Законотворчество государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и виды подзаконных НПА.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов органов  местного самоуправления определяется уставом данной административно-территориальной  единицы.

Весьма актуальной остается проблема обеспечения соответствия нормативных  правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, федеральному законодательству и законодательству субъекта в составе Российской Федерации. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти, местное самоуправление осуществляется в рамках действующего законодательства, и акты, принимаемые ими, должны соответствовать  предписаниям законодательных актов  органов государства. Это обеспечит  осуществление законности на всей территории страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

 

3.1 Действие нормативно-правовых  актов во времени

 

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством  и кругом лиц.[17]

Правовые границы действия юридических  норм устанавливаются либо путем  непосредственного указания в законодательном  акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права.

Установление пределов действия нормативных  правовых актов имеет непосредственное значение в юридической практике для правильной реализации правовых норм.

Действие нормативных правовых актов во времени начинается с  момента вступления их в силу. Установление момента вступления юридических  норм в силу – важный элемент  для процесса реализации права, поскольку  вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому адресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими  нормами, так как они становятся обязательными для исполнения всеми  участниками правоотношений.

Российское законодательство12 устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу.

Во-первых, нормативно-правовой акт  вступает в силу со времени его  опубликования. Так, нормативные указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации  вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не установлено в самих актах.

Во-вторых, время вступления в силу нормативно-правового определяется по истечении определенного срока  после его опубликования.

Например, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, акты палат  Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования  в “Парламентской газете” “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.

В-третьих, нормативно-правовые акты вступают в силу с того момента, когда  это прямо указано в них  самих.

Так, Семейный кодекс Российской Федерации  введен в действие с 1 марта 1996 года, что прямо указано в самом  кодексе. В некоторых случаях  срок введения в действие федерального закона указывается в специальном  законе, утверждающем этот нормативно-правовой акт.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации введен в действие специальным  Законом от 13 июня 1996 года “О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации”, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) введен в действие Федеральным законом Российской Федерации “о введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” с 1 января 1995 года и так далее.

Пределы действия нормативно-правового  акта во времени по общему правилу  определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения  его действия.

Действие законов и других нормативных  актов прекращается: по истечении  срока действия, установленного в  самом нормативном акте; в результате прямого указания об отмене нормативно-правового  акта в специальном решении компетентного органа; в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший акт.

Так, с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года утратил свое действие Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года с последующими изменениями  и дополнениями в период с 27 октября 1960 года до 1 января 1997 года.

Однако законодательная практика знает и случаи расширения пределов действия во времени. Речь идет о так  называемой “ретроактивности закона”, когда закон приобретает обратную силу, то есть распространяется на деяния, совершенные до его издания, хотя по общему правилу в российском праве действует принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Этот принцип означает, что вновь принятый закон регулирует только те отношения или права и обязанности, которые возникли после его вступления в силу, и он не распространяется на те правоотношения, которые уже существовали.

Так, уголовный закон, устраняющий  преступность деяния, смягчающий наказание  или иным образом улучшающий положение  лица, совершившего преступление, имеет  обратную силу, то есть распространяется на тех лиц, которые совершили  соответствующие деяния до вступления этого закона в силу. Данное правило  подчеркивает гуманный характер российского  уголовного законодательства по отношению  к лицам, совершившим преступления до принятия нового уголовного закона.

В гражданском, семейном законодательстве и других отраслях права, регулирующих длящиеся отношения, по общему правилу  закон применяется к тем отношениям или отдельным правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу (ст.4 Гражданского кодекса  РФ, ст. 169 Семейного кодекса РФ). А  обратную силу для этих отраслей законодательства приобретают лишь те нормы, на которые  есть прямое указание в специальном  законе. Например, ч. 2 ст.4 ГК РФ закрепляет, что “действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом”.

Законом могут быть предусмотрены  и случаи так называемой “ультраактивности старого закона”, то есть сохранения действия этого закона на отдельные правоотношения после его отмены. Например, ст. 4 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, закрепляет, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку он не противоречат части первой Кодекса.

 

3.2 Действие нормативно-правовых  актов в пространстве

 

Действие нормативно-правовых актов  в пространстве означает, что они  имеют юридическую силу в пределах территории данного государства, то есть это связано с юрисдикцией  государства.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая  внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также военные корабли и  гражданские суда, находящиеся в  открытом море и в чужих территориальных  водах, воздушные корабли, находящиеся  в воздухе за пределами государства, и территории посольств и консульств.13

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов, а нормативные  акты органов местного самоуправления – в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, на которые распространяется власть органов местного самоуправления.

Экстерриториальное действие закона имеет место в тех случаях, когда законом признается возможность  применения юридических норм данного  государства к гражданам и  организациям, находящимся за границей.

Так, форма и порядок совершения внешнеэкономических сделок определяются законодательством Российской Федерации  независимо от места совершения сделок (ст. 162 ГК РФ). Уголовная ответственность  российских граждан наступает по российским законам и в тех  случаях, когда преступление совершено  ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).

Внутри государства нормативно-правовые акты могут действовать как на всей территории Российской Федерации, так и на определенной ее части. Например, некоторые нормативные акты адресованы законодательством определенной части  территории. Их называют нормативными актами ограниченного действия (например, нормативные акты, предназначенные  только для районов Крайнего Севера).

В связи с конституционным закреплением принципа приоритета международного права  над национальным законодательством  принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации и имеют  непосредственное и прямое действие. Это конституционное положение  имеет важные правовые последствия, одно из которых состоит в том, что правоприменительные органы, включая Конституционный Суд  Российской Федерации и суды общей  юрисдикции, в пределах своей компетенции  вправе применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Это особенно актуально при обеспечении основных прав человека и гражданина, установлении стабильности международного правопорядка.

 

3.3 Действие юридических норм  по кругу лиц

 

Федеральные конституционные законы, федеральные законы распространяют свое действие в равной мере в отношении  всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

В некоторых случаях закон прямо  устанавливает круг лиц, на которых  распространяется его действие. Так, одни юридические нормы действуют  только в отношении граждан Российской Федерации, другие распространяются на должностных лиц (например, нормы  Уголовного кодекса Российской Федерации  об ответственности за воинские и  должностные преступления).

Из общего правила о распространении  закона на всех лиц сеть и исключения. Так, иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут  быть привлечены к уголовной ответственности. Ответственность этих лиц за совершенные  правонарушения разрешается дипломатическим  путем. Они также не могут быть принудительно вызваны в суд  для дачи показаний. Неприкосновенность дипломатических представителей иностранных  государств обусловлена необходимостью обеспечения их свободы и независимости, без которых немыслимо исполнение ими возложенных на них обязанностей.

Несмотря на то, что по российскому  законодательству иностранцам и  лицам без гражданства, наряду с  гражданами, предоставляется широкий  круг прав и свобод и на них возлагаются  обязанности, в некоторых правоотношениях они не могут выступать носителями субъективных прав и исполнять юридические обязанности. Например, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, состоять на службе в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует им основные права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, изучив данную тему, проанализировав нормативные акты Российской Федерации, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод о том, что важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов, в первую очередь, достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.

Нормативно-правовые акты – важнейшие  источники права в Российской Федерации и играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают  другие источники права.

Посредством нормативно-правового  акта государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности  общества.

В Российской Федерации система  нормативных актов включает в  себя законы, указы, постановления, инструкции приказы и решения.

По юридической силе акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации  – базовый правовой акт.

Для каждого государства количество стадий законотворческого процесса различно. Для Российской Федерации  характерны следующие стадии: законодательная  инициатива (внесение проекта на рассмотрение); подготовка текста законопроекта; внесение законопроекта в соответствующий  правотворческий орган; обсуждение проекта; принятие закона; подписание закона; официальное опубликование  закона.

Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и  изучении понятия и стадий законотворчества в Российской Федерации.

Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы,  литературы  ведущих правоведов и юристов, законов, а также  возможность  практического  применения нормативно-правовых актов в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993. – М.: Новая волна, 1997.
  2. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ, - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года № 2 – ФКЗ. // СЗ РФ.
  4. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996г. № 763 // СЗ РФ № 22.
  5. Абдулаев М. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2005.
  7. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. Для начинающих юристов. – М.: Книжный мир, 2003.
  8. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. – М.: Книжный мир, 2003.
  9. Зивс Л.И. Источники права. – М.: Книжный мир, 2003.
  10. Кузьмин А.В. Юридическая деятельность. – М.: НОРМА, 2003.
  11. Карташов В. А. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология//Проблемы юридической техники: Сборник статей. Нижний Новгород, 2002.
  12. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
  13. Пиголкин А.С. Язык закона. – СПб.: Питер, 2004.
  14. Протасов В.Н. Юридическая процедура. – СПб.: Питер, 2004.
  15. Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. – М.: Юристъ, 2003.
  16. Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  17. Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М.: Книжный мир, 2003.
  18. Шупленков В.П. Законотворчество: фундаментальный курс. – М.: Проспект, 2004.

Информация о работе Законотворчество государства