо этих актов существуют так называемые “межведомственные акты”, которые регулируют межведомственные отношения, то есть отношения, связанные с деятельностью только этих ведомств.

Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления по вопросам их ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей  территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы  собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Информация о работе Законотворчество государства