Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:26, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение избирательного процесса в Российской Федерации, а также преодоление правовой неграмотности в данном вопросе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи, которые отразили структуру ее основной части:
– дать характеристику понятия избирательного процесса;
– рассмотреть стадии избирательного процесса в российском законодательстве, в частности назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие избирательного процесса в Российской Федерации……….....6
Глава 2. Стадии избирательного процесса по Российскому
законодательству…………………………………………………………………10
2.1 Назначение выборов…………………………………………………………10
2.2 Составление списков избирателей…………………………………………..13
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков……….16
2.4 Формирование избирательных комиссий…………………………………..18
2.5 Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов………………….20
2.6 Предвыборная агитация………………………………………………………29
2.7 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов
выборов и их опубликование……………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………….37
тов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, но не может быть менее 25 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 60 подпи-сей.
Установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референ-
дума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образова-ния не допускается.
Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комис-
сией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, ре-гистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избиратель-
ного фонда. Установленный законом субъекта Российской Федерации период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума – не менее 20 дней.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих актив-ным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, органов управления организаций независимо от формы собственнос-
ти, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референду-ма в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадле-жит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, уполно-моченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участ-ников референдума, договор о сборе подписей.
Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются зако-
ном. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства. Указанные данные вносятся толь-
ко рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собстве-
нноручно.
Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у
кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования
соответствующего государства.
С одной стороны, регистрация кандидатов – юридический фактор, откры-
вающий следующий этап избирательной кампании, с другой стороны – организационный. Регистрацию кандидатов следует рассматривать как протя-
женный во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответст-
вия фактического порядка выдвижения кандидатов тому, который установлен законом [9].
Регистрация кандидатов должна быть строго документирована. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, – наличие необходимо-го количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов. Второе – письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также предста-
вление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объедине-
ний, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Третье – наличие заяв-
лений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующей избирательной комиссией при нали-
чии заявления, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собран-ных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, выдвинувшей кан-дидата. Подписи, собранные в поддержку кандидата в обязательном порядке проверяются на подлинность.
В случае выполнения всех требований статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат подлежит регистрации соответствующей избирательной комиссией.
2.6 Предвыборная агитация
Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объедине-ний, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агита-ции в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федера-ции [11].
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе соб-
раний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участво-вать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местно-го самоуправления, благотворительные организации, религиозные объедине-ния, должностные лица государственных органов и органов местного самоуп-
равления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государствен-
ных и муниципальных телерадиокомпаний осуществляющих телевизионное и радиовещание на территорий соответствующего избирательного округа, на равных основаниях и на основании заключенного с государственной телерадио-
компанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.
Периодические печатные издания, учредителями которых являются госу-
дарственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо кото-рые финансируются полностью или частично за счет средств бюджета или средств органов местного самоуправления, а также издания, которые имеют льготы по уплате налогов по сравнению с другими изданиями, и распространя-
ются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и мате-риалов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, нахо-дящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребле-
бления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, на-сильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом [11]. В случае совершения таких нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представления-ми об отмене решения о регистрации кандидата.
Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением уста-новленного порядка проведения предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массо-вой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов ре-зультатов выборов не допускается.
2.7 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление
результатов выборов и их опубликование
Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов – заве-
ршающая, самая ответственная стадия избирательного процесса.
Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствую-щей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий.
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избира-телей, в день голосования, вправе получить в участковой избирательной коми-ссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот изби-
ратель обладает активным избирательным правом [10].
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах) относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен-ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решени-ем окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможно-сти проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствую-щем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвра-щенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосова-ния вправе присутствовать наблюдатели.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально обору-дованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюлле-тень вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверен-
ным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной миссии, подписи и специальные знаки, установленные законодательством. По-лучение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявле-ние избирателя.